Российская газета, 13.08.2010

Пока государственные мужи лишь планируют строительство платных трасс в стране, иркутский предприниматель Алексей Котельников перешел от слов к делу.
Купил кусок дороги, отремонтировал за свой счет и поставил шлагбаум.

Цены кусаются – за право проезда по деревянному мосту и 800-метровому участку асфальта – 200 рублей.
Это с грузовиков. С легковушек – 20. Дорога ведет в садоводческий кооператив «Ангара», в котором не меньше 350 домов. Некоторые садоводы живут здесь круглый год. Вокруг поселка расположено несколько предприятий, имеющих на балансе транспорт.

– Что же это такое? – возмущается Альбина Щапова, жительница садоводства. – Если мне за день десять раз нужно туда-сюда проехать, что ж мне – каждый раз кошелек доставать?
Я по своей земле хожу и платить за что должна, за воздух?

Владельцы «стратегического объекта» парируют, что плата взимается отнюдь не за воздух, а за вполне конкретные и осязаемые вещи.

– Я эту дорогу отремонтировал на свои деньги – вложил больше миллиона, – объясняет Алексей Котельников, руководитель компании, которая и владеет этой дорогой. – Видели бы вы, что здесь было – яма на яме! Причем мы предлагали и дачникам, и фирмам скинуться на ремонт, сделать его сообща.
Люди здесь живут и работают небедные. Но никто не захотел участвовать, хотя пользуются дорогой все. А ее же еще и содержать надо, и налоги на имущество платить, и арендную плату за земельный участок – земля-то под дорогой муниципальная.

А раз так, то руководство компании-владельца посчитало справедливым возместить свои расходы, перекрыв путь.

С соседями-коммерсантами за это время владельцы худо-бедно договорились.
Но дачники упорно отказываются платить мзду и жалуются во все инстанции. Аргумент у них простой: «Компания дорогу отремонтировала для своих нужд и по своей инициативе. Мы ее об этом не просили». Позицию хозяина моста называют рэкетом.

Между тем по бумагам все получается законным – и частная собственность, и шлагбаум.

– Мы проверили всю документацию, – поясняет начальник земельного департамента администрации Иркутска Антон Протасов. – Дорога действительно принадлежит предпринимателю на законных основаниях.
Раньше это была ведомственная трасса – ее построило еще в 1969 году и много лет содержало предприятие «Вилюйлес». В результате приватизации она в составе всего имущественного комплекса отошла в собственность предприятия, а нынешний владелец купил ее и мост вместе с базой.

На всякий случай городская администрация направила запрос в прокуратуру Иркутска: не было ли нарушения при приватизации дороги и законно ли стремление ее владельцев брать плату за проезд?
В прокуратуре пока не комментируют ситуацию, поскольку проверка по факту не завершена. Котельников в свою очередь утверждает, что насчет тарифов в прошлом году обращался в комитет цен – там ему пояснили, что рыночные отношения регулируют сами участники рынка, никто не сказал, что эта затея незаконна. Тем более что на пункте пропуска есть контрольно-кассовая машина, и охранник вручает проезжающим кассовый и товарный чеки. Причем таксу хозяин не считает заоблачной. Ссылается на то, что соседние предприятия делают бизнес на лесе и металле, и 200 рублей для них не расходы.

– Если честно, мы и сами не рады такому хозяйству, – признается мостовладелец. – Мы обратились к властям с предложением передать дорогу и мост на баланс города или области – пусть нам только стоимость ремонта возместят.
Вот только никто не торопится их принимать. Говорят, денег нет.

Городским чиновникам удалось склонить конфликтующие стороны к временному компромиссу.
Город согласился в этом году не взимать арендные платежи с компании, а она взамен будет беспрепятственно пропускать садоводов. Для грузовиков и посторонних легковушек въезд останется платным.

Но что будет в следующем году?
На переговорах председатель садоводства Анатолий Собейко сказал, что жители до нового года собираются отсыпать альтернативную дорогу. И попросту объезжать шлагбаум.

Екатерина Дементьева

Оригинал статьи


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире