12:44 , 17 августа 2009

Авиакатастрофа в Жуковском

Комсомольская правда, 16.08.2009

Пилот уводил падающий самолет от дачного поселка

В воскресенье в небе над Жуковским во время подготовки к авиашоу МАКС-2009 столкнулись два самолета

ЧП произошло в воскресенье днем, когда в поселке Лебяжье, что в нескольких километрах от подмосковных Бронниц, было полным-полно дачников.

— Мы всей семьей жарили шашлыки, как вдруг на нас стал падать самолет, — со слезами в глазах вспоминает Елена Воронцова. – Мы буквально прикипели к стульям. Подумали: ну все, это конец.

— Но я вам клянусь, пилоты сделали все, что могли, чтобы увести истребитель от поселка, — признается муж Елены Владимир. – Они понимали, что самолет точно рухнет на землю, но выжимали из него все, что могли, и сделали чудо! Пилоты катапультировались, когда самолет уже стал неуправляемым и летел прямо в землю, на окраину поселка.

Су-27 из легендарной группы «Русские витязи» все-таки упал на дачный домик – самый крайний в поселке. Там в этот злополучный момент были пять человек – все они, на удивление и к счастью, живы, но с многочисленными ожогами были отправлены в больницу. Одна женщина находится в реанимации в больнице города Бронницы. Еще четверо мужчин доставлены в Раменскую городскую больницу. Очевидцы говорят, что вначале был взрыв, после чего домик загорелся. Первые, кто прибежали тушить, были люди из соседних домов. Но хозяин сгоревшего коттеджа стал отговаривать народ: мол, там баллоны с газом лежат, рванет – и нас с вами не будет.

— Я видел, как в небе столкнулись два истребителя, — вспоминает очевидец событий Валентин Ермаков. – Но после столкновения самолеты продолжали лететь, из двигателей были большие языки пламени. Один летел на наш поселок, другой – в сторону реки Велинка. Там он и упал, посреди поля.

— Мы увидели в небе раскрывшийся купол, — рассказывает москвич Игорь, который как раз был на даче. — Парашютист полетел вниз. Уже у земли стропы запутались в ветвях сосны, и он на них повис. Но он был, как нам показалось, в полном порядке — своими ногами дошел до машины спасателей.

Спецы из Центроспаса города Раменского первыми прибыли к местам авиакатастрфы. Но найти там кого-нибудь из экипажей истребителей не удалось – летчики обоих самолетов катапультировались за несколько секунд до падения. Один из них – командир экипажа, заслуженный пилот России, пожалуй, один из самых знаменитых летчиков страны Игорь Ткаченко, погиб.

— Спасибо этому человеку за то, что спас нас, — говорит глава семьи Колесниковых Николай. Они отдыхали рядом с местом авиакатастрофы и о гибели летчика узнали по радио. – У нас до сих пор в глазах момент падения самолета. Я испугался не за себя — за свою семью. И только дочка мне потом сказала: «Папа, а мне совсем было не страшно». Она еще не понимает, какой ценой далось спасение нас и десятков других людей.

Старожилы поселка вспоминают точно такой же случай, который произошел здесь 35 лет назад. Тогда в 200 метрах от вчерашней трагедии разбился самолет, который совершал тренировочный полет. Как выяснило расследование, у него отказал двигатель, и он стал падать на поселок. Невероятными усилиями 29-летнему пилоту Павлу Коровке удалось увести машину от домов. Летчик спас людей ценой собственной жизни. Местные жители до сих пор в знак благодарности приносят цветы к памятнику. Он установлен на месте трагедии и выполнен в виде крыла от того самого самолета.


Самолеты столкнулись в воздухе Фото: АП


Самолет упал на дачные постройки Фото: АП

ВОЗМОЖНО, ТКАЧЕНКО СЛИШКОМ ПОЗДНО КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО ХОТЕЛ СПАСТИ САМОЛЕТ И ПОСЕЛОК
ЧП в воздухе постигло два самолета Су-27 знаменитой группы «Русские витязи» во время отработки программы, которую пилоты должны были показать на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском (он пройдет с 18 по 23 августа).

Разрушено три дома в дачном массиве Фото: АП


ЧП произошло недалеко от подмосковного Жуковского

Информация с места трагедии поступала разноречивая. Поначалу сообщалось, что в самолетах находились два летчика. Оба успели катапультироваться. Один из них повис на дереве, зацепившись стропами парашюта. Обоих якобы быстро нашли «вертушки» и эвакуировали, состояние пилотов нормальное.

Штурман из группы «Стрижи» Игорь Куриленко

Однако позже выяснилось, что летчиков было трое. Один из них — гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники Игорь Ткаченко, командир «Витязей». Он погиб.
Заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур высказал ряд предположений о том, как именно погиб Ткаченко.
«Скорее всего, ему не хватило высоты при катапультировании. Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек», — сказал Квочур.
Летчик предположил, что Ткаченко мог попытаться спасти самолет, поэтому принял решение катапультироваться слишком поздно.
«Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой летчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», — сказал Квочур.
Двое других пилотов — гвардии подполковник Виталий Мельник и штурман Игорь Куриленко (они летели в самолете-спарке. Это что-то вроде учебного автомобиля с двумя системами управления — Ред.).
Куриленко, к слову, — штурман из дружественной пилотажной группы «Стрижи». Ему уже приходилось катапультироваться из падающего истребителя. В 2006 годув пермском аэропорту «Большое Савино» МиГ-29 под управлением полковника Николая Дятла и Игоря Куриленко во время взлета попал в стаю внезапно поднявшихся в небо птиц. Самолет потерял управление и обоим летчикам пришлось катапультироваться.

По предварительным данным, нынешняя трагедия произошла из-за отказа управления в ведущем самолете. Пилот второго истребителя не успел отреагировать (да и не мог успеть — самолеты летели практически вплотную друг к другу) и врезался в машину ведущего.
На месте падения самолетов Су-27 отыскали «черные ящики». Информация с них должна помочь прояснить картину ЧП.
Как сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин, по факту катастрофы в Жуковском уже завели уголовное дело (статья 263 УК РФ — «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»).


Один Су-27 разбился в поле неподалеку от поселка Верхнее Велино… Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин направили соболезнования родным и близким покойного.
Премьер подчеркнул, что считает гибель летчика такого класса, как гвардии полковник Игорь Ткаченко, невосполнимой утратой не только для летного сообщества России, но и всего мира.
Тем временем, сотрудник фирмы ОАО «Авиасалон», которая занимается организацией МАКС-2009, сообщил, что «Витязи» и «Стрижи» могут отменить показательные выступления.


...второй истребитель рухнул на окраину дачного массива. Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

«Полеты пилотажных групп «Русские витязи» и Стрижи» — лучших пилотажных групп России — скорее всего, будут отменены в связи с гибелью командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко", — рассказал источник в компании.
По его словам, два других пилота находятся в больнице, их состояние опасений не внушает.
Сотрудник «Авиасалона» категорически отверг версию непрофессионализма пилотов.
«Произошел трагический несчастный случай. Из-за того, что самолеты летают на крайне малом расстоянии (от полутора до двух метров), выполняя полет, при роспуске они задели друг друга и произошел этот инцидент», — отметил он.


Где произошла трагедия

ЕСТЬ МНЕНИЕ
— В последнее время пилоты из «Русских витязей» были постоянно на взводе, — сообщил нам источник из подразделения ВВС в Кубинке. — Дело в том, что ходят упорные слухи о переводе пилотов из Кубинки в Липецк. Якобы это решение уже принято и о нем вскоре должны были сообщить официально. Конечно, летчикам было трудно смириться с мыслью о переезде — у всех у них есть семьи, состоявшийся быт. Так что, вполне возможно, ошибка при пилотировании стала следствием постоянных переживаний.


Так развивались события

КОММЕНТАРИЙ ПИЛОТА
«Великолепный он парень был»
Магомед ТОЛБОЕВ, Герой России, летчик-испытатель:

— Игорь Ткаченко только вот позавчера у меня был. Билеты на МАКС для своей семьи просил: «Магомед Омарович, хочу, чтобы хоть раз мои родные здесь побывали, вживую посмотрели». Договорились сегодня встретиться, у меня уже и конверт с билетами для него был. А ведь величайший профессионал был, это просто мировое недоразумение какое-то. Высочайшего уровня пилот. Я таких людей называю «русскими медведями». Интеллект на месте, физическая сила на месте. Великолепный парень был…

Фото сделано сразу после столкновения. Видно, что у ведущего самолета из двигателя выбрасывается пламя.

ОФИЦИАЛЬНО
— Следственный комитет при Прокуратуре РФ возбудил по факту катастрофы уголовное дело по статье «нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта», — заявил вчера официальный представитель СКП Владимир Маркин.
Бортовые самописцы обоих истребителей были найдены, теперь их расшифровкой займутся специалисты.
Создана также комиссия, в состав которой вошли представители Минобороны и ВВС России.


В правом углу снимка — Су-27, рухнувший в районе Верхнего Велина. Кружком обведено кресло с катапультировавшимся пилотом.

УЖАСНОЕ СОВПАДЕНИЕ
В этот же день, буквально в то же время в Калужской области погибли сын бывшего пилота «Витязей» Антон Хачковский и чемпионка Европы по самолетному спорту Светлана Сидоренко.

По сведениям официального представителя СКП РФ Владимира Маркина, Сидоренко была пилотом-инструктором на Як-52. Она и 20-летний курсант Ульяновского Авиационного института Хачковский вылетели из Серпуховского района Подмосковья.

«Около 13.00 мск на территории Калужской области самолет по невыясненным причинам рухнул на землю, члены экипажа погибли на месте», — сказал Маркин.

Позже выяснилось, что отец Антона, Дмитрий Хачковский, был военным летчиком. Четыре года он летал в группе «Русские Витязи» как правый и хвостовой ведомый. В 2003 году старший штурман ЦПАТ Хачковский ушел в запас.

В катастрофе погиб командир «Витязей», гвардии полковник Игорь Ткаченко Фото: knights.ru


Виталий Мельник летел в самолете-спарке. Фото: knights.ru

ДОСЬЕ «КП»

«Русские витязи» — единственное в мире подразделение, выполняющее высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. Группа освоила весь комплекс фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, «бочка», косая петля в «стреле», вираж на форсаже, «колокол» на встречных курсах (два истребителя одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке), роспуск «тюльпан». Фигуры выполняются на скоростях 800-900 км/ч и более, на высотах от 60-70 метров до 1,5 километров.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

ТКАЧЕНКО ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ


Гвардии полковник, начальник 237 гв. центра показа авиационной техники. Заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер.

Родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова, в 2000 году — Военно-Воздушную Академию им. Ю.А.Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служит на Кубинской авиабазе.
За время прохождения службы освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Летал на самолетах зарубежного производства: Мираж-2000, F-16. Высшим пилотажем занимался с 1989 года, был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские Витязи».

Ринат Низамов, Антон Юлаев
Оригинал




Московский комсомолец, 17.08.2009


Шоу с летальным исходом
Пилотажная группа «Русские витязи» разбилась накануне открытия авиасалона

Таких авиакатастроф Россия не переживала уже давно. В воскресенье в подмосковном небе во время репетиции перед открывающимся во вторник авиасалоном «МАКС» столкнулись два истребителя «Су-27». Погиб Игорь Ткаченко — летчик с мировым именем, командир Центра показа авиатехники, бессменный ведущий «Русских витязей», одной из лучших на планете пилотажных групп. Двое его товарищей — Игорь Куриленко и Виталий Мельник, также катапультировавшиеся, остались живы. У одного из них, по предварительным данным, перелом позвоночника. На земле, в деревне Белозериха, куда рухнул один из самолетов, разрушены три дома. Ожоги получили пять человек.

«Самолет — надежен, ты сидишь внутри железного каркаса, а парашют — это всего лишь тряпка»
Игорь Ткаченко — в интервью «МК».


«Русские витязи» в этот день отрабатывали свою программу на авиашоу вместе с другой пилотажной группой — «Стрижи» (они летают на «МиГах-29»). После полета ромбом (9 самолетов — пятерка «Су» и четверка «МиГов») группы разошлись. Столкновение в группе «Русских витязей» произошло, когда они летели уже одни.

СПРАВКА «МК»

«Су-27» Российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Первый полет прототипа состоялся в 1977 году. Является одним из основных самолетов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других.

Размах крыла — 14,7 метра, длина — 21,935 метра, высота — 5,932 метра. Масса пустого самолета составляет 16,3 тонны. На высоте «Су-27» развивает скорость до 2500 км/ч.

По версии почетного президента авиасалона Магомета Толбоева, известного летчика-испытателя, к катастрофе могла привести ошибка одного из пилотов. Пилотирование тяжелых истребителей «Су-27» в плотном строю является чрезвычайно трудным элементом группового высшего пилотажа. Один из истребителей мог попасть в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону. Не исключено, что ведомый отстал от ведущего и, догоняя его и равняясь на расстоянии 1,5—2 метра от хвоста самолета, в него врезался. Скорее всего в самолете ведущего инструктором был как раз Игорь Ткаченко (этим и объясняется наличие трех пилотов при двух разбившихся машинах). По другой версии, прямо по курсу «Витязей» неожиданно взлетела стая птиц. Возможно, они попали в двигатель одного из истребителей, тот потерял управление и в плотном строю зацепил другой. Техническую же неисправность специалисты отрицают на 99%. Самолеты пилотажной группы постоянно проходят самый тщательный осмотр и регламентное обслуживание.

Почему опытнейший пилот не успел спастись? По одной из версий, у Ткаченко просто не раскрылся парашют — он катапультировался на слишком маленькой высоте.

Корреспонденты «МК» поговорили с очевидцами происшествия.

_ Мы с братом приехали в этот день в гости к родителям, — рассказала Дарья Габай. — Они живут в Верхнем Велине, что в 5 км от Бронниц. Все мы вышли во двор, чтобы полюбоваться виражами, которые в небе выделывали самолеты. Потом неожиданно два из них столкнулись, мы услышали глухой хлопок. Один самолет бросило за Москву-реку. А второй полетел прямо на нас. Хвост у него был объят пламенем. Он так быстро приближался к нам, что мы опешили. Даже не успели подумать, что нам делать — бежать или стоять на месте. Но самолет, слава Богу, пронесся над нашим огородом, перелетел проезжую часть и упал в районе соседней деревни.

— А потом мы увидели, как в небе раскрылся парашют, — добавил ее брат Александр. — И один из пилотов приземлился прямо в 100 метрах от нашего огорода, возле озера. Мы быстро сели в машину и поехали узнать, не нужна ли помощь. Парашютист (мужчина лет 50) нас поблагодарил, сказал, что с ним все в полном порядке и что за ним скоро приедут. Выглядел он нормально, крови на нем не было. Он потом при нас позвонил по мобильному и сказал кому-то, что «положил самолет в поле». А через несколько минут за ним прилетел вертолет и забрал его.

— Самого столкновения я не видел, — рассказал полковник запаса Виктор (именно он первым позвонил в службу спасения). — Я заметил только самолет, у которого произошло возгорание двигателя. С точностью до километра я спрогнозировал, куда он упадет, и сообщил об этом всем службам. Через две секунды я увидел, как катапультировался пилот. А потом заметил клуб дыма за горизонтом — там, где упал второй самолет (километров в 10 от первого). Я подъехал к первому, в конец деревни Тяжино. Машина ударилась о землю и перевернулась вверх шасси. При этом в момент касания произошел взрыв, носовая часть отделилась, и ее отбросило метров на 40—50 от фюзеляжа. Сразу же сбежалось много народу, и мне пришлось в буквальном смысле отгонять их. Люди вели себя странно — они как будто радовались произошедшему. Старались сфотографироваться на фоне горящих обломков. А ведь это было еще и крайне опасно. Через 20 минут произошел взрыв (взорвались пиротехнические средства, которые были на борту). Этот самолет восстановлению не подлежит. Его даже осмотреть теперь проблематично — от него мало что осталось.

Один из самолетов рухнул на дачный поселок в деревне Белозериха. Одна из очевидиц, Виктория Козырева, рассказала «МК»:

— Самолет упал в 25 метрах от нашего дачного участка (точнее, участка моей подруги, а я была у нее в гостях) в Белозерихе. Произошел сильнейший взрыв. Взрывной волной обломки бросило на нашу дачу, загорелся сарай. Сверху на нас прямо сыпались различные детали. Некоторые из них в землю вошли на полметра. Мы жутко испугались, прямо на коже чувствовала капли горячего бензина. Тут я увидела бегущую по улице женщину лет 40. Она страшно кричала, у нее горела вся спина. Какой-то мужчина стащил с нее одежду, и было видно, что с нее кожа, как чулок, слезла. Я сразу же бросилась вызывать «скорую». Пострадавшая была в шоке, потому все время бежала, ее никак не могли остановить. А потом приехали врачи и забрали ее в больницу. Дача, на которую упал самолет, выгорела полностью. Там вроде бы никого не было в этот момент. Все дачники бросились тушить пожар. Но в основном поливали водой близлежащие дома, чтобы огонь не перекинулся на них. Через 20 минут приезжали пожарные и все потушили. Однако еще долго стояла густая дымовая завеса.

— Я с внуками гулял на улице, — говорит Владимир Раземенко. — Вдруг услышали хлопок, увидел пролетающий горящий самолет и сильный взрыв. Все затрясло. Дети закричали, мы приказали им ложиться. Самолет упал в 30 метрах от нас, прямо возле двухэтажного кирпичного дома наших соседей. От него ничего не осталось. На том месте теперь огромная воронка. Хозяйка этого дома красила забор, когда все произошло. Ее сильно обожгло. Топливо выплеснулось из бака и попало на два соседних деревянных дома. Они полностью сгорели.

Интересно, что в одном из соседних домов работали таджики. Они строили беседку. Так вот от той беседки ничего не осталось, а самим таджикам никто не может дозвониться. Однако не исключено, что они все-таки не погибли. А просто их хозяин отпустил отдохнуть. Но еще утром в воскресенье их там видели.

Судьба авиашоу на салоне «МАКС» вчера оставалась неизвестной. Сообщения официальных структур противоречили друг другу. Так, утверждалось, что программа не изменится — у пилотажной группы «Русские витязи» есть запасные самолеты и личного состава хватит. По другим данным, программу собирались значительно изменить.

По самому же факту авиакатастрофы начата проверка и ВВС России и военной прокуратурой Московского военного округа.

Примечательно, что Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнование семье погибшего Игоря Ткаченко раньше, чем военные назвали фамилию погибшего. Командование ВВС и после заявления главы государства хранило упорное молчание.

Между тем, в воскресенье в Калужской области разбился спортивный Як-52. Погибли оба члена экипажа — мужчина и женщина.

P.S. Во второй половине дня воскресенья появилась информация, что под обломками одного из истребителей может находиться погибший человек.

ТКАЧЕНКО ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ, гвардии полковник. Командир Центра показа авиатехники ВВС РФ, авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи». Заслуженный военный летчик России. Военный летчик-снайпер. Родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П.Чкалова, в 2000 году — Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты «Л-29», «МиГ-21», «МиГ-29», «Су-27», «Су-35». Налетал на данных типах самолетов 1950 часов. Летал на самолетах зарубежного производства «Мираж-2000», «F-16». Высшим пилотажем занимался с 1989 года. В пилотажной группе «Русские витязи» был ведущим и соло-пилотом. Женат. Остались сын и дочь. Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИК, 1965 г. р., гвардии подполковник, заместитель командира авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи». Военный летчик 1-го класса. С 2003 года служит на авиабазе в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты «Л-29», «МиГ-23», «Су-27», «Су-30». Налетал на данных типах самолетов 1500 часов.

ИГОРЬ КУРИЛЕНКО, 1962 г.р., старший штурман однажды уже попадал в авиакатастрофу. В составе пилотажной группы «Стрижи» 27 июля 2006 года потерпел аварию на самолете «МиГ-29УБ» при выполнении полета с аэродрома Большое Савино (Пермь). Причиной аварии стала стая птиц, неожиданно появившихся по курсу взлета самолета. Летчики катапультировались.


КАТАСТРОФЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ «СУ-27»

26 декабря 1994 г. — катастрофа в Комсомольске-на-Амуре во время планового испытательного полета. У только что построенного самолета отказал мотор, летчик катапультировался.

12 декабря 1995 г. — над территорией Вьетнама при заходе на посадку на аэродром Камрань потерпели катастрофу три самолета ВВС РФ (пилотажная группа «Русские витязи»), совершавших перелет из Малайзии (участвовали в авиасалоне «ЛИМА-95») в Россию. 4 пилота погибли.

1 октября 1997 г. — при выполнении тренировочного полета потерпел катастрофу истребитель, принадлежащий авиационному полку Кольского соединения ПВО. Погибли два летчика.
9 декабря 1998 г. — в результате катастрофы истребителя в районе Комсомольска-на-Амуре погиб пилот.

17 мая 2001 г. — самолет ВВС России потерпел катастрофу вблизи села Нарышкино в Тамбовской области. Летчик катапультировался, самолет упал в поле.

19 июня 2001 г. — истребитель потерпел катастрофу при взлете с аэродрома в районе Комсомольска-на-Амуре. Погибли оба пилота.

27 июля 2002 г. — во Львове во время авиашоу в результате катастрофы «Су-27УБ» на аэродроме Скнилов пострадали 543 человека, погибли 77, в том числе 28 детей.

15 сентября 2005 г. — истребитель разбился на территории Шакяйского района Литвы по причине отказа навигационных систем, летчик успел катапультировался.

29 июля 2008 г. — в Приморье разбился «Су-27» при выполнении планового полета, погиб один из пилотов.


КАТАСТРОФЫ НА АВИАШОУ (2000—2008 ГГ.)

19 марта 2000 г. — во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл (США, Техас), потерпел катастрофу истребитель F-16. Пилот погиб.

2 июня 2001 г. — во время авиашоу близ местечка Брумли (Великобритания) в результате катастрофы старого боевого самолета Vampire погибли два пилота.

10 июня 2001 г. — на авиашоу под Петербургом столкнулись два «Л-39» пилотажной группы «Русь». Один пилот при катапультировании погиб.

17 июля 2001 г. — в окрестностях города Остров (Псковская область) во время демонстрационного полета на празднике, посвященном 85-летию создания морской авиации, разбился палубный истребитель «Су-33». Летчик — заместитель командующего военно-морской авиацией ВМФ РФ, Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе — погиб.

20 апреля 2002 г. — во время авиашоу на базе ВМС США Пойнт-Мугу (штат Калифорния) истребитель QF-4 Phantom врезался в землю при заходе на посадку. Оба пилота погибли.

21 июня 2001 г. — в Канаде произошла катастрофа на авиашоу, проводимом для высших чинов военного командования. Пилоты готовились к выступлению на международном авиашоу в Онтарио. В полете столкнулись два истребителя Snowbird, погибли два человека.

27 июля 2002 г. — на авиашоу под Львовом, на аэродроме Скнилов, во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель «Су-27». Погибли 83 человека.

21 апреля 2007 г. — в американском штате Южная Каролина разбился истребитель элитной пилотажной группы ВМС США «Голубые ангелы». Погиб пилот, пострадали восемь человек. 27 апреля 2008 г. — в Германии на авиашоу «Айзенах-Киндль» самолет врезался в зрителей, один человек погиб, еще 15 ранены.

Оригинал




Новые известия, 17.08.2009


Тяжело в учении…
При подготовке к авиасалону «МАКС-2009» столкнулись два боевых истребителя

Вчера в небе над Подмосковьем разыгралась трагедия. Во время тренировочных полетов в рамках подготовки к традиционному авиасалону «МАКС-2009» в Жуковском, в воздухе столкнулись два боевых истребителя – одноместный Су-27 и двухместный Су-27 УБ. Они рухнули и загорелись. Все трое находившихся в самолетах летчиков успели катапультироваться, однако у одного из них, командира отряда «Русские витязи» Игоря Ткаченко, не раскрылся парашют, и он погиб. Двое других получили травмы.

Авиакатастрофа, невольным свидетелем которой стал главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, произошла над аэродромом «Раменское» около 13.00 во время совместного полета пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Перестраиваясь на высоте около 300 метров, два Су-27 из группы «Русские витязи» неожиданно столкнулись. Истребители рухнули в районе деревни Рыбаки и загорелись. В них находились три летчика. Они успели катапультироваться. У командира пилотажного отряда «Русские витязи» полковника Игоря Ткаченко парашют не раскрылся, и он погиб. Другой летчик получил перелом позвоночника, состояние третьего медики вчера оценивали как удовлетворительное.

В результате происшествия один из истребителей упал на территорию садового товарищества Белозериха Раменского района Московской области. При падении в районе жилых домов возник пожар. Одна из местных жительниц получила сильные ожоги. Кроме нее пострадали еще двое людей.

Сразу после инцидента все подготовительные полеты на «МАКСе» были приостановлены. Расследованием ЧП занялась специальная комиссия из представителей Минобороны РФ и главного командования ВВС России. Анализирующие катастрофу эксперты считают, что в двигатель одного из истребителей могла попасть птица. Также не исключается и ошибка в пилотировании ведомого самолета. Один из специалистов-расследователей авиационных происшествий вчера отметил, что пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в плотном строю чрезвычайно трудно. По его словам, «такое пилотирование чревато попаданием одного или нескольких самолетов в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону».

По факту столкновения истребителей возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Об этом сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин. Уже вечером были обнаружены бортовые самописцы одного из двух Су-27.

Организаторы авиасалона «МАКС-2009» вчера поспешили заявить, что инцидент никоим образом не скажется на проведении мероприятия: его не станут ни отменять, ни откладывать. При этом выступление «Русских витязей» на «МАКСе» также предположительно состоится: потерянные самолеты планируется заменить запасными.

Добавим, что фактически в это же время (около 13.00) в Калужской области произошла еще одна авиакатастрофа. Недалеко от трассы Серпухов – Таруса, в районе деревни Гурьево, разбился самолет Як-52, вылетевший из аэродрома «Брагино». На его борту было два человека – абсолютный чемпион Европы, призер чемпионатов мира пилот Светлана Сидоренко и курсант Ульяновского авиационного института Андрей Хотьковский. Оба они погибли. Жертв и разрушений на земле нет.

Анатолий Дмитриев, Алексей Ольшанский

Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире