19:31 , 04 ноября 2009

ЮРИЙ ЦЕЛИКОВ: Главная беда АВТОВАЗа – приход некомпетентной и беспредельно жадной команды

Тольятти, газета «Понедельник», 02.11.2009

Стремительные смены руководства Волжского автомобильного завода, снижение объемов продаж автомобилей и прогнозы по сокращению многотысячного коллектива по-прежнему остаются приоритетной темой дня не только для Тольятти, но и всей губернии.
Свое мнение о причинах столь резкого ухудшения дел на заводе и прогнозы на будущее «ПН» высказал акционер ОАО «АВТОВАЗ», член совета ветеранов войны и труда ОАО «АВТОВАЗ», экс-генеральный директор международной ассоциации дилеров ОАО «AВТОВАЗ», экс-директор Автоцентра Тольятти ВАЗ Юрий Кузьмич Целиков.

Не было снарядов

 — Юрий Кузьмич, по вашему мнению, в чем причина плачевного состояния дел на АВТОВАЗе?

 — Завод оказался в плачевном состоянии еще в 2006 году. Но так как масса у ВАЗа огромная, инерционность очень большая, то все, что было разработано командой Каданникова, помогало новому руководству держаться на плаву. Период планирования на АВТОВАЗе всегда был от 3 до 5 лет. Эти три года закончились, и пять лет скоро закончатся. Ничего нового эта новая команда пока еще не сделала. Даже недавняя поставка в прессовое производство японского оборудования была запланирована и подготовлена прежним руководством. Есть такая шутка — при разборе после боя и у командира батареи спросили, почему батарея не стреляла. Он сказал, что есть 17 причин. Первая — не было снарядов. Нужно ли говорить об остальных 16? Вот так и тут. Главная причина — это приход на АВТОВАЗ некомпетентной команды.

— Какие действия нового менеджмента, на ваш взгляд, усугубили ситуацию?

 — Их масса, всего и не перечислишь. В первую очередь это разрушение командной работы, то есть разрушение связей между подразделениями. Недоверие низшего и среднего состава специалистов к высшему, непонимание первоочередных задач. Буквально с первых дней произошло заметное осложнение документооборота, которое на таких предприятиях существенно влияет на производство и результативность. Это увеличение сроков принятия решений, согласования документации, рассогласованность в принятии решений. В том числе и принятие скороспелых решений, которые потом отменялись. Например, то же создание торгового дома. Его содержание — это колоссальные деньги, но работать в него никто не перешел. На мой взгляд, это был отток средств на содержание посреднических структур в Москве.

Влияние нравственной категории на провал АВТОВАЗа также весьма существенное. И я не устану повторять, что главная проблема — это страшный дефицит молодых честных людей с государственным мышлением, которым доверено принимать решения. Работники ВАЗа уважают свой завод все меньше и меньше.

А еще от жадности и глупости в аптеках нет лекарства. Беспредельная жадность, замешанная на глупости, тоже одна из причин плачевного состояния АВТОВАЗа.

— Какие примеры этого самые показательные?

 — Зачем в конце года на 1,6 млрд покупать акции какого-то банка, когда нужно было отдать деньги поставщикам, рассчитаться с дилерами? Зачем спасали этот банк: ему уже достаточно помогли. Стоимость акции — 1 тысяча рублей, а мы купили их по 24 тысячи. Пусть «НОВИКОМБАНК» сейчас купит эти акции по 48 тысяч и даст нам 3,2 миллиарда рублей. Вот этих денег как раз хватит на то, чтобы восстановить полнокровную работу главного конвейера.
Далее. Зачем у французов купили лицензию на двигатель, который нельзя сделать? За нее заплатили деньги, взятые в кредит во французском же банке. По этим лицензиям двигатель мы не выпустим никогда, потому что дополнительно нужно купить несколько лицензий, на которые денег нет и не будет. Да еще нужны деньги на приобретение оборудования, на подготовку производства и т. д.

Наша ниша — $4-8 тысяч

 — Можно связывать снижение спроса на вазовские автомобили исключительно со снижением доходов потребителей?


 — Одна из существенных причин, почему поплыл наш рынок, это цена на автомобиль. Она стала неконкурентоспособной — цена, а не сам автомобиль. А цены выросла, потому что себестоимость выросла из-за увеличения управленческих расходов. Затраты на чартерные рейсы превышают все мыслимые пределы. Если затраты на охрану объекта превышают сумму воровства, то охрана становится нерациональной. Затраты же на охрану завода и топ-менеджеров умопомрачительные.

«Наша ниша», — как всегда повторял Поляков, «от 4 до 8 тысяч долларов. Если мы уходим из этой ниши — все». Где вы видели, чтобы «Нива», вездеход 4х4, стоила дешевле, чем какая-то «Приора»? А она дешевле. Владимир Владимирович Путин ездит на «Ниве». И он говорит, что купил ее в поддержку АВТОВАЗа. Это говорит о том, что наш премьер — «чайник» в вопросах российского автопрома. Ведь бренд «Нива» АВТОВАЗу уже не принадлежит.

Я общаюсь с разработчиками «Нивы»: и первой и второй. И сейчас есть «Нива-3» — великолепная машина. Но Нагайцев, дальний родственник Чемезова, гнобит эту тему изо всех сил. Не знаю, что он за это имеет. А «Нива-3» могла бы вытащить АВТОВАЗ из болота.

— То есть финансово-экономический кризис всего лишь ускорил процесс?

 — Финансово-экономический кризис в Тольятти обнажил и обострил все процессы. И прятаться дальше за наработки старой команды было невозможно. Все растратили и съели бездарно. Характерный пример. В острейший период кризиса вокруг здания вице-президента по продажам строят забор за 5 с лишним миллионов рублей. И туда теперь можно подъехать только по пропускам с записью в книгу учета по паспорту. Вдруг организовывают тест-драйв в Калининграде — «Приора Универсал». У нас в Калининграде рынок меньше, чем крытый рынок в Тольятти, а они туда вбухали около 15 миллионов рублей. Я понимаю, что реклама — это самое лучшее отделение банно-прачечного комбината по отмыву денег.

80% позитива

 — На ваш взгляд, как в дальнейшем будет развиваться ситуация на АВТОВАЗе?


 — Будет еще хуже, чем сейчас. Но после некоторое ухудшения наступит стабилизация, потому что все развивается по синусоиде или по закону маятника.

Кстати, у меня пока 80% позитива от действий Комарова. Отмечу запрет на привлечение консалтинговых фирм, которым платили колоссальные деньги, а они давали рекомендации, которые можно прочитать в любой книжке. Он запретил дурную рекламу, потому что тратить деньги на рекламу, когда у нас качество «извини-подвинься», глупо. Самая хорошая реклама — это отзывы автовладельцев. Он сократил количество дирекций. Говорят, сократил и количество вице-президентов. Но приказов пока не видно — их не публикуют. А ведь нужно публиковать. И почаще с критически настроенной прессой общаться. Вот, например, с «Понедельником».

— Значит, вам импонируют действия нового президента АВТОВАЗа?

 — Не во всем. Вот, например, продолжается разработка автоматической коробки передач для «Калины» в фирме «КАТЕ», которую возглавляет жена Чемезова. Сумма этого контракта от 21.12.06 года составляет 341 миллион рублей и в дополнение 113 миллионов рублей. Четвертым и последним этапом этих работ является изготовление макетных образцов и выдача рекомендаций по корректировке конструкторской документации на АКПП. То есть никакой подготовки производства, только макет и рекомендации. И за это полмиллиарда рублей! Это дело Комарову надо прикрывать.
Напоследок хотелось бы вот, что отметить. Недавно в Интернете прошла информация, что губернатор Артяков вернул АВТОВАЗу 1,5 млрд рублей. В свое время он в декларации обнародовал эту сумму, полученную в 2007 году на АВТОВАЗе. И якобы он эти деньги вернул. Я пока в это не верю. Если он их вернул, то должен был бы сделать это публично. Сказать в какой банк, на какой счет, на какие цели перечислены средства. Хотя, может, это просто дезинформация была, и ничего он не возвращал?

Федор Григорьев

Оригинал статьи


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире