15:33 , 27 апреля 2011

Котел кипит, или Межнациональный огнестрел

Межэтническая стрельба
Эта история потрясла весь город и вызвала новый виток дискуссии о национальной политике в России.

По официальным данным, вечером 24 апреля в Заволжском районе города Твери, произошёл конфликт между лицами армянской и азербайджанской национальности, который перерос в драку и стрельбу. В общей сложности отношения выясняли не менее 60 человек. В результате с повреждениями различной степени тяжести в больницы города Твери обратились 7 человек обеих национальностей. Это только официальные данные. По разговорам, поскольку стрельба велась чуть ли не из АКМов, не обошлось и без погибших.

В тот день – когда все православные отмечали светлый праздник Пасхи – около 200 тверских армян собрались у строящегося Храма Армянской Православной Апостольской Церкви, чтобы почтить память погибших соотечественников и отметить христианский праздник. По словам Сейрана Кочканяна, председателя регионального отделения Общественной организации «Союз Армян России» в Тверской области, люди пришли помолиться, здесь же прошел траурный митинг… Потом события развивались следующим образом.

— Все закончилось в 15.30, я уехал из Церкви последним. Потом я узнал, что азербайджанская молодежь проехала по улицам Твери с турецким флагом. Наша молодежь это увидела и восприняла данный факт как личную обиду. Я тут же позвонил Фаязу Пашаеву, лидеру общественной организации «Национально-культурная автономия азербайджанцев Тверской области», и мы вместе выехали на место. Конфликт предотвратить удалось, всех разогнали, но уже потом вечером узнали, что молодые люди не успокоились.

Вечером молодежь обеих диаспор решила разобраться «по-взрослому». Место встречи выбрали район Силикатки, около кирпичного завода…

Спустя два дня, 26 апреля, когда город стал отходить от шока, лидеры конфликтующих национальностей встретились при посредничестве депутата Госдумы Владимира Васильева в Тверской городской думе за столом переговоров… Известный ход власти и инструмент, которые обычно действует, если учесть сплоченность и обычаи представителей «южных окраин страны», как толерантно принято называть всех южан в Тверской области.

Фаяз Пашаев, лидер общественной организации «Национально-культурная автономия азербайджанцев Тверской области»:

— В этом участвовала молодежь, взрослые люди такого себе не позволят. Шпана – есть шпана, им от 18-25 лет. Они додумались, взяли турецкий флаг и проехали по городу, тем самым вызвав негативную реакцию со стороны армян, которые в этот день отмечали День памяти жертв Геноцида армянского народа. Проехали по городу, друг другу палец показали, но и все с этого началось. Мы с Сейраном Кочканяном до двух часов ночи были и на месте происшествия, и в УВД…

Это не национальный вопрос. Сложно сказать, что у молодежи на уме. Сегодня мы узнали. Все началось с двух студентов: один другому позвонил, второй пришел после того, как по городу проехали с флагами Турции и Азербайджана, друг другу показали какие-то непонятные движения и потом позвонили другу другу, затем собрались и подрались. Но еще раз говорю – это не национальный вопрос. Мы совместно с армянской диаспорой обещаем — такого больше не повторится!

Вот такие пироги. При этом конфликты в Тверской области вспыхивают все чаще. И не только в столице области. Ситуация очень не стабильна, хотя может показаться обратное. Конфликты касаются как взаимоотношений с титульной нацией, так и разборки между собой. Причем чаще всего они вспыхивают на бытовой почве: что-то не поделили, кто-то приставал к русской девушке, кто-то хотел что-то украсть или по хмельному делу… Такие поводы часто приводят к настоящим «стрелкам» в стиле 1990-х гг. По мнению некоторых экспертов, в будущее десятилетие в Верхневолжье придется все чаще и чаще вызывать ОМОН для усмирения межнациональных стычек.

Как в воду глядели…
За несколько дней до случившегося мы взяли одно примечательное интервью – человека уважаемого, ветерана госстуктур и отнюдь не националиста. Из интервью Анатолия Николаевича Головкина, экс-заместителя губернатора Тверской области, известного краеведа, тверскому областному еженедельнику «Смена+»:

« — Анатолий Николаевич, в продолжение разговора о современной межэтнической ситуации в Верхневолжье. Существует мнение, что в ближайшем будущем нас ждет череда конфликтов на национальной почве. Вы разделяете такой прогноз?

— Сейчас межнациональные отношения несколько иные по сравнению, например, с отношениями между карелами и русскими в прошлом. Что касается проживающих здесь представителей других национальностей, у меня есть некоторое опасение… Если, скажем, карелы или русские едут в исламское государство, они выполняют все тамошние законы, уважают нравы и обычаи этой страны. У нас же приезжие начинают устанавливать свои порядки. Где это видано, чтобы в религиозный праздник посреди города Твери резали баранов, лилась кровь! А на этом месте, между прочим, раньше была православная церковь. Так же нельзя делать!

Понимаете, когда приезжают из южных краев, многие с деньгами, то русские чиновники сейчас могут за деньги продать все – маму, невесту, Родину… Приезжие с юга, пользуясь этим, проникают на рынки, в государственные муниципальные структуры. Они здесь устанавливают свои порядки! Пока их не было, взяток было меньше. Понятия не было, что такое взятка – были подарки.

Ко всему прочему, нет переговорных процессов. Диалог нужен во всем. Обстановка подогревается, и процесс может взорваться. Пример. 1998 год. В Удомле побили одного представителя азербайджанской диаспоры. Разгорелся большой скандал. В Лихославле в это время проходил первый фестиваль национальных культур. Утихомирить удалось диаспоры через диалог и разъяснения. С одной стороны, необходимо уважать друг друга, с другой – любой конфликт можно и нужно решать с главами общин, диаспор, а не заниматься самоуправством. Я считаю, что элемент спокойствия – это возвращение к своим традициям, обычаям, уважению.

— Почему те же представители южных краев здесь ведут себя по-другому, нежели дома?

— Из-за продажности наших чиновников. К тому же все малые народы очень сплоченные. А русские – разобщенные. Русские только кричат «Россия для русских» и т.д., а когда надо сплотиться и отпор дать – тут уже сложно.

— Но русские – это ведь и стабилизирующий фактор…

— Русские – это основа государственности. Цемент страны. Но есть один очень болезненный момент. Сегодня в России вообще нет никакой национальной политики. Что такое толерантность – я не понимаю. Министерство по делам национальностей ликвидировано. В министерстве регионального развития есть один маленький департамент, который вообще ничего не делает. Если межнациональной политики не будет – могут быть взрывы.

— Но как в таких условиях вести политику? Ведь люди не идут на диалог.

-Идут! Сейчас можно легко урегулировать конфликты. Глава любой общины может навести порядок в течение полудня. Они знают все болевые точки. Они идут на переговоры. Просто с ними, понимаете, нужно вести разговор. А кто сейчас у нас может это сделать? Нет ни одного специалиста по национальной политике. Та же администрация смотрит на национальные проблемы сквозь доллар – а он-то не прозрачен!»

Некоторые выводы
Во всей этой большой истории, у которой будет еще не слабое продолжение, меня зацепило два факта. Во-первых, главы диаспор на деле не контролируют свою молодежь, которая начала отходить от заветов предков. В чем причины – не понятно, и требуют отдельного разговора. Во-вторых, формируется четкая «вилка»: с одной стороны, по геополитическим мотивам Россия как многонациональная держава не может проводить жесткую национальную политику, с другой – русское население все больше этого требует.

В конечном счете, страдает мирное население. Сначала лезгинка на центральной улице города, резня баранов, а потом настоящая стрельба. Ни о каком уважении на уровне отдельных пластов общества говорить не приходится. Если «гости с юга» откровенно наглеют, то кто будет терпеть? Тем более юг всегда ценил только две вещи: хитрость и силу. Ситуация разворачивается таким образом, что вскоре мы можем получить сразу несколько фронтов: славяне – кавказцы, и междоусобица самих кавказцев и азиатов. Bellum omnium contra omnes.

Да, ребята с юга ведут себя здесь как дома, не считаясь ни с какими нормами. Видимо, берут пример со славянского быдла. В части этического поведения они очень похожи.

Что в этой ситуации делать властям? Создается впечатление, что испытанный способ обращения к главам общин скоро себя дискредитирует, потому что «горячих голов» и отморозков хватает везде. Идти на многосторонний диалог? Круглый стол – штука тонкая и не дает 100% гарантии мирного сосуществования. Но это только одна сторона. Другая же заключается в том, что южане активно идут во власть. Они приезжают со средствами, открывают бизнес, скупают недвижимость, а потом покупают посты в силовых структурах… Тем самым закладывается мина замедленного действия, и уже далеко не очевидно, кто будет титульной нацией в Тверской области к середине этого столетия.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире