Каждому поколению нужен герой. Вероятно, в любом обществе и во все времена. Но далеко не каждому поколению выпадает шанс иметь таких героев, как бессменный лидер группы «ДДТ» Юрий Юлианович.

Культурный код формируют они — личности, как будто сошедшие со страниц эпоса, фигуры масштаба самого времени, ловцы нерва эпох. Конечно, не все. Даже кому уже «стоят» или «сидят» памятники. К слову, из скромности ЮЮ себя к героям никогда и не причислял — он просто дядька-советник, мудрец, который учит задавать правильные вопросы и не размениваться по мелочам…

О  Шевчуке либо от сердца, либо никак. Желательно без самоутверждения банальностями. Надеюсь, за трюизм не сочтут, если скажу, что песни, которые помогают, а иногда и вовсе спасают на жизненном пути, цены не имеют. Они есть опора, ценностный архетип, на который нанизывается личный опыт и все остальное, тварное и горное. Они вплетаются в культурный генофонд, дают обществу надежду, звездочку где-то впереди. Мол, россияне, чего нос повесили?! «Любовь не пропала!».

Разве после Высоцкого была у страны столь мощная фигура Человека с гитарой? Да еще в какое время — когда и сама страна могла за пару ходов закончиться!

Шевчук работает на уровне осмысления. Поэтому у его творческого пути нет определенного пика. Это движение таланта по спирали: планка поднимается все выше с каждым десятилетием, и все равно выходят хиты, что называется, для человека с улицы, для повзрослевшей цоевской аудитории, и так почти в каждом альбоме, самом сложном и неоднозначным для восприятия. А что до нынешней молодежи… Да я сам ни фига не понял лет в 16 в «Расстреляли рассветами», но ведь зацепило до самого края!

Высший пилотаж, добавить нечего. Как и выделить «золотые хиты». Вместо этого Шевчук выдает концепты: «Черный Пес Петербург», «Мир номер «Ноль», «Иначе», а вот  теперь «История звука», которая ни разу не the best of the best, чем и ценна.

Смелый, бескомпромиссный, экспериментальный. И бесконечно добрый уставший романтик, находящий в себе силы давать поклонникам новые смыслы, а не пировать на хитах прошлого.

Эта история нашего времени, в которую я попал почти посредине. Ему 60, мне ровно вполовину мельче. Восьмидесятники, которые смогли оценить всю трагедию шестидесятников. Как уж смогли, других звуков спасения не было — всё кабаки да «белые розы»...

Страна катилась в пропасть, лучшая часть рок-сообщества подходила к тому, что протест против системы должен быть позитивным — «петь за Россию», как скажет Юрий Юлианович, осмысливая трагедию Александра Башлачева и бескрайнего моря рокеров вокруг — с щитами и на крестах.

Человек с гитарой — это совесть нации. Что поделать, штампую, но лучше и не скажешь. Великий инструмент, мощный голос с надрывом, талант витиеватых стихов художника-самоучки… Такой же парень, вон с той соседней питерской улицы, в  доску свой — и так далеко ушедший от простых смертных в своих поисках гражданской поэзии! Чем не пример для отношения к делу, к жизни, самокопанию по завету великих предков от литературы, культуры в целом.

Спасибо, что мы сейчас не о богеме, Юрий Юлианович.

Может, кого-то и «задрал социальный рок», но для меня это квинтэссенция современной отечественной музыки в целом. В конце концов, все легендарное поколение Шевчука с БГ, Бутусовым, Кинчевым, Кипеловым ушло именно в философию, переосмысливать путь, который они так браво прошли.

Некоторые на пике ворвались в бессмертие. Очень рано и не всегда красиво, зато по-рокерски честно.

Когда стареют кумиры, поколение начинает жить по-взрослому, думать всерьез и надолго, питаться не мечтами, но реалиями. Это не охлаждение сердца, это другой уровень сознания. Без таких, как Юрий Юлианович, этой планки не достичь. А без планки нация начинает вырождаться. Гибнет, как однохитовая «звезда»-на-раз во вкусовых хитросплетениях «благодарной» публики.

Проблема в том, что продолжить пока некем. Кто заполнит вакуум? Инерция? Бесконечные переиздания? А потом, сообразно русскому «авосю», сам собой придет новый «последний герой»? Во многих сферах мы живем до сих пор по этой самой инерции — система управления, хоккей, патриотизм, социальная политика, образовательные технологии… А вот то ощущение свободы и необходимости, нет, не перемен, но бесконечного движения к лучшему нам так никто и не собирается «дарить». После классиков русского рока.

«Это все, что останется после меня…», — вновь затянет совсем скоро рок-орда Большого Завидово. И это будет красиво, незабываемо, томно. Это будет ответный подарок на большой юбилей, большого человека, масштаб и наследие которого станут знаковыми для отечественной культуры этого столетия.

Постоянный поиск, самообразование, энергия добра, честный патриотизм, песни за вечные ценности… Ему не нужен памятник, как человеку на лавочке, он навсегда в наших сердцах, вплетен в культуру великой нации, наравне не с легендами, но реальными людьми… из учебников истории. Это наивысшее признание без государственных наград и прочего официоза. Зачем? Истинно народный, нет, слово артист тут слишком узко… «Человек с гитарой» — тверже и верней.

Спасибо, Юрий Юлианович! За то, что Вы есть, за чудесную ночь «Иначе» на помянутом поле «Нашествия», за последний московский концерт… За то «льющееся от сердца», которое берет за душу в горе и радости, которое помогает идти вперед и не сдаваться, жить полной жизнью и стараться ни о чем не жалеть!

Дай Бог Вам доброго здоровья и творческого долголетия!

Титанами земля русская крепнет, от земли растущими…

P.S.

«Я не знаю как жить, если смерть станет вдруг невозможной,

Память вырвать не просто, как выпросить песнею дождь,

Имена на дверях перелистывая осторожно,

Hе заметишь, как на пол гербарием выскользнет вождь…»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире