ssobyanin

Сергей Собянин

22 января 2019

F

Публичные слушания по судьбе дома купца Булошникова (Большая Никитская улица, 17, стр.1) были жаркими. Одни утверждали, что это исторически ценный объект. Другие доказывали, что после многочисленных реконструкций – это просто новодел на месте бывшего купеческого дома.

Одни говорили, что существующее здание снесут. Другие утверждали, что не собираются это делать.

Одни считают, что увеличение максимальной высоты до 32 метров нарушит гармонию старинной улицы, другие говорят, что на Большой Никитской уже сегодня достаточно зданий выше этой отметки. И т.д.

Считаю, что все эти доводы и аргументы нужно спокойно проанализировать, провести дополнительную экспертизу и после этого принять взвешенное решение.

Оригинал

Сиротство – брошенные дети при живых родителях – одна из самых печальных проблем, которую мы унаследовали из прошлого.

Многолетний опыт домов-интернатов в России и других странах мира доказал – это тупиковый путь воспитания детей-сирот. Только семья, пусть даже и приемная, может дать ребенку любовь, опыт и навыки для нормальной жизни во взрослом мире.

Маленькие здоровые детишки, оставшиеся без родителей, как правило, без труда находят новую семью. На их усыновление выстраивается очередь.

Но когда дело доходит до детей мигрантов, подростков старше 6-7 лет и  малышей с ослабленным здоровьем, то все становится сложнее. В начале 2010-х годов в детских домах Москвы проживало больше 4 тысяч детей-сирот, и их число никак не хотело сокращаться.

Что мы сделали, чтобы победить сиротство? 

Предложили новую модель профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот.

Вот ее основные элементы:

1. Профилактика сиротства.

Основная причина попадания в детский дом хорошо известна –  лишение родительских прав.

Случается всякое, но обычно лишение родительских прав не является сюрпризом. Неблагополучные семьи хорошо известны заранее – и полиции, и  школе, и социальным работникам. 

Поэтому мы сориентировали социальных работников на активную работу с  неблагополучными семьями, чтобы помочь им преодолеть трудную жизненную ситуацию: отказаться от вредных привычек, устроиться на работу, поправить здоровье, купить нужные вещи.

Запущенные случаи излечить, конечно, очень трудно, но на ранних этапах даже небольшая помощь может удержать семью от скатывания в  пропасть. Не сразу, но профилактика социального сиротства дала свой результат. В прошлом году число печальных случаев лишения родительских прав сократилось в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом. Только за 2018 год больше 350 детей не попали в детский дом, а остались жить в своих семьях.  А 56 детей были возвращены из детских домов в родную семью!


2. Модернизация  учреждений для детей–сирот
.

В 2010 году в Москве работали детские дома. Сегодня в тех же зданиях открыты центры содействия семейному воспитанию.

Произошла не просто смена вывески – изменилось содержание работы. Основной задачей работников этих учреждений стал поиск возможностей для семейного устройства своих подопечных.

Для этого создан прекрасный сайт «Усынови Москва», работают школы приемных родителей, огромную помощь оказывают волонтеры и  благотво­рительные фонды, занимающиеся проблемами семейного устройства детей-сирот. 

Семьи, взявшие ребенка, всегда могут обратиться за помощью к  психологам и педагогам, которые подскажут, как действовать в сложной ситуации.

Только в прошлом году 3281 человек прошли обучение в школе приемных родителей. На воспитание в семьи было передано 1360 детей.

3. Материальное поощрение приемных семей.

Сложно принять решение взять ребенка в семью. И предстоящие материальные трудности находятся не на последнем месте в списке сомнений, одолевающих будущих приемных родителей и опекунов.

Мы сделали все, чтобы хотя бы этих сомнений стало меньше. Размеры выплат на содержание детей в замещающих семьях были увеличены более чем в  2 раза. Причем в наибольшей степени выросли пособия на детей старшего возраста и детей-инвалидов. 


4. Квартиры для приемных семей
.

Когда приемная семья берет на воспитание 5 и более детей-инвалидов или детей старшего возраста, фактически она принимает решение полностью посвятить себя родительскому труду.

Такие семьи в Москве могут получить квартиру по договору безвозмездного пользования. Через 10 лет – при условии безупречного выполнения родительских обязанностей – эти квартиры перейдут в  собственность семьи.

Благодаря этому проекту в семьи устроено уже 234 ребенка, у которых ранее просто не было шанса покинуть детский дом.

Как сработала новая система?

Начиная с 2012 года детские дома в Москве стали стремительно пустеть.  Вместо 4,3 тысяч человек в них сегодня живет менее 1,5 тысяч детишек.

Проблема сиротства отступила, но пока еще полностью не снята. 

Я верю, что в нашем замечательном городе живет немало добрых и  отзывчивых людей, готовых взять детей-сирот в свои семьи и подарить им  любовь, внимание и заботу.

Если вы задумываетесь о том, чтобы подарить ребенку семью, начните этот путь с сайта «Усынови Москва» и запишитесь в школу приемных родителей.

Оригинал

Майский указ Президента определил ключевые национальные цели – повышение качества жизни людей и создание современной экономики.
Как добиться реальных результатов? На Гайдаровском форуме обсудили эти вопросы с Антоном Силуановым и Алексеем Кудриным.

Как подхлестнуть темпы экономического роста?
Не будет роста – можно будет забыть о достижении всех остальных целей. Инвестиции в какие сферы способны дать наибольшую отдачу?

Что нужно изменить в системе государственного управления?
На мой взгляд, к любым изменениям нужно относиться максимально осторожно. Объясняю почему.

В чем сверхзадача?
Люди реагируют не на проекты или показатели, а на то, что они видят.

Как должна измениться структура экономики?
Споры по поводу оптимальной структуры экономики идут достаточно давно. Надо ли повышать долю малого бизнеса? Следует ли уменьшить долю нефтянки? Или главное в другом – развороте экономики к потребностям человека?

Оригинал

В 2018 году к городской системе видеонаблюдения мы подключили больше 7 тысяч камер. На сегодняшний день она насчитывает 167 тысяч камер, которые установлены во дворах, в подъездах, парках, школах, поликлиниках, на объектах торговли и строительства, а также в холлах органов исполнительной власти и других общественных местах.

Записи с камер используются в расследовании порядка 70% правонарушений. Городская система видеонаблюдения помогает правоохранительным органам бороться с преступностью.

Также с помощью видеонаблюдения фиксируются и выписываются штрафы за некачественное содержание территорий. Ведется мониторинг работы госучреждений. В городе работает разветвленная система дорожных камер, помогающих пресекать нарушения ПДД и регулировать движение на дорогах. В метро и наземном транспорте система видеонаблюдения работает для безопасности пассажиров.

Система распознавания лиц с целью поиска преступников уже внедрена в метро, а в этом году появится и на уличных камерах. И это будет круто: преступники будут держаться подальше от Москвы, здесь им уже не спрятаться.

Нет ничего идеального, но во многом благодаря современной системе видеонаблюдения Москва стала одним из самых безопасных мегаполисов в мире.

Оригинал

Дорожная сеть в Москве развивается беспрецедентными темпами. С 2011 по 2018 годы мы построили  820 км новых дорог, 254 моста, эстакады или тоннеля, 218 пешеходных переходов.

Общая протяженность московских дорог выросла на 19%, количество искусственных дорожных сооружений – на 35%.

Такие же темпы дорожного строительства – по 100 км новых дорог в год – мы собираемся сохранить и в следующие 5 лет. 

В 2019 году московские автомобилисты получат сразу несколько крупных дорожных объектов.

1. Южная рокада – новая городская магистраль длиной 40 км, которая пройдет от Рублевского шоссе до Капотни и свяжет западные, южные и юго-восточные районы Москвы. 

В 2019 году откроем новый участок Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта.

Транзитный транспорт из западных районов получит удобный доступ на Пролетарский проспект и Липецкую улицу с выездом на федеральную трассу «Дон».

Строящийся участок Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта (3D-модель).

2. Северо-Западная хорда.

Новая городская магистраль от Дмитровского шоссе до Сколково и Мичуринского проспекта.

В основном строительство этой магистрали завершено, но 2019 году откроем одно интересное сооружение – Балочный мост через шлюз № 9 Канала им. Москвы, который обеспечит удобный съезд с улицы Народного Ополчения в Мневниковскую пойму. 

Балочный мост через шлюз № 9 Канала им. Москвы (3D-модель).

3. Северо-Восточная хорда.

Магистраль, связывающая трассу М11 «Москва – Санкт-Петербург» с Косинской эстакадой на юго-востоке города. 

В 2019 году будет открыто движение по относительно небольшому, но важному участку СВХ от Открытого шоссе до Лосиноостровской улицы.

Еще один шаг к улучшению транспортной доступности Метрогородка.

4. Нагатинская пойма. «Остров мечты».

Надеюсь, что инвестор откроет в следующем году первую очередь детского парка «Остров мечты».

Мы же в любом случае завершим строительство уникального для Москвы пешеходного перехода с лифтами и траволаторами через проспект Андропова, который свяжет «Остров мечты» со станцией метро «Технопарк».  

Пешеходный переход через проспект Андропова с лифтами и траволаторами (3D-модель).

5. Дорожная улица. Дублер Варшавского шоссе.

Дорожная улица – узкая, неудобная дорога в Чертаново, к тому же разорванная на части территориями промзон.

После реконструкции Дорожная улица станет полноценным дублером Варшавского шоссе от Южной рокады до МКАДа.

Одно из ключевых сооружений – путепровод через Курское направление МЖД – будет завершено в 2019 году.

Строительство путепровода через Курское направление МЖД в рамках реконструкции Дорожной улицы.

6. Район Северный. Дублер Дмитровского шоссе.

У Дмитровского шоссе тоже появится свой дублер – новая дорога вдоль Савеловского направления МЖД, которая обеспечит въезд в город для жителей новых кварталов района Северный и удобный доступ к платформам «Новодачная» и «Долгопрудная».    

Строительство новой дороги вдоль Савеловского направления МЖД в районе Северный.

7. Дополнительный въезд в Коммунарку. Дублер Калужского шоссе.

Третий строящийся дублер напрямую свяжет МКАД с Коммунаркой и поможет разгрузить Калужское шоссе.

Строительство дополнительного въезда в Коммунарку.

8. Первый совмещенный метротоннель в Москве.

В составе новой трассы Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе будет открыто уникальное для Москвы сооружение – совмещенный автомобильный и метротоннель под Калужским шоссе, по которому наряду с машинами пойдут поезда Сокольнической линии метро.  

Совмещенный автомобильный и метротонель на трассе Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе/Сокольнической линии метрополитена (3D-модель).

В дорожном строительстве создан огромный задел. В проекти¬ровании и реальной стройке находятся десятки крупных и небольших объектов. В ближайшие годы дороги Москвы станут удобнее и безопаснее для автомобилистов и пешеходов. 

Оригинал

Проведал пострадавших при обрушении моста в Парке Горького. Слава богу, тяжелых травм нет, но людям праздник испортили основательно. В больницах находятся 12 человек. Пожелал им скорейшего выздоровления. Врачи будут делать для этого все возможное.

Всем пострадавшим, несмотря на то, что большинство не москвичи, будет выплачена компенсация в сумме до 500 тысяч рублей.

Происшествие тщательно расследуем, виновные будут наказаны. Но уже очевидно, что администрация парка допустила серьезную недоработку. Поручил Департаменту культуры уволить директора парка. Хотя, должен сказать, что это решение для меня непростое.

Оригинал

Мне часто задают вопрос: «Оправдывает ли себя ставка на развитие туризма?».
Постараюсь кратко ответить на него.
В 2018 году наш город примет 23,5 млн туристов – почти в два раза больше, чем в 2010 г. Эти люди переночуют в Москве, сфотографируются, где-нибудь посидят, что-нибудь купят, посмотрят пьесу или сходят на футбол.
На фестивальных площадках «Московских сезонов» побывает больше 90 млн москвичей и гостей столицы.
В  итоге – московские гостиницы, рестораны, театры, магазины  и стадионы заработают в 2018 году 817 млрд рублей, большая часть которых будет выплачена в виде заработной платы работающим в них людям.
А 112 млрд рублей в виде налогов пополнят городской бюджет. Для сравнения – всего несколько лет назад поступления в бюджет от туризма были почти в 4 раза меньше.

Что может сделать город за эти деньги?
Например, построить новую линию метро или целый год финансировать программу реновации пятиэтажек.

Но миллиарды бюджетных доходов, которые превращаются в новые дома и линии метро, – это еще не все.
Благодаря туристам Москва получает то, что ни за какие деньги не купишь: признание и уважение миллионов людей.
Уже сегодня Instgram, National Geographic, Time, CNN и прочие авторитетные издания наперебой включают Москву в свои рейтинги лучших мест для путешествий. Это дорогого стоит.

Что мы сделали для того, чтобы привлечь туристов? И сколько это стоило Москве?
Да  ничего особенного мы специально не делали. Благоустройство улиц и  парков, фестивали и праздники, улучшение работы транспорта и повышение безопасности – все это мы делаем в первую очередь для комфорта москвичей, для самих себя.
Но когда в доме становится чисто и уютно, он начинает притягивать друзей. 
Мы  создаем праздник для себя и для гостей со всей страны и со всего света. А город получает бонусы для своего дальнейшего развития, делает еще один шаг вперед. 

Оригинал

Сегодня в Москве стало одним видом транспорта больше.

Открыли первую канатную дорогу через Москву-реку, связавшую Лужники и Воробьевы горы.

Фуникулёры украшают город и привлекают туристов.

Еще они являются любимым местом отдыха и встреч для самих горожан.

А московская канатка будет выполнять и третью функцию – подъемника для горнолыжников на Воробьевых горах. По моей просьбе первый месяц канатная дорога будет работать бесплатно.

В добрый путь.

Общая длина канатной дороги составляет 720 м.

Войти и выйти можно будет на 3 станциях: «Лужники» (рядом со стадионом), «Новая Лига» (нижняя станция на Воробьевской набережной) и «Воробьевы горы» (у смотровой площадки). 

На станции «Лужники» работает фуд-корт «МосМаркет».

Пассажиров будут перевозить 35 закрытых кабинок на 8 мест каждая, спроектированные компанией PorscheDesignStudio.

Кабинки оборудованы медиаэкранами, аудиогидом на 4 языках (английский, китайский, немецкий, русский), светодиодной подсветкой.

Есть и кабинки категории «люкс». 

Зимой горнолыжники смогут пользоваться 10 открытыми креслами, которые будут перемещаться по малому кругу – между Воробьёвской набережной и смотровой площадкой.

Оригинал

Отчет в Московской городской Думе о результатах деятельности Правительства Москвы

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемый Алексей Валерьевич (Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы), уважаемые депутаты, уважаемые москвичи! 

Сегодняшний отчет проходит после моего избрания Мэром города, поэтому естественно, что, помимо отчета, мы должны сегодня ответить на вопросы: что изменится в Москве в ближайшие пять лет, куда мы должны направить основные ресурсы, на каких задачах предстоит сконцентрироваться?

Начну с самой важной и чувствительной темы для большинства горожан — здравоохранения.

За минувшие годы мы прошли большой путь. Провели болезненную, но  необходимую структурную реорганизацию городского здравоохранения, изменили системы финансирования, оплаты труда, оснастили медучреждения современным оборудованием. 

Благодаря этим мерам москвичи сегодня имеют больше возможностей для сохранения своего здоровья.

Все познается в сравнении и, как правило, мы себя уже сравниваем с  ведущими странами мира. Снижение смертности в Москве происходит гораздо быстрее, чем в странах ОЭСР. Разрыв сократился в 2,6 раза и сегодня составляет всего около 15 процентов.

А средняя ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла уровня многих развитых мировых городов.

Некоторые из вас помнят: вступая в должность Мэра Москвы в 2010 году, я говорил о том, что качеством московского здравоохранения довольны лишь четверть москвичей. В этом году уровень удовлетворенности работой столичного здравоохранения впервые превысил 50 процентов. 

Но кто при этом скажет, что в здравоохранении не осталось проблем? Очевидно, что  проблем более чем достаточно, и мы не раз их обсуждали с  врачами, экспертами, с самими пациентами. Итогом этих обсуждений стал ряд направлений стратегического развития столичного здравоохранения.

В ближайшие пять лет мы должны выйти на качественно новый уровень оказания медицинской помощи и лечения сложнейших заболеваний. Предстоит внедрить новейшие информационные технологии и в целом сделать городскую медицину более пациентоориентированной, удобной и приветливой для москвичей. 

В Москве есть хорошие поликлиники. Но в то же время многие амбулаторные учреждения серьезно отстают от современных требований по   качеству и комфорту лечения. 

Для решения этой проблемы будет реализована масштабная программа модернизации  первичного звена, которая будет включать строительство более 30 новых поликлиник в районах, где их не хватает. При необходимости будет проведен масштабный ремонт и дооснащение поликлиник современным оборудованием, а также будет разработан единый дизайн.

В соответствии с лучшими традициями отечественной медицины важнейшей задачей поликлиник вновь должна стать профилактика заболеваний. Для этого создадим новый московский стандарт бесплатной диспансеризации. При этом важно не заниматься профанацией и не подвигать лечебные учреждения к припискам. 

Столичная медицина добилась выдающихся успехов в лечении инфарктов и  инсультов. Смертность от этих заболеваний существенно сократилась.

Сегодня мы должны сделать следующий шаг — выстроить эффективную систему профилактики и предотвращения сосудистых катастроф. Москвичи с  риском развития инфаркта или инсульта будут получать бесплатные лекарства нового поколения, которые препятствуют образованию тромбов. Закупка этих лекарств потребует дополнительных затрат бюджета, но при этом спасет сотни жизней. 

Успехи, достигнутые в борьбе с онкологическими заболеваниями, пока скромнее, но они тоже есть. Пора сделать следующие шаги в борьбе с  онкологией. И начинать нужно опять-таки с улучшения профилактики и  раннего выявления заболевания.

Каждый москвич из группы риска сможет пройти онкологический скрининг.

В поликлиниках будет организована вакцинация девочек от вируса папилломы.

И если уж заболевание обнаружено, то пациенты должны получать самые современные схемы химио— и лучевой терапии. 

Безусловным приоритетом остается детское здравоохранение. Планку качества в этой сфере будет задавать новая Морозовская больница.

В ближайшие годы мы построим новые больничные корпуса:

Неонатальный центр в ГКБ имени Виноградова для выхаживания недоношенных детей и новорожденных с пороками развития, перинатальный центр в клинической больнице имени Ворохобова для матерей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, и современный медицинский комплекс с  родильным домом в Коммунарке. 

Во взрослых больницах будет реализован проект строительства новых приемных отделений для оперативной диагностики и оказания неотложной помощи, оснащенных самым современным оборудованием. Будет построен новый корпус клинико-научного практического центра имени Логинова — одной из  ведущих многопрофильных больниц Москвы.

Требуется и срочное строительство новых корпусов в инфекционных больницах. Стандартом работы московских больниц станет открытая реанимация. Родственники получат возможность навещать и ухаживать за  больными в отделениях реанимации и интенсивной терапии. 

Московские врачи и медицинские сестры — лучшие в России. Свою задачу вижу в том, чтобы поддерживать высокую оплату их труда и создавать максимально благоприятные условия для их профессионального роста. 

В результате реализации программы развития здравоохранения пациенты московских больниц и поликлиник будут получать качественную, своевременную, комфортную и бесплатную медицинскую помощь на уровне лучших стран мира.

Средняя продолжительность жизни москвичей к 2023 году должна превысить 80 лет.

*          *          *

Долголетие действительно становится нормой. Число пожилых москвичей стабильно растет. Сегодня в городе проживают уже почти 600 тысяч человек, перешагнувших 80-летний рубеж. Это в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.

Мы должны позаботиться о том, чтобы жизнь старшего поколения москвичей была не просто долгой, но и  максимально здоровой, качественной и интересной. 

Для этого сформируем расширенную систему гарантий старшему поколению — московский стандарт благополучия пенсионеров. 

Что будет включать этот стандарт? Прежде всего, конечно, качественную медицинскую помощь:

— индивидуальное наблюдение в поликлиниках — для пожилых пациентов с хроническими заболеваниями;

— медицинский патронаж — для маломобильных москвичей, которым трудно выходить из дома;

— паллиативную помощь на последнем этапе жизни. 

Мы уже приступили к разворачиванию этих программ. Задача на ближайшие годы — обеспечить максимально полный охват нуждающихся и максимально качественное предоставление услуг. 

Экспериментальный проект «Московское долголетие», к которому уже присоединились более 140 тысяч человек, предлагаю сделать постоянно действующей московской программой.

Безусловно, необходимо обеспечить и московские социальные выплаты и  пособия. Многие из них в этом году были увеличены вдвое, а также введена новая льгота — бесплатный проезд в электричках.

Еще одной важной задачей ближайших лет становится поддержка москвичей, которых затронет повышение пенсионного возраста. 

Спасибо, уважаемые депутаты, за то, что вы оперативно приняли закон, сохраняющий привычные льготы для москвичей старше 55–60 лет. 

*          *          *

Образование — сфера, которая во многом определяет успешность и конкурентоспособность и города, и самих москвичей.

В прошлом году московские школьники вновь установили рекорд по числу побед на Всероссийской олимпиаде, выиграли Олимпиаду мегаполисов и  достойно представляли Россию на международных олимпиадах.

В ведущих вузах страны стало заметно больше москвичей. Они выдерживают конкуренцию с лучшими школьниками со всей страны. Мы  радуемся и гордимся успехами этих ребят и их учителей.

Но сохранить этот успех можно только одним способом — продолжать улучшать московское образование быстрее других российских регионов и  зарубежных стран, которые тоже не стоят на месте.

Совместно с директорами школ, педагогами, экспертами мы активно обсуждаем стратегию развития столичного образования. Сегодня можно уже сказать о следующих направлениях:

Первое — это, конечно, развитие «Московской электронной школы». Практическое использование МЭШ дает хорошие результаты. Дети лучше усваивают пройденный материал и получают более высокие оценки. Задача на  ближайшие годы — наполнить МЭШ уникальным, интересным и современным содержанием.

Второе — дальнейшее развитие профильного образования. В инженерных, научных, медицинских, кадетских и других профильных классах школьники получают практические знания и навыки, необходимые в будущей жизни. Десятки тысяч ребят посещают занятия в музеях, вузах, колледжах, театрах, технопарках и на промпредприятиях.

В сентябре мы открыли «Техноград» на ВДНХ — уникальную площадку для знакомства с миром современных профессий и обучения десяткам востребованных специальностей.

Сегодня необходимо уделить больше внимания преподаванию ИТ-технологий, развитию предпринимательских навыков и тому, что называется эмоциональным интеллектом.

Третье — создание индивидуального портфолио выпускника. Дополнительные баллы за победы на олимпиадах, волонтерскую деятельность, сдачу норм ГТО и прочие достижения постепенно становятся нормой при зачислении в большинство вузов. Поэтому с помощью электронного дневника мы должны помочь нашим ребятам собрать объективное портфолио всех их  успехов к окончанию школы.

Четвертое — развитие дополнительного образования. В частности, будет реализован проект «Искусство — детям». Мы модернизируем здания и закупим новые музыкальные инструменты для школ искусств Москвы.

Московское образование — лучшее в России и одно из лучших в мире. Предлагаемые меры позволят и дальше укреплять его лидерские позиции. А  нашим детям —  чувствовать себя увереннее в сложном современном мире.

Для детей важно не только образование. Надеюсь, что в следующем году в  Москве откроются два крупнейших комплекса детских развлечений — «Остров мечты» в Нагатинской пойме и парк аттракционов на ВДНХ. Это объекты действительно мирового уровня.

*          *          *

Еще один очевидный приоритет —  благоустройство и создание качественной городской среды. Благодаря огромной работе последних лет исторический центр Москвы выглядит вполне достойно.

Благоустроенные улицы стали новой визитной карточкой столицы. Этим летом они выдержали самое серьезное из возможных испытаний — испытание чемпионатом мира по футболу, на который приехали миллионы гостей со всех стран мира.

Тем не менее даже в центре еще попадаются переулки с разбитыми тротуарами, гроздьями проводов и прочими недостатками, которые не красят Москву.

Ситуация в жилых районах тоже очень разная. Много прекрасных парков, бульваров, уютных дворов, которые мы благоустроили за последние годы. Но  есть и места, на которые без слез не взглянешь. Именно различия в  качестве городской среды сильнее всего задевают москвичей.

Программа «Мой район», с которой мы шли на выборы Мэра, отвечает на этот запрос москвичей.

Задача программы — комплексное обустройство каждого района и  обеспечение максимума городских услуг в шаговой доступности. С одной стороны, программа «Мой район» станет сводом общегородских мероприятий, важных для жителей конкретного района — строительство метро, ремонт поликлиник, реновация и так далее.

С другой стороны, в программу будут включены местные проекты создания качественной городской среды — благоустройство площадей, улиц, набережных, мест, где проходят ярмарки и местные праздники.

Уютным и гостеприимным пространством должны стать и традиционные районные очаги культуры — библиотеки и  ДК.

Ухоженный, комфортный город, в котором каждый район имеет свое собственное неповторимое лицо, — такой должна стать Москва в результате реализации программы «Мой район».

Предстоящие пять лет должны стать временем качественных улучшений экологии Москвы.

Недавно мы завершили реконструкцию Курьяновских и Люберецких очистных сооружений, в основном устранив многолетний источник неприятных запахов на юго-востоке города.

В следующем году экологическую модернизацию завершит в основном Московский НПЗ. Новейший комплекс заменит грязные установки малого технологического кольца, которые были еще построены в начале 1960-х.

Поможем Московской области привести в порядок и полигоны бытовых отходов.

Чистый воздух —  еще один важный приоритет. Москва стала первым регионом России, который запретил продажу на АЗС бензина стандарта ниже «Евро-5». Мы реализовали беспрецедентную программу обновления автобусного парка и коммунального транспорта. Введены ограничения на  въезд в город экологически грязных грузовиков. Доля машин с современными двигателями увеличилась вдвое и продолжает расти.

В результате за последние восемь лет выбросы вредных веществ в  атмосферу Москвы, несмотря на рост населения и автомобилей, не  увеличились, а сократились на 15 процентов.

С 2021 года город прекратит закупать автобусы с двигателями внутреннего сгорания. На смену им будут приходить электробусы, которые уже вышли на свой первый маршрут.

Крупные экологические проекты будут реализованы и в других отраслях городского хозяйства. Это — «зеленое» энергоэффективное строительство новых домов, «умный снос» отслуживших свой век зданий, «умные сети» в  электроэнергетике, внедрение современных технологий очистки питьевой воды и многое другое.

Чистый воздух, чистая вода, чистые улицы и зеленые парки — такой должна быть будущая Москва.

*          *          *

Отдельно скажу еще об одном проекте, который находится на стыке экологии и создания качественной городской среды, — благоустройстве набережных Москвы-реки.

Мы провели благоустройство 53 километров речных берегов, включая исторические набережные, пляжи в Строгино и парки в нижнем течении реки. Тем не менее 53 километра — это всего лишь треть берегов Москвы-реки в  пределах городской черты.

Что дальше?

Прежде всего это строительство новой набережной на ЗИЛе, реконструкция Карамышевской, Крутицкой, Симоновской и ряда других набережных.

Мы планируем благоустройство прибрежных территорий на всем протяжении Москвы-реки от Строгино до Бесединских  мостов.. Итогом этой работы должно быть превращение Москвы-реки в главный зеленый проспект столицы.

*          *          *

Следующее направление работы — транспорт. В сфере общественного транспорта уже произошли большие изменения. Всего за  восемь лет мы построили около 80 станций метро и МЦК.

На улицах города действует более 300 километров выделенных полос. На  100 процентов обновлен автобусный парк, почти наполовину — парк метрополитена. Город стал ближе для миллионов людей. Жители районов у  МКАДа  в среднем тратят на 20 минут меньше, чтобы доехать до центра и  вернуться домой.

Можно назвать еще десятки цифр, подтверждающих произошедшие изменения. А можно просто съездить на метро в Солнцево или Жулебино — и  вспомнить, каково было раньше добираться туда на перекладных.

Но, разумеется, транспортная проблема еще далека от своего решения. Поэтому предстоит сделать не меньше, а больше, чем за предыдущие восемь лет.

Уже в ближайшие месяцы метро рядом с домом получат жители Некрасовки, Косино-Ухтомского, Коммунарки и улицы Беломорская. Будет введена одна из ключевых станций Большой кольцевой линии — «Савеловская».

До 2023 года метро придет во Внуково, Лианозово, район Северный. Построим основные участки БКЛ — самого большого метрокольца в мире, а  также приступим к сооружению перспективных линий — в Бирюлево, Щербинку, Троицк.

Благодаря реализации этих планов в шаговой доступности от станций метро будут проживать свыше 90 процентов москвичей.

Настоящая революция происходит в сфере железнодорожного транспорта, который превращается, по сути дела, в наземное метро — Московские центральные диаметры.

По двум первоочередным проектам (Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск) движение будет открыто уже в 2019-м — начале 2020 года.

В результате реализации этой программы к 2023 году протяженность наземного и подземного метро вырастет в три раза по сравнению с 2010 годом и превысит тысячу километров.

Жители Москвы получат десятки новых вариантов поездок по городу. В поездах станет свободнее, даже в час пик.

И, наконец, благодаря появлению наземного метро жители Подмосковья получат реальную альтернативу использованию личного транспорта для поездок в Москву. А значит, уменьшится количество машин на МКАД и  вылетных магистралях.

За последние годы мы построили свыше 800 километров новых дорог, развязок, тоннелей.

Средний уровень загруженности дорог снизился, а средняя скорость увеличилась. Это несмотря на продолжающийся очень серьезный рост числа автомобилей в нашем регионе.

Если бы мы ничего не делали, все было бы ровно наоборот. Средняя скорость на дорогах упала бы на 80 процентов, что фактически означало бы  полную остановку движения в Москве.

Что дальше?

В 2019–2023 годах мы планируем построить 500 километров новых дорог, включая завершение строительства четырех хордовых магистралей — Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также Южной рокады, по которым можно будет проехать через весь город, минуя МКАД, Третье транспортное кольцо и центр.

 

Коллеги из федерального «Автодора» завершат строительство ЦКАД в  Московской области. Новая трасса возьмет на себя значительную часть транзита, освободив московские дороги от тысяч грузовиков.

В результате реализации всей этой гигантской программы транспортная система Москвы по праву станет одной из наиболее быстрых, удобных и  безопасных среди мировых городов.

*          *          *

В жилищной сфере наиболее масштабной задачей ближайших лет станет реализация программы реновации. Первые жители пятиэтажек переехали в новые квартиры в феврале этого года. Сегодня в процессе переезда находятся свыше тысячи семей.

Программа реновации начала завоевывать доверие москвичей, в  особенности жителей сносимых  пятиэтажек. На смену первоначальным страхам и скепсису пришла уверенность в том, что переезд в новую квартиру — это не мираж и не сказка, а реальная перспектива.

Уже сегодня на разных стадиях строительства, разработки проектной и  градостроительной документации находятся порядка 240 стартовых домов в  большинстве районов Москвы. Заселение этих домов позволит запустить волновое переселение.

Параллельно мы разрабатываем проекты планировки десятков будущих кварталов реновации.

*          *          *

Уважаемые депутаты, московская экономика, несмотря на все сложности и  ограничения, демонстрирует уверенный рост. В 2017 году объем инвестиций в основной капитал достиг двух триллионов рублей. В этом году рост инвестиций продолжается. В зоне роста находятся промышленное производство, торговля, сфера услуг, строительство и другие отрасли.

Московская экономика растет не только в количественном отношении. С  каждым годом она становится все более гибкой, устойчивой и  инновационной. В городе созданы основные элементы современной инновационной инфраструктуры — более двух тысяч различных объектов: технопарков, коворкингов, центров услуг для бизнеса, центров коллективного пользования оборудованием, венчурных фондов и так далее.

В секторе высоких технологий работают более 20 тысяч компаний, начиная с Курчатовского института и заканчивая небольшими стартапами. Действует система поддержки инновационных фирм, размещающих свое производство в московских технопарках.

К сожалению, мы не можем исключить возникновение новых внешних шоков. Но по опыту прежних лет знаем, что лучшим лекарством от любых кризисов будет улучшение делового климата и инвестиции в инфраструктуру, создание рабочих мест, инвестиции в образование и здравоохранение.

Проект бюджета Москвы на 2019–2021 годы, который вам предстоит рассмотреть на следующей неделе, является крепким и сбалансированным. Как обычно, более 50 процентов бюджета мы предлагаем направить на  расходы социального характера.

Бюджет развития — Адресная инвестиционная программа, ремонт, закупка современного оборудования, поддержка промышленности и инноваций — составит около 40 процентов расходной части.

Планы развития Москвы, о которых я говорил сегодня, являются беспрецедентными по своим масштабам. Но при этом они реальны и  выполнимы.

Мы опираемся сегодня на солидные заделы, созданные в прошлые годы. У нас за плечами большой опыт уже решенных задач.

Поэтому уверен, что в ближайшие пять лет мы сможем сделать для развития города и улучшения жизни москвичей не меньше, а больше, чем за  прошлые годы. Спасибо за внимание.

Посмотреть остальные слайды

Оригинал

21 октября 2010 г. я впервые принял присягу мэра Москвы. В 2013  и 2018 годах москвичи дважды избрали меня мэром прямым голосованием.

Перечитывая свое первое программное выступление в Мосгордуме и вспоминая первые впечатления от работы на посту мэра, считаю, что выбор приоритетов развития города был сделан правильно. Темпы преобразований, проведенных за эти годы, пожалуй, были максимальными с учетом сложности и громадности задач.

Но при этом очевидно, что по многим направлениям мы находимся в середине пути.

На этих слайдах можно увидеть некоторые результаты проделанной работы и планы на следующие 5 лет.

За каждой цифрой стоит огромный труд миллионов москвичей и повседневная, сложная, порой чрезвычайно конфликтная работа большой команды. Если кто-то считает, что такого рода изменения происходят сами по себе – то это не так. С горки легко скатиться, а чтобы взбираться на гору, необходимо беспрерывное напряжение на грани возможного. 









Посмотреть остальные слайды

Оригинал



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире