2990154

Слово аркан заимствовано из татарского языка и в русском языке используется в том же значении.


Авторы проекта:
Лилиана Сафина — кандидат филологических наук, руководитель курсов татарского языка «Умарта» при Региональной татарской национально-культурной автономии Москвы
Максим Курников — заместитель главного редактора «Эха Москвы»

Комментарии

16

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

aqbars 12 октября 2018 | 10:59

"Таптарга" в татарском языке означает топтать, давить, уплотнить, наследить.
Отсюда русские тапочки и топтать.

"Ау" на татарском означает охота, ловля, облава, охотничий,...
Какие звуки произносят в России, когда теряются в лесу...


drillerthriller 12 октября 2018 | 11:42

aqbars: Вы соавтор исследования?


aqbars 12 октября 2018 | 12:38

drillerthriller:
Нет, но с любопытством и одобрением слежу.
Нахожу его принципиально важным для будущего.
Полагаю, что все реформы планируемые "хотели как лучше", а получающиеся "как всегда" имели и будут иметь подобный исход, поскольку игнорируется главная особенность реформируемого государства: это колониальное государство проводящее политику московского империализма. Русские -неоэтнос, пушечное мясо московского империализма. Этот неоэтнос начал образовываться Московией после развала Золотой Орды примерно с 1440 года путем жесточайших репрессий и введения крепостного права, т.е. путем отрицательного отбора, из покоренных славянских, финно-угорских и тюркских племен, проживавших на бывшей территории Золотой Орды. Соответственно русский язык - новояз, сформировавшийся с определенными звуковыми и смысловыми искажениями оригиналов в конце 18- начале 19 веков из соответствующих говоров.
Без глубоко понимания подобных обстоятельств деградация неизбежна.
Народ, незнающий свою историю и живущий в мифах, не имеет будущего.


d_ama 12 октября 2018 | 14:57

АУ это сращение междометий А и У, всего лишь.
Звукоподражание, общее для всех славян, не только в России.


(комментарий скрыт)

piterjanis 12 октября 2018 | 14:10

я и лассо говорю, и?


d_ama 12 октября 2018 | 14:40

Во всех словарях аркан по-татарски "веревка". Так что не "притягивайте за уши".

Понравилось было слово "тапки", связанное с глаголом "топтать", но и тут оказалось:
Слово ТОПТАТЬ
Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. тъпътъ (Ψόφος), тъпътати, тъпъчу (πατεῖν), тъпати, тъпаю «биться (о сердце)», русск. топот, топта́ть, топчу́, укр. то́пiт (род. п. -оту), топта́ти, топчу́, болг. тъптя́, тъ́пча «топчу, мешу», словенск. tǝptáti, -а̑m, tǝpǝtáti «топать», в.-луж. tерtаć, н.-луж. tерtаś, наряду с чешск. deptat, словацк. dерtаť, польск. dерtаć.
Так, может, и слово ТАПТАРГА пришло от славян?


aqbars 12 октября 2018 | 14:56

d_ama: Церковно-славянский существенно основан на болгарском. Болгары изначально имеют тюркские корни, язык их тоже содержит много тюркизмов.
Так что указанные Вами паралели не обязательно противоречат моейю


ngilmutdinov 12 октября 2018 | 20:03

d_ama: Мадам, по Фасмеру arkan "толстая верёвка, канат", заимствовано из тюркских языков. Что тут притянуто за уши? А верёвка по-татарски - бау.


d_ama 13 октября 2018 | 01:05

ngilmutdinov:
Да, Вы правы, в татарском языке слово "аркан" используется в более широком значении. А в русском именно как "лассо".
Я уважаю татарский язык и сама с удовольствием бы его учила.
И своей внучатой племяннице, живущей в Казани, пытаюсь объяснить необходимость знания основ татарского.
Но в этом блоге примеры заимствований подобраны некорректно, пояснения слабые.
А ведь можно было сделать тему татарского языка очень интересной, согласитесь. Немного истории, значения фамилий от татарских производных, примеры синтаксиса, отличие от других тюркских, диалекты...


spbdweller 12 октября 2018 | 15:48

В русском языке 120 000 слов. 117 000 - заимствованы. Например: стул, веранда, дебри. Эти слова пришли к нам из английского. На перечисление всех ста семнадцати тысяч слов уйдут годы и десятилетия. Какой в этом смысл? Зачем на Эхе эта рубрика? Нас тычут носом в трехсотлетнее иго? Но с тех пор, вообще-то, многое изменилось в расстановке сил. Не находите?


raddy 13 октября 2018 | 11:27

spbdweller: Дело не только в иго. На нынешней территории России славянские племена не жили, а жили тюркские и угоро-финнские племена. Поэтому, когда на территорию России пришли славяне, то естественно заимствовали слова у коренного населения.


spbdweller 13 октября 2018 | 12:09

raddy: жили тюркские и угоро-финнские племена
------------------------
Они в соседних деревнях жили?


folkner13 12 октября 2018 | 17:54

Идея блога очень проста показать вам на конкретных фактах что, русские удельные княжества находились по отношению к Золотой Орде в вассальной зависимости. Влияние Золотой Орды как мировой империи того исторического периода распространялось как в политической, так и культурной сферах, к которой относится и язык.


ffonarshik 12 октября 2018 | 18:45

А слово "арка" тоже из татарского?


caracciolo 16 октября 2018 | 21:01

ffonarshik: Хоть и считается, что арка - от латинского arcus «дуга, лук (оружие)», но, в татарском, как и в древнетюркском, arqa - не только "спина", но и опора, поддержка (стр. 53 Древнетюркского словаря). Так что, вполне логичная версия.


jamba 12 октября 2018 | 21:39

Значит так! Все думал, что же означает эта странная рубрика на "Эхе"? И только сегодня, признаюсь не сам, кот подсказал, все стало ясно! Подспудно (слово не татарское!), шаг за шагом, слово за словом, нас готовят к неожиданной трансформации власти Путина!
На каком этапе, выйдет весь в белом Путин, и воскликнет:
- А, вот оно что, так вы все поголовно татары? Очень хорошо, президентом татар я еще не был!
Ну и, разумеется, переизберется еще на четыре срока подряд!;))))
Называться он будут "Каган всемогущий и бессмертный")))

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире