12:59 , 05 апреля 2021

Навальный, Дуров и немного Джокер против товарища майора: рецензия на фильм «Майор Гром. Чумной доктор»

Не помню, как так вышло, но в студенческие времена в мои руки попал комикс «Майор Гром» от Bubble. Году так в 2016, а то и в 2015. Вероятнее всего, где-то на просторах «ВКонтакте» мне попались картинки с красивым рыжим полумужчиной-полувороном, и я решила узнать, что это за персонаж.

Меня затянуло. Настолько, что я даже напечатала себе футболку с тем самым персонажем комикса, рыжим красавцем, противником Грома Разумовским. И когда я прочитала все вышедшие выпуски Грома, взялась за другие комиксы, но ни один мне не понравился так, как история противостояния питерского полицейского и филантропа с раздвоением личности (не путать с биполярным расстройством).

В 2017 году Bubble studio презентовали короткометражный фильм про Игоря Грома, предшествующий съемкам полного метра. Еще до выхода короткометражки читатели обнаружили в комиксах прозрачные намеки на российскую оппозицию. После выхода короткого метра шутки из разряда «Разумовский 2024» полились рекой.

Я уже не ждала выхода полного метра. О том, что он, оказывается, идет в кинотеатрах и собирает неплохую кассу, я узнала из «Яндекс.Музыки». В подборке попался трек Дельфина «Иду искать» с кадрами из фильма. И я посмотрела его. Маленькая ранимая любительница комиксов с психфака внутри меня неистово рыдает над трупом и без того слабого на сегодняшний день продукта.

Колонка содержит спойлеры как комиксов, так и фильмов.

Кто стоит за российским Marvel?

Этим вопросом я задалась гораздо позже, чем прочитала всю серию про Майора Грома и четыре выпуска «Игоря Грома», посвященного судьбе героя после его увольнения из полиции. Основатель студии Bubble — Артем Габрелянов, он же автор сюжетов большинства серий студии, продюсер и сценарист фильмов про майора Грома.

Габрелянов — сын скандально известного Арама Габрелянова. Журналист, владелец медиахолдинга News Media, в состав которого входят Life, Mash и газета «Жизнь». Сейчас он также является председателем совета директоров «Известий». Обладатель Ордена Почета «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым». Собственно, один из многих скандалов, в которых замешан Габрелянов, связан с закрытием им газеты «Жизнь» на Украине из-за отказа местной редакции пускать в тираж пророссийские материалы.

Арам Габрелянов

Не обошлось и без Навального. В 2016 году хакеры из группировки «Шалтай-Болтай» слили в сеть переписку Габрелянова, в которой он говорит о доме на Лазурном берегу. Тогда Арам Габрелянов написал в твиттере, что готов подарить недвижимость за границей тому, кто сможет ее отыскать. Спустя два года Навальный нашел принадлежащую владельцу медиахолдинга квартиру в Париже. Однако свое обещание Габрелянов не выполнил и квартиру на Алексея Анатольевича не переписал.

Артем Габрелянов

Отучившись на журналиста, один из двоих сыновей Габрелянова начал сочинять сценарии к комиксам, и вскоре работы малоизвестной студии обрели огромную популярность и стали окупаться. Создание киновселенной стало вопросом времени.

Комиксы

О чем вообще «Майор Гром»? О том, какой все-таки человеческий мир: черно-белый или серый? О мужчине, который хочет бороться с преступностью и однажды теряет все. Он не носит форму, не заполняет бумажки и действует скорее как неравнодушный и очень сильный герой, чем служитель закона, обязанный следовать инструкциям. Этим он совсем немного напоминает героя сериала «Метод» Родиона Меглена.

Майор Гром

По сюжету у Грома есть напарник Дима Дубин, молодой практикант, который играет роль эдакого противовеса Грома. Он во всем помогает майору, но в то же время призывает его действовать законно и согласно правилам. У Игоря есть девушка, Юлия Пчелкина, журналистка. Гром познакомился с ней, когда грабители украли ее сумку и он героически вернул ей аксессуар. С Пчелкиной в фильме связана пасхалка: она появляется на экране в футболе «Редакция требует крови», такой же, какая была на Иване Голунове, когда ему подбросили наркотики.

Юлия Пчелкина и Игорь Гром

Главный антагонист Грома — Сергей Разумовский, прототипом которого изначально послужил Павел Дуров. Разумовский — сирота, который умом и усердием открыл себе дорогу к богатству. Он создал социальную сеть «Вместе», чем и обрел славу. Как в свое время Дуров, Разумовский тоже бросал с балкона шикарных апартаментов деньги жителям Петербурга.

Разумовский в образе Чумного доктора убивал безнаказанных чиновников и их детей, чем заработал признание у народа и прозвище «Гражданин». Лично у меня из-за этого прозвища возникла аналогия с Навальным, так как Путин и его приближенные обычно вместо фамилии называют Навального «неким гражданином».

Он самоуверенный, хитрый, кровожадный и хочет стать президентом. Для своих жертв и Грома он придумывает смертоносные испытания и загадки. При этом у него есть друг детства, с которым они вместе росли в приюте, Олег Волков. Олег — наемник, он помогает другу в его злодеяниях. До тех пор, пока Разумовский не предает его.

Спустя тонну выпусков студия раздваивает личность Разумовского, и за решеткой в нем просыпается грустный и малость пугливый Сережа. Слабее, чем страшный и ужасный демон Разумовский. В один момент авторы вселенной решили сделать из Разумовского настоящего демона. В арке «Время ворона» он становится Богом Вороном, а потом и вовсе умирает (или нет, авторы оставили этот вопрос на понимание читателя).

Сергей Разумовский

История про две правды. Наверное даже про четыре. Про борьбу с преступностью законными или незаконными, но действенными методами. И про справедливость, достигаемую преступными действиями, или же про преступные действия под прикрытием стремления к справедливости.

Фильм и политические аналогии

Сам Артем Габрелянов в интервью Forbes подтвердил, что в короткометражном фильме они сделали политический акцент в виде полета самолетиков. Чумной доктор призывал запускать их в знак того, что люди хотят перемен в стране. В полном метре от них все же решили отказаться, поскольку короткий метр вызвал слишком неоднозначную реакцию. Однако другие политические намеки остались.

Например, после вступительной сцены погони за грабителями банка идут титры под песню Цоя «Перемен» в исполнении несовершеннолетней девочки из Санкт-Петербурга, имя которой авторы не раскрывают. С припева в кадре возникают силуэты Чумного доктора.

В фильме Разумовский говорит, что его социальная сеть обладает особым шифрованием, которое не позволяет раскрывать данные пользователей, и когда Гром приходит к нему и просит выдать данные Чумного, тот отказывается по соображениям свободы слова.

Как и в комиксах, у Чумного доктора появляются подражатели, но «Гражданином» его в фильме не прозвали. Подражатели тут — скорее пародия на подражателей из «Джокера». Финальная сцена погромов под песню Дельфина похожа на концовку фильма Тодда Филлипса, когда сотни людей в масках клоунов устроили бойню и пожары.

В отличие от комиксов в фильме друг Разумовского, Олег Волков, умирает во время боевых действий в Сирии, а его образ используется для эффекта раздвоения личности Чумного доктора.

Разница с комиксами, в принципе, большая, так что я дам фильму оценку как самостоятельному произведению.

Персонажи. Майор Гром — дубина. Громила, который вроде и пытается продумывать свои действия, но параллельно этому ведет себя как НТВшный мент, обжирается шаурмой, зачем-то говорит голосом главаря ОПГ «Железные рукава» и усердно делает вид, что не доверяет людям.

Юля Пчелкина — стереотипная героиня, которую хотели сделать нестереотипной, но получилось плохо. Быстрая, дерзкая, как пуля резкая ютуберша, называющая себя журналисткой, не вызвала во мне эмоционального отклика. Если убрать ее из сюжета, ничего не изменится.

Дима Дубин — типичный неряшливый персонаж-неудачник. Надоедливый, трусливый, наивный. Его дают в напарники Грому, но тот относится к нему неуважительно и агрессивно. Однако после пламенной речи друга отца Грома о том, как люди нужны друг другу, Дубин становится Игорю верным товарищем. Майор вообще довольно легко из социопата и недоверчивого типа становится дружелюбным и открытым для людей.

Дмитрий Дубин

Сергей Разумовский — неуверенный в себе плакса и безумный пироман в одном флаконе. Детей богачей и коррумпированных чиновников он исключительно сжигает. И с Громом сражается при помощи огнеметов на предплечьях бэтменовского костюма. Сергей Горошко Чумного доктора играет плохо. В роли Разумовского слабохарактерного он буквально выдавливает из себя слова, трясется, как лист на ветру, и прячет глазки под челкой. В роли Разумовского безумного дергает головой, будто у него клинит шею, а его безумство — калька с типового сумасшедшего из фильмов категории B.

Смотреть скучно, несмотря на обилие экшена. Сюжет вроде и пытались вытащить из вторичности комиксов, но, на мой взгляд, не вышло. Несмотря на сцену после титров, все равно получилось посредственно.

Но нельзя говорить, что все на сто процентов плохо. Есть моменты, которые мне понравились. Качественная операторская работа. Снято очень красиво. Питер показан очень по-питерски (за исключением сцены с непонятным переулком в стиле переулков какого-нибудь Лондона из 1900-х). Эпизоды с погонями и сражениями — классные. Графика не такая плохая, какой могла бы быть. Музыка: отдельный респект за Дельфина. И камео Виталия Милонова, призвавшего в шоу Урганта запретить маски Чумного доктора.

Резюмируя: вторичная история про не такого, как все, который из одинокого волка переходит в стаю ради борьбы с сомнительным злом, и про то, что линчевание — плохо.

Текст: Анастасия Кашкина
Иллюстрации: Максим Тарасов



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире