snikitsky

Сергей Никитский

15 февраля 2019

F
Вопрос обеспечения бесперебойной работы системы жкх – болезненный для любого крупного города. Слишком сложная система, которая постоянно, в любой момент может дать сбой. Ситуация усугубляется природными факторами и нежеланием людей идти навстречу коммунальщикам. В моем собственном доме не раз размещали объявление с просьбой убрать автомобили, чтобы прошла снегоуборочная техника. И каждый раз, во время работы этой самой техники, всегда продолжают стоять несколько машин одних и тех же пофигистов.

Или другой пример: некоторые нерадивые водители бросают автомобили, блокируя подъезд к площадкам по сбору мусора. В результате, несознательность отдельных граждан затрудняет жизнь всему дому. А ведь ругают кого потом? Коммунальщиков за невывезенный мусор, но в чем виноваты они?

Не разобравшись в вопросе, ругать коммунальщиков у наших граждан вообще любимая забава, а уж если речь заходит о выборах, то и вовсе! Потоки негатива начинают изливаться с экранов, информационных листовок, протестных газет и уст самих оппозиционеров на личных встречах непрерывным потоком. Ругают за все, часто не задумываясь о том, что ругать-то как раз нужно несознательных граждан!

В Москве, как мы все знаем, осенью будут выборы в городскую думу. Поэтому, отдельные кандидаты активизировались уже сейчас. Например, взять хотя бы недавний скандал с активисткой и депутатом Лефортово Александрой Андреевой, которая посчитала нарушением личного пространства граждан традиционные обходы сотрудников УК, снимавших показания счетчиков. Я тоже негативно отношусь к тому, чтобы посторонние люди, пусть и уполномоченные, заходили ко мне в квартиру. Но я понимаю, что это необходимо и законно. 

Проблема неплатежей по счетам за коммуналку сейчас – одна из самых острых. На сегодняшний день общий долг за жилищно-коммунальные услуги у жителей только одного района Москвы – Лефортово — составляет 118,48 млн.руб., ресурсоснабжающим организациям (МОЭК) должны 213 млн. руб.

Чтобы понять, кто платит, кто не платит, а кто мухлюет с показателями, требуются поквартирные обходы. Странно, что местным активистам это кажется чем-то удивительным и необычным. Я думаю, что в данной ситуации гораздо правильнее было бы со стороны активистки не ругать «Жилищник» за то, что он просто выполняет свою работу, а разъяснить гражданам, что по действующему законодательству если кто-то не платит по счетам, то разница в показаниях между оплаченным по индивидуальным счетчикам и показаниями общедомовых счетчиков равномерно распределяется по платежкам. Получается, за должников будут платить как раз законопослушные жильцы. Они же заплатят и за тех, кто поставил магнит на счетчик, кто скрутил показания счетчика, кто использовал разные другие ухищрения, которые как раз и обнаруживаются при поквартирном обходе. 

Впрочем, говорить о правильности или неправильности человеку, который считает возможным и «нормальным» уничтожать славян, если есть такая цель, смысла нет. Мне кажется, этот человек не понимает базовых вещей и складывается ощущение, что главное для оппозиционного политика навести шума в интернете и подняться на волне хайпа. Жаль, что такой хайп не просто мешает, а откровенно вредит реальной жизни... 
К счастью, многие россияне за всю свою жизнь не сталкиваются с судебной системой, но многие из тех кого «не минула чаша сия», сильно сожалеют об этом. А между тем, повышение эффективности правосудия — одно из кардинальных условий развития страны и снятия общественного напряжения. Не стоит забывать, что судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе очень высокой степени доверия как к суду в целом, так и к судьям, в частности.
Я часто пишу про взаимоотношения элит в стране и порой вижу, как у нас работает безжалостная машина по уничтожению личности и репутации. Например, человек попал в поле зрения  правоохранительных органов,  вина еще не доказана, а его уже до решения суда растоптали по полной программе. Правильно ли это? Нет!
Подобная история происходит с действующим вице-премьером Республики Крым Виталием Нахлупиным, которого знаю лично. Он был арестован 17 октября 2018 года по подозрению в ст290 ч6 УК РФ. 
Глава Крыма Сергей Аксенов, который назначил Нахлупина своим заместителем, пообещал высказать свое мнение по поводу ареста, когда будут обнародованы конкретные факты причастности вице-премьера к инкриминируемым ему преступлениям. Неприкасаемых у нас нет, и отказ Аксенова увольнять своего зама говорит о неоднозначности уголовного дела, возбужденного против Виталия Нахлупина. 
Чиновник, курировал огромный пласт ответственной работы в Крыму — проекты Федеральной Целевой Программы (ФЦП). Понимая всю ответственность своей позиции, а также скандальное прошлое бывшего руководителя ФЦП (Казурин Олег Викторович, осужден на 11.5 лет строгого режима из-за взятки), Нахлупин с особым упрямством боролся за то, чтобы средства, выделенные на ФЦП, попадали в руки добросовестных подрядчиков, которые исполняют свои обязательства по доведению проектов в надлежащем объеме до сдачи. Видимо не всех такая позиция устраивала, учитывая тот факт, что некоторые «силовики» привыкли «крышевать» денежные потоки, особенно направляемые из Москвы в регионы. 
Тем не менее, надеюсь, суд во всем разберется и установит степень вины (либо невиновность) Нахлупина, но странностей вокруг этого дела предостаточно. Как будто бы специально, следствие всячески усложняет жизнь Нахлупина, даже когда он находится в СИЗО.
Например, 12 декабря Мосгорсуд признал незаконным постановление Басманного районного суда г. Москвы о наложении ареста на денежные средства Нахлупиной Виктории (его жена), и отправил дело на новое рассмотрение, при этом дело не было рассмотрено заново, так как Следователь Бакун, отозвал вышезаявленное ходатайство. В итоге, счет снова арестовали до апреля месяца. А ведь арест на счет наложен с нарушениями УПК, ни Нахлупин, ни его супруга не были должным образом уведомлены об аресте счета, а вскрылся он только после того, как Виктория попыталась отправить средства на лицевой счет содержащегося в СИЗО мужа.   
Складывается ощущение, что следствие, вместе с судебными органами, намеренно не дает доступа к материалам по новому аресту счета, чтобы прошли сроки, отведенные на обжалование решения в апелляционной инстанции. Вот такое правосудие! А ведь у Нахлупиной на иждивении находятся трое малолетних детей, которым нужен уход, питание, лекарства, памперсы и т.д. Поэтому резонно встает вопрос, почему у многодетной матери блокируют на счету ее законно заработанные средства?
Следствие также продолжает настаивать, а Басманный суд поддерживает позицию о том, что обвиняемый может уничтожить еще не изъятые доказательства, оказать давление на свидетелей, а также скрыться за границей, поэтому нет реакции на просьбы адвоката Ольги Лукмановой  смягчить меру пресечения до домашнего ареста. 
Все бы ничего, но сами знаете, как у нас содержат подозреваемых. К сожалению, находясь в СИЗО, у Нахлупина ухудшилось состояние здоровья, а именно обострилась стенокардия и гипертония. В связи с тем, что в СИЗО Лефортово нет врача кардиолога, семья Нахлупина попросила адвокатов направить специалиста-медика для обследования Виталия Германовича. Получив все необходимые разрешения от следователя, врач явился перед Новым Годом, а точнее 28 декабря, в СИЗО Лефортово для обследования Виталия Германовича и установления диагноза. Пробыв несколько часов в СИЗО, врачу было отказано в допуске к Нахлупину. Единственный полученный аргумент: начальник СИЗО должен утвердить ваш проход к обвиняемому. Таким образом, Виталий Нахлупин остался на Новый Год без обследования. Поэтому адвокаты и родственники бьют тревогу, и не могут понять, почему к Нахлупину банально даже не пускают врача?
В целом, складывается ощущение, что следствие не особо хочет разобраться в виновности или невиновности, а просто выполняя чей-то заказ, решило уничтожить крымского чиновника до суда… 

2018 — отличный год! Мы с командой единомышленников создали общественный проект «Восходящая Россия». Чтобы зарегистрировать общероссийское общественное движение, нам предстоит за 2019 год открыть представительства в 43 регионах страны. Уверен, с поставленной задачей справимся, и уже в январе при активном участии председателя Правления «Делового союза Евразии» — Андрея Яцуна будет открыто первое представительство организации — в Челябинской области. 

Напомню, своей задачей мы видим объединить всех людей, кто хочет создать условия достойной жизни в России. Если ты сам не создашь свое будущее, ты попадешь в чужое завтра, и никто кроме нас, не сделает Россию более богатой и процветающей. Мы уверены, Россию ждет восходящий тренд развития по всем направлениям, ведь мы хотим жить, работать и воспитывать детей именно в своей, а не чужой стране.

В декабре на ежегодной пресс-конференции Владимир Путин поднял проблему создания позитивного контента в российском сегменте интернета. Спешим обрадовать, на нашем сайте ежедневно вы можете ознакомиться с позитивными, жизнеутверждающими новостями про Россию. Приглашаем всех к коллективному построению процветающей страны будущего!

28 декабря 2018

Поезд желаний



Новый год — это чудесная сказка, время новых ожиданий, исполнение самых заветных желаний. Наверно каждый из нас мечтает как в детстве о Деде Морозе, который принесет заветные подарки и исполнит все то, что мы загадали! И кто бы мог подумать, что я попаду в «волшебный» поезд, где исполняются все желания пассажиров…



26 декабря при посадке в фирменный поезд № 15 сообщением Екатеринбург – Москва на перроне у каждого вагона с проводником работал волонтер, который встречал пассажиров и предлагал заполнить «бланк желаний», где можно было указать подарок, который хотелось бы получить к Новому году. К сожалению, в сказку верят не все, и некоторые бланки не заполняли. А зря… 



За 25 часов, что поезд следует до Москвы, «Федеральная пассажирская компания» решила совершить настоящее предновогоднее «чудо» и исполнить все желания пассажиров! Информацию с бланков заказов передали в столицу, где волшебно быстро были найдены и куплены все подарки. Оказалось, это не так-то просто. Например, в столичной предновогодней суматохе очень долго пришлось искать костюм единорога для одной девочки. Были и другие с первого взгляда труднореализуемые желания. 



Кстати, в основном, в бланке желаний пожилые люди указывали витамины, бытовые товары и все, что связано со здоровьем. А дети мечтали об игрушках, конструкторах, игровых приставках и айфонах.



Где-то на станциях, ближе к Москве, к поезду подвозили подарки. Оленей не видел, но большие мешки были.



А потом началась настоящая сказка: Дед Мороз и Снегурочка в течение нескольких часов по пути следования поезда исполняли желания пассажиров и вручали подарки абсолютно всем, даже тем, кто в волшебство изначально не верил.






Взрослые радовались Деду Морозу не меньше детей. А вот дети были под сильным впечатлением от ожидания новогоднего чуда. 




Хороводы в поезде не устраивали, но ребята рассказывали стихотворения и пели новогодние песни!





Судя по всему, все остались довольны. Наверно, в те часы, это был действительно самый добрый поезд в стране, нахождению в котором были искренне рады как дети, так и взрослые. А по прибытию на Казанский вокзал Дед Мороз и Снегурка устроили фотосессию со всеми желающими. 




Вот такая замечательная акция «Вагон желаний» от Российских железных дорог, где знают о том, чтобы стать счастливым самому — нужно сделать счастливым другого. 



С наступающим Новым годом! Пусть следующий год будет радостным! Верьте в чудо и оно обязательно случится!-)
12 декабря 2018

Корзина доброты



Что толку от красивой тарелки, если она пустая?! С людьми так же. Человек немыслим вне социума, он, как известно, существо общественное. Общество же, состоящее из отдельных людей являет собой единый организм. И если какой-то член этого организма страдает, то отчасти страдает весь организм, поэтому так важно помогать другим. У меня никогда не возникало вопросов — я всегда поддерживал, поддерживаю и буду поддерживать полезные инициативы на благо всего российского общества. 



8 декабря в Москве прошла большая благотворительная акция «Корзина доброты». Суть акции заключалась в сборе продуктов в пользу нуждающихся и одиноких стариков из нескольких российских регионов. 



К сожалению, таких много — около 25% пенсионеров в России по разным причинам живут в одиночестве: кто-то потерял всех родных, кому-то родственники не помогают в силу обстоятельств. 



Радует, что в этот день тысячи людей остались не равнодушными и пришли в ближайший магазин «Перекрёсток» или «Карусель» и приобрели различные нескоропортящиеся продукты. Как правило, несли гречку, сахар, консервы, макароны и печенье. Я тоже решил не остаться в стороне и купил гречки.



За один день собрали почти более 25 тонн продуктов. Волонтеры совместно с сотрудниками социальных служб в ближайшие дни доставят 4098 наборов нуждающимся пенсионерам, проживающим в деревнях, селах и малых городах Московской, Тульской, Тверской, Владимирской, Калужской, Брянской и Орловской областей. Старики из глубинки получат отличный подарок к Новому году!



Уверен, такие акции помогают людям быть более милосердными как к своим близким, так и к совершенно незнакомым им людям. 

06 декабря 2018

Умные города



Россия сейчас стала формулировать идеологию создания умных городов, и это является большим прорывом для нашей страны. Умные технологии позволят сделать наши города гораздо более безопасными, удобными, уютными и комфортными. 



Технологии умных городов — это проекты, которые управляют городским пространством и делают жизнь горожан комфортнее. Они, например, оптимизируют работу транспортной системы, позволяют жителям быстрее добираться до нужного места, делают город безопасней и эффективней расходуют ресурсы. Смартфоны и мобильные технологии уже меняют ландшафт современных городов. 



Тема актуальная для страны, поэтому в начале декабря принял участие в первом международном форуме In The City, который объединил публичные лекции, дискуссии и воркшопы от российских и зарубежных экспертов в области городского управления, инноваций, дизайна и больших данных. 



Спикеры обсуждали, как внедрять инновации, создавать рынок городских данных, анализировать повседневность, и много другое. Оказалось, все проекты, что организуют в Хельсинки, Барселоне, Пекине — городах, которые называют лидерами по внедрению умных технологий в городскую среду, можно перенести в Россию. Возможно, что-то придется поменять, чтобы технологии выполняли нужные определенному городу функции. Но в целом, суть инноваций в сфере умных городов заключается в том, что их можно развивать в любом месте. Поэтому было интересно послушать о зарубежном прогрессивном опыте внедрения умных технологий.



Франческа Бриа, директор по технологиям и цифровым инновациям Барселоны, рассказала как, умные технологии помогли столице Каталонии сэкономить воду на 42 миллионов евро и заработать на парковках 37 миллионов. Около 500 станций велопроката, электронные табло на автобусных остановках, работающие на солнечных батареях, сенсорные мусорные баки, умные парковки с датчиками света — это лишь часть решений, которые позволили Барселону уже не раз признать одним из самых «умных» городов планеты! 



Кстати, Барселоне понадобилось всего семь лет, чтобы стать по-настоящему умным городом. Значит, Москве или Санкт-Петербурге и другим городам России нужно еще меньше времени, чтобы перенять положительный опыт. Для этого, власти должны предоставлять информацию о городской среде: открытые данные помогают разработчикам создавать концепции, которые приближены к реальным условиям, потому что для их разработки используется актуальная статистика. Ведь технологичные решения умных городов собирают и анализируют данные, чтобы сократить количество пробок, снизить уровень шума и сэкономить миллионы долларов городского бюджета.



Ярмо Эскелинен, другой спикер In The City и основатель некоммерческой организации Forum Virium, которая объединяет городские власти и частные компании Финляндии для создания проектов в области умных городов, рассказал, как в Хельсинки уже работают небольшие беспилотные автобусы, которые ходят по заданному маршруту. Беспилотники курсируют по нескольким районам Хельсинки, объезжая препятствия, например припаркованные автомобили. То, что вчера казалось фантастикой, уже сегодня стало реальностью. 



Примечательно, что конференция прошла в Санкт-Петербурге, городе, где расположены офисы 10% всех российских IT-компаний и сильнейшие вузы, которые входят в десятку лучших поставщиков «технических» кадров. Программа конференции подготовлена Институтом «Стрелка» в партнерстве с организатором форума — ПАО «Газпром нефть», главным работодателем для выпускников в этом регионе. Компания вкладывает в развитие регионов своей деятельности в рамках программы социальных инвестиций «Родные города», петербуржцы также оценили возможность увеличить кругозор и развить свои навыки — послушать спикеров пришло много молодежи, а всего за два дня участниками конференции стало почти 4 тысячи человек. 



На форуме, было уделено внимание не только теории, но и практике. Например, в рамках форума In The City специалисты Института «Стрелка» провели несколько интенсивных воркшопов для архитекторов, дизайнеров, разработчиков и инженеров. Урбанисты учились использовать потенциал применения дополненной и виртуальной реальности в городской среде, создав прототип собственного проекта. Участники воркшопа также придумывали и создавали собственное пространство для прогулки в виртуальной реальности, используя игровой движок и программы для 3D-моделирования, работали с объемной графикой и сканировали сделанные вручную объекты, учились создавать сложные архитектурные элементы, используя роботов.



Международная конференция In The City закончилась награждением победителей грантового конкурса. Участие в конкурсе обеспечило стартаперам возможность изменить свой город, рассказать о проекте профессионалам и широкой аудитории, получить обратную связь и выиграть денежный приз.



Семь участников-команд от 18 до 35 лет представили свои проекты на открытой презентации. Их оценивали представители программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть», Институт «Стрелка» и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).



Победителем стал проект «Добрососедская рекламная сеть». Это проект партнерской сети для малого и среднего бизнеса на основании анализа больших городских данных. Ребята разработали алгоритм автоматизированного анализа данных, который позволяет выявить латентные социальные связи между барами, кафе, ресторанами и другими заведениями в городе, а именно, заведения с наибольшим количеством общих пользователей. За основу взяты данные о чекинах пользователей в заведениях, которые отражают повседневные практики и предпочтения пользователей. Данный проект определил границы этих предпочтений и позволит увеличить взаимную выручку заведениям. По итогам конкурса, основатели проекта получат грант в 150 тыс. рублей.



Спасибо организатором за такой полезный и умный форум In The City. А в целом радует, что умные города все чаще упоминаются в повестке нашей страны и надеюсь, успешный международный опыт будет применен и у нас, ведь крупные города и агломерации могут стать драйверами экономического роста России.


Живу в Кунцево рядом со стройкой, которая стала одной из наиболее резонансных в столице за последнее время, поэтому не могу не написать свое мнение. Власти города намерены снести 37 трех— и пятиэтажных домов в 47 и 48 кварталах района. На их месте, на улице Ивана Франко застройщик будет строить 26-этажный дом, а затем передаст квартиры в собственность муниципалитету, который переселит людей в новые квартиры.

Но некоторые жильцы отказываются покидать нынешнее жилье и устраивают акции протеста. Можно сказать, вокруг спорной стройки сложилось две группы людей. Одни хотят переехать куда угодно из старых шлакоблочных домов и готовятся к расселению, понимая, что пятиэтажки морально устарели. Вторая группа — активисты, которые не имеют отношения не только к конкретным домам, которые попадают под программу расселения, но даже в целом к району Кунцево. 

Какое-то время борьба шла в судах, но истцы, противники реконструкции, проиграли иск в Мосгорсуде.Дошло дело даже до Верховного суда РФ, который на прошлой неделе признал законным строительство новых домов по программе реконструкции.



Очевидно, что реконструкция района делается, в первую очередь, для блага местных жителей, ведь они получат квартиры в современных комфортабельных домах. Но все же, как активный житель района, решил сходить в информационный центр ПИК на встречу с юристом. Теперь, каждый житель 47 и 48 кварталов может прийти и проконсультироваться бесплатно с юристом. 

Все четко и согласно документам, а то знаете, на районных митингах порой тоже некоторые политиканы «консультируют» направо-налево, но только на свой «нужный ряд». А тут информация только согласно букве закона. Причем, за консультацией приходили жители с разными взглядами, но все получили одинаково профессиональный совет. 



В целом, приятно видеть цивилизованную реакцию города и застройщика, которые понимают где реальные жители, а где подставные протестанты. Это очень важно для жителей ведь у них нет армии юристов, ботов в сетях и они не формируют общественное мнение для своей выгоды…

Всего пару недель назад мы праздновали восьмидесятилетие Венички Ерофеева, который, как известно, согласился бы жить на земле целую вечность, если бы ему показали уголок, где не всегда есть место подвигу. Увы, не показали. И так и живем по прежнему в обстановке, когда любой жест обязательно оценивается на предмет идеологического соответствия. Поэт в России по прежнему обязан быть гражданином прежде, чем поэтом. И от каждой лирической комедии ждут как минимум подвига.

Фильм «Крымский мост: сделано с любовью» обсудили в СМИ и соцсетях под множеством ракурсов. Например:— можно ли армянам снимать кино про Россию? (удивительно, но тему этнической принадлежности коренного москвича Кеосаяна и уроженки Краснодара Симоньян обсуждали те, кто обычно ратуют против национализма во всех его проявлениях)— отобьется ли бюджет фильма в прокате? (сперва казалось что не отобьют, потом вроде вошли в график окупаемости, но оставшийся осадочек старательно хранится на всякий случай)— ну  и, разумеется, сакраментальное «а чей Крым? а?»

При этом очень мало кто обсуждал собственно, сам кинофильм. На кусочки препарировав шедший одновременно с «Крымским мостом» биопик Фредди Мекркьюри, критики старательно игнорировали художественные достоинства (как впрочем и недостатки) отечественного ромкома. Может быть, потому что тогда пришлось бы признать, что в фильме напрочь отсутствует «злободневность» и «актуальная повестка»?

Да, это поначалу даже обескураживает: фильм с названием «Крымский мост: сделано с любовью» куда больше посвящен любви, чем геополитике и воссоединению народов. Помните анекдот про лектора, говорившего о  разновидностях любви и переходившего к слайдам только дойдя до темы «любовь к родине»? Так вот, такое ощущение что остальные слайды достались Кеосаяну и были им использованы в этой ленте.

Видимо, резкий рост количества зрителей на сеансах «Крымского моста» вызван был именно тем, что вопреки скепсису, лента оказалась не перегруженной пафосом, как недавний «Крым» Пиманова, а  легкой, воздушной и романтичной.И еще — теплой. Да, именно в начале ноября подмерзающие москвичи и петербуржцы с наибольшей охотой идут смотреть на фильмы про теплое море, безоблачное небо и Катерину Шпицу в купальнике.

 И кто может их осудить?

Удивительная ситуация в России. Цены на нефть неуклонно растут, а основной перевозчик черного золота в стране неуклонно беднеет и ветшает. Все это я узнал, поговорив с экспертом Института развития технологий ТЭК Сергеем Алихашкиным. 

Россия производит около 10% мирового объема нефти, и  примерно половина ее уходит на экспорт. Протяженность нефте— и  нефтепродуктопроводов единственного владельца «Транснефти» самая большая в мире (68,4 тыс. км). Но в отличие от других российских монополистов, тариф – единственное, на что существует компания. Это и содержание, и инвестиции, и дивиденды. За  последние четыре года инфляция в стране составила  около 40%, а индексация тарифа осуществлена на  21%. И, естественно, темпы роста затрат на транспортировку опережают рост тарифа. Сегодня у «Транснефти» наблюдается постепенное снижение финансовых показателей и фактически – кассовый разрыв. Чтобы компенсировать его, компании приходится занимать на рынке значительные средства не только на покрытие расходов, но даже на выплату дивидендов. Однако «Транснефть» находится под санкциями, поэтому заимствования на внешних рынках для нее закрыты. Одновременно ФАС полагается на  законодательство, позволяющее индексировать тарифы всего один раз в год, основываясь на правиле «инфляция минус», которое не дает ей право индексировать тарифы больше. В результате, тормозятся инвестиции в развитие трубопроводной системы к новым месторождениям.  Еще больше страдает реконструкция труб, работающих под большим давлением в земле уже около полувека.

Инвестиционные проекты компании тарифы позволяют покрыть лишь на 16%. Их окупаемость растягивается на десятилетия. Например, в проект строительства нефтепровода «Заполярье-Пурпе» инвестируется 236,81 млрд руб. При этом «Транснефть» рассчитывает из условий окупаемости в 30 лет на тариф 1034,10 руб. за тонну, а получает на выходе из ФАСа 399,10 руб за тонну, что делает проект неокупаемым.

Сегодня в российском законодательстве не хватает инструментов для большего маневра, как для самого регулятора, так и для монополии. Сама система такова, что позволяет совмещать регулятору несвойственные одному органу функции. Ни в одной развитой стране мира антимонопольные службы не  занимаются конкурентным регулированием рынка и одновременно регулируют монополии.

Россия и мировой опыт

В случае с российским законодательством и системой, вопросы тарификации для транспортировки нефти решить вполне можно, внедрив отчасти опыт других стран.

Еще в 1995 году Конгресс США поручил FERC, американскому аналогу ФАС, разработать тарифы для нефтяной отрасли. Предполагалось, что регулирующим ведомством будет применена система индексирования для установления «потолочных» уровней тарифов на транспортировку нефти. В американской системе тарификации отрасли не используется индекс потребительских цен (ИПЦ). Наибольшее влияние на уровень цен при формировании тарифов оказывают затраты на  приобретение трубной продукции, а также стоимость ГСМ, электрическая и тепловая энергии. За базу расчетов был выбран Producer Price Index for Finished Goods — «Индекс цен производителей готовой продукции» (PPI-FG). «Потолочная» формула цены подлежит обязательному пересмотру раз в пять лет.

В итоге стоимость перевозки нефти в США и омывающих их водах в настоящее время следующая (за тонно-милю): автотранспортом — 4,87 цента, по  железной дороге — 0,83 цента, по трубопроводу — 0,32 цента, танкерами — 0,12 цента. Грузооборот крупнейшего перевозчика в США Сolonial Pipeline Co. достигает порядка 178,25 млрд тонн, в то время, как у «Транснефтепродукта», дочернего предприятия «Транснефти», эти показатели 36,95 млрд тонн в год. Хотя магистральные трубопроводы российского предприятия имеют значительно большую протяженность, чем американские.

Тарифное регулирование на транспортировку нефти у наших соседей в Казахстане подразумевает метод индексации с учетом всех затрат компании-монополиста. Этот метод учитывает возможность получения прибыли, которая позволяет монополисту эффективно функционировать. При индексации принимаются во внимание фактически понесенные расходы на оказание услуг транспортировки и стоимость осуществляемых закупок. В системе госрегулирования Казахстана существуют три вида тарифа: инвестиционный, дифференцированный и  временный (компенсирующий). Регулирующим органом по тарифам в Казахстане является АРЕМ. Если монополист не справляется с инвестиционными обязательствами, то законодательство позволяет ему установить свой предельный тариф на транспортировку, по согласованию с АРЕМ. К этому инструменту нефтяные перевозчики могут прибегнуть, как на среднесрочный период (от 1 до 5 лет), так и на долгосрочный (более 5 лет).

В маленьком королевстве Бахрейн вопросы тарификации и  технического оснащения нефтепроводов и НПЗ переданы Национальной нефтегазовой холдинговой компании Nogaholding на основании Королевского указа №63 от 2005 года. Еще в 1970 году, после того, как Бахрейн присоединился к ОПЕК, власти страны стали предоставлять по договору концессии части территориальных вод. Таким образом, инвесторы могут проводить добывающую работу и транспортировку нефти по своим тарифам в течение 35 лет, однако государство получает роялти в  размере 50% от общей суммы доходов. А в 2015 году власти Королевства отменили государственное регулирование цен на топливо, электричество, а также повысили таможенные пошлины на ряд товаров внутри страны.

При четкой и прозрачной системе ничего не мешает тем же казахам, когда надо выкручивать руки соседям и, защищая свои государственные интересы, поступать так, как это произошло в последний раз в апреле 2018 года. Тогда Казахстан «неожиданно» для России, под предлогом возврата инвестиций в  инфраструктуру, в 2,5 раза увеличил стоимость транзита российской нефти в Китай по своей территории через нефтепровод «ТОН-2». 1,1 млрд руб – столько потеряла «Транснефть» и госбюджет.

Системный вектор

Итак, мы видим, что в мировой практике тариф на  транспортировку нефти по трубопроводам формируется исходя из трех факторов – 1) эксплуатационные расходы (стоимость ГСМ, электрическая и тепловая энергии, ФЗП, др.), 2) инвестиционная составляющая (затраты на приобретение трубной продукции и стоимость работ при прокладке, особенно в трудно доступных районах) и 3) прибыль акционеров (рассчитывается по методу индексации с учетом всех затрат, как, например, в Казахстане). Формируя тариф на основе прозрачных принципов, в  плюсе остаются все участники процесса – и транспортники и нефтяники и  государство (как основной акционер «Транснефти»).

В России пока не так. Принципы формирования тарифа непрозрачны и не всегда понятны. Но изменения постепенно происходят. В этом году правительство впервые заговорило о утверждении инвестпрограммы инфраструктурных госкомпаний для определения их дивидендов. Сейчас, формируя тарифы, ФАС не закладывает в них выплату дивидендов и компании вынуждены платить их акционерам, сокращая свои инвестпрограммы и программы реконструкции. Таким образом, логично, что формируя тариф, нужно сразу оговаривать, какой процент прибыли инфраструктурных компаний пойдет на дивиденды, а какой – на  инвестпрограмму. Решения  нет, а подвижки в эту сторону малозаметны.

Выступая несколько дней назад на Всероссийском семинаре-совещании по тарифному регулированию, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин озвучил новый подход о постепенном отказе от принципа «затраты плюс» через применение принципа «инфляция минус» и переходу к рыночным индикаторам – еще одна положительная история в проблеме тарифного регулирования. Там же говорилось об  уже упомянутом запуске долгосрочной тарифной политики.

При обсуждении тарифов монополий ФАС приглашает для участия в обсуждении потребителей услуг этих монополий, выступая своеобразным арбитром спора и предлагая среднеарифметическое число от озвучиваемых предложений. Но  пора пойти дальше и расширяя круг обсуждения, приглашать и поставщиков этих же  монополий – заводы по производству труб, арматуры, стали… Абсолютно не участвует в дискурсе экспертное, научное сообщество. При том, что обсуждаемые вещи – тарифы – это не предмет лоббизма ВИНКов и монополии, а строго расчетная величина развития отрасли в целом. А пока получается – цены на нефть неуклонно растут, а основной перевозчик черного золота также неуклонно беднеет и ветшает.

В кажущейся бесконечной дискуссии о будущем российского образования высказался на днях глава Сбербанка Герман Греф. На проходящем в Сколково форуме «Открытые инновации» президент крупнейшего банка страны высказался против крена в сторону специализированного образования. 
«Важна хорошая математическая подготовка, но дети должны быть развиты всесторонне», — сказал Греф. Он призвал не плодить моношкол и не бежать записывать ребенка в программисты с тем же энтузиазмом, с каким десять лет назад миллионы абитуриентов бежали записываться в юристы и экономисты. 

Греф далеко не в первый раз говорит о школьном образовании, в общем справедливо считая эту тему важной для себя и страны.

И каждый раз смысл его слов сводится к тому, что надо отходить от напичкивания знаниями в школе: «потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы». 

Это важнейшая тема, потому что она формирует развилку, на которой сегодня оказалось российское образование.

Дело в том, что в конце XX — начале XXI века развитые страны пришли к выводу о необходимости диверсификации узкоспециального школьного образования. Еще в начале двухтысячных в мире господствовала образовательная политика STEM: Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерное дело), Mathematics (математика). 

Но, проанализировав истории успеха и быстро меняющуюся бизнес-практику, ученые и практики образования пришли к выводу о необходимости добавления еще одной буквы к аббревиатуре STEM. Прорывные успехи без артистической составляющей оказались невозможны: так политика STEM была заменена стратегией STEAM, где Art означает больше, чем искусство.

В кажущейся бесконечной дискуссии о будущем российского образования высказался на днях глава Сбербанка Герман Греф. На проходящем в Сколково форуме «Открытые инновации» президент крупнейшего банка страны высказался против крена в сторону специализированного образования. 

«Важна хорошая математическая подготовка, но дети должны быть развиты всесторонне», — сказал Греф. Он призвал не плодить моношкол и не бежать записывать ребенка в программисты с тем же энтузиазмом, с каким десять лет назад миллионы абитуриентов бежали записываться в юристы и экономисты. 

Греф далеко не в первый раз говорит о школьном образовании, в общем справедливо считая эту тему важной для себя и страны.

И каждый раз смысл его слов сводится к тому, что надо отходить от напичкивания знаниями в школе: «потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы». 

Это важнейшая тема, потому что она формирует развилку, на которой сегодня оказалось российское образование.
Дело в том, что в конце XX — начале XXI века развитые страны пришли к выводу о необходимости диверсификации узкоспециального школьного образования. Еще в начале двухтысячных в мире господствовала образовательная политика STEM: Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерное дело), Mathematics (математика). 

Но, проанализировав истории успеха и быстро меняющуюся бизнес-практику, ученые и практики образования пришли к выводу о необходимости добавления еще одной буквы к аббревиатуре STEM. Прорывные успехи без артистической составляющей оказались невозможны: так политика STEM была заменена стратегией STEAM, где Art означает больше, чем искусство.
Оригинал


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире