Вчера президент России Владимир Путин опубликовал статью «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой утверждает, что русские и украинцы — один народ, а современная Украина – «целиком и полностью детище советской эпохи». Это достаточно распространенное для российской империалистической мысли утверждение, не соответствует действительности.

Украина — не Россия. Украинская политическая традиция (сформированная под влиянием в том числе Австро-Венгрии, Речи Посполитой и казачества) гораздо демократичнее российской. В русской политической традиции исторически доминирует вертикаль власти, в то время как в Украине гораздо сильнее проявлялась роль низовых групп – будь то казачества, шляхты, народно-освободительного движения. Мы до сих пор видим, насколько более массово, активно и организовано украинское гражданское общество.

Но здесь я бы хотела подчеркнуть роль отличной религиозной традиции в формировании уникальных черт украинской нации. Об этом я, в частности, писала в статье The New Times, основанной на моей диссертации в НИУ ВШЭ и работе в архивах г.Львова. Вот ее основные тезисы.

Действительно, как Путин упоминает в статье, украинцы и русские имеют исторически культурное и языковое родство. Однако такое родство характеризует многие славянские группы Восточной Европы, например, поляков, в отношении которых Путин не делает подобных утверждений. На протяжении веков основные отличия в национальной идентичности (чувство принадлежности к определенной нации) определялись не этносом или языком, а религиозной традицией. Каждый человек может знать много языков и быть носителем разных культур, но вера может быть только одна. Именно поэтому религия напрямую была связана с идентичностью.

Отсюда важнейшая роль Брестской унии 1596 года, которой Владимир Путин уделяет очень скромное место в своем анализе. По результатам унии, в результате того, что украинские земли оказались разделенными между разными государствами — Речи Посполитой и Московским царством, существенная доля западнорусского православного духовенства подчинилась власти Папы Римского. В результате на западных землях возникла греко-католическая (униатская) церковь, объединившая православный обряд и язык богослужений с властью Папы Римского и католической догматикой. Эта церковь оказалась каналом сохранения украинской идентичности для местных крестьян.

Как пишет об этом Сергей Плохий, «Брестская уния расколола восточнославянское население Речи Посполитой вообще и украинские элиты в частности между двумя церквями… Но вызванная этим междоусобица заставила общество по-настоящему глубоко задуматься на тем, что его объединяет: историей, культурой, религиозной традицией и прочим. При всей ожесточенности спора, несмотря даже на кровопролитие, эти распри дали зеленый свет новой политической и конфессиональной культуре, где есть место для дискуссии и плюрализма.»1

Именно греко-католическая церковь сыграла важнейшую роль в украинском национальном возрождении XIX — начала XX веков. Члены греко-католической церкви (Михаил Левицкий, Андрей Шептицкий и др.) в период господства Австро-Венгерской империи на этих землях сделали очень много для возрождения украинской национальной традиции и формирования национального сознания. В том числе, они занимались возрождением украинского языка, распространением образование на украинском языке, учреждением во Львове Национального украинского музея и поддержкой украинских деятелей искусства. Служители греко-католической церкви исторически были ближе связаны с паствой, активны и деятельны, и разительно отличались «от вялых и зависимых от властей батюшек Российской православной церкви, окормлявших свою паству по другую сторону границы».

Русские властители всегда осознавали важнейшую роль церкви в формировании национального сознания, поэтому неудивительны регулярные попытки Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II, а затем Сталина ограничить в правах или просто уничтожить греко-католическую церковь. Взамен русские правители продвигали Русскую православную церковь Московского патриархата, которая была (и остается) инструментом русификации Украины, каналом распространения русско-советской культуры, тормозившим формирование независимой от Москвы государственности. Именно в связи с ролью греко-католической церкви в формировании национального движения в Украине она была принудительно уничтожения Сталиным после того, как Западная Украина была захвачена советской армией. Формально запрет на создание греко-католических общин был снят уже только в 1990м году.

Россиянам полезно знать о том, чем Украина отличается от России. Как мы имели возможность убедиться, незнание и непонимание истории влечет за собой роковые ошибки.

1 С. Плохий. Врата Европы. История Украины. 2018, с.155.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире