Уже год мир «официально» живёт в условиях глобального финансового кризиса — словосочетания, успевшего навязнуть в зубах за последние двенадцать месяцев. Хотя для Британии первый тревожный звонок прозвенел почти на год раньше. Первым визуальным воплощением того, что что-то не так, стали огромные очереди взволнованных вкладчиков у отделений банка Nortern Rock осенью 2007 года.

Банк, некогда предлагавший кредит под 125% стоимости жилья, национализирован, в него вкачано несколько сотен миллиардов фунтов денег налогоплательщиков, в витринах — по-прежнему рекламные афиши с привлекательными процентными ставками по вкладам и кредитам…

В годовщину кризиса я решил посмотреть, как за последний год изменился облик типичной «хай-стрит» — центральной торговой улицы любого британского города или крупного района.

Самым тяжёлым периодом, пожалуй, стала минувшая зима, когда сообщения о банкротстве или перепродаже розничных сетей приходили едва ли не каждую неделю. Чайно-кофейный Whittard of Chelsea, мебельный MFI, музыкальный Zavvi и не дотянувший буквально года до столетнего юбилей универмаг Woolworths.

Единого покупателя освободившихся торговых площадей сеть не нашла, и теперь универмаги зияют белыми стенами и огромными окнами в ожидании новых владельцев. Скорее всего, торговые площади будут распроданы по частям. Бренд Woolworths, кстати, уже успел возродиться в виде интернет-магазина.

Тем временем супермаркеты дешёвого и среднего сегмента стали едва ли не единственными игроками рынка, которые не только наращивают прибыли на фоне кризиса, но и объявляют о расширении и наборе новых сотрудников. Именно эти супермаркеты становятся основным местом покупок многих людей — причём далеко не только продуктов, но и товаров для дома, CD и DVD, одежды, бытовой техники. На этом фоне разоряются и исчезают многие небольшие магазины посуды, одежды, обуви и других товаров, спрос на которые эластичен и от которых покупатели могут отказаться в первую очередь. Многие люди готовы поступиться качеством товаров или больше питаться дома, чтобы сэкономить.

Рассчитанный на чуть более состоятельные слои общества супермаркет Waitrose не испытывает оттока клиентов к более дешевым конкурентам, а скорее повторяет тенденции их развития в условиях кризиса — запустил линию дешёвых продуктов из самой основной потребительской корзины, а совсем недавно спас от исчезновения компанию принца Чарльза Duchy Originals, став её эксклюзивным дистрибьютором.

Тем, кто любит качественную еду из Waitrose или Marks & Spencer, предлагаются заманчивые варианты «ужина на двоих» в виде набора из горячего блюда, салата, десерта и бутылки вина всего за 10 фунтов — ни один ресторан такого «демпинга» позволить не может.

В ресторанном бизнесе тенденции те же — выживают и процветают самые дешевые сетевые заведения. Закусочные McDonalds могут позволить себе расширяться в условиях кризиса, сеть пабов JD Wetherspoon не только продолжает предлагать самый широкий выбор алкоголя в Великобритании, но и первой понизила цену пинты пива некоторых сортов до 99 пенсов.

А вот сеть ресторанов и магазинов морепродуктов FishWorks, где всегда можно было найти свежайших креветок, крабов, омаров, моллюсков и едва ли не лучшие в городе «фиш-энд-чипс» (цена которых соответствовала их качеству) разорилась и практически в одночасье ушла с рынка.

Летом обанкротилась одна из лучших сетевых кофеен — Coffee Republic. Одно из её кафе находилось совсем недалеко от нашего офиса. Теперь помещение выглядит довольно уныло и ищет нового хозяина:



Ну что же я всё о хлебе, надо напоследок и про зрелища немножко рассказать.

Более других от кризиса выиграли, на мой взгляд, кинотеатры. Билет в кино люди себе позволить могут — это дешевле, чем ходить по театрам, концертам и клубам. Поэтому в кинотеатрах аншлаги, а кинопрокатчики рапортуют о рекордных прибылях. Кассовые сборы и число зрителей в британских кинотеатрах в первом полугодии этого года достигли пиковой отметки за последние семь лет — было продано почти 83,5 миллиона билетов. Реклама новых фильмов повсюду — на проезжающих мимо красных автобусах, в метро и на автобусных остановках.

Стимулирование спроса — главная задача любого ритейлера. Именно поэтому буквально каждая витрина и каждый рекламный плакат зазывает прохожих скидками, спецпредложениями и прочими «офферами». Так что при умелом подходе можно составить себе вполне неплохую маленькую антикризисную стратегию.

Оригинал поста в разделе «Блоги РИА Новости»


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире