Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) с большой заинтересованностью относится к  нарабатываемой практике функционирования системы «Открытое правительство». Сегодня мы располагаем серьезным опытом эффективного взаимодействия с Правительством РФ — нас приглашают, нас слушают. Однако в некоторых ситуациях существовавшие формальные механизмы иногда давали сбой.

Рассмотренная 16 октября этого года в системе «Открытое правительство» тема промышленной безопасности для РСПП является весьма актуальной. Действующее в данной сфере законодательство, как и сами принципы осуществления государственного регулирования и надзора за промышленной безопасностью, по нашему мнению, являются архаичными, так как формировались они еще до рыночных отношений в России. Необходимость серьезного реформирования данной сферы неоднократно отмечалась экспертами созданного в 2010 г. Комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности (Сопредседатель Комитета Андрей Анатольевич Козицын). Как, впрочем, и другими промышленными комитетами и комиссиями РСПП.

Указанные рабочие органы РСПП предоставили для участия в работе над изменениями в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» необходимых экспертов, которые, хоть формально и не входят в Экспертный совет при Правительстве России, обладают необходимыми компетенциями и опытом.

Оценивая итоги проделанной работы, можно отметить, что достигнут консенсус. Во-первых, это свидетельствует о том, что экспертный потенциал РСПП был востребован, а во-вторых, о том, что мы можем двигаться дальше, вместе с Открытым правительством ставить и решать другие важные для бизнеса и отечественной экономики задачи.

Сегодня затраты на обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, которые основаны на уставших технологиях, обходятся промышленности России очень дорого. Новые технологии формально применять нельзя. Если есть противоречие со старыми нормами, то неизбежен запрет на эксплуатацию. Изменения, согласованные в рамках совместной работы с Ростехнадзором под эгидой Открытого правительства и предлагаемые в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривают при строительстве новых объектов возможность отступления от устаревших требований документов Ростехнадзора в целях применения современных методов проектирования, строительства и эксплуатации опасных производственных объектов. В частности, в проектную документацию включается обоснование безопасности объекта, с оценкой риска, пределами и условиями его эксплуатации. Этот документ становится единственным источником требований для данного предприятия, в том числе при принятии в эксплуатацию и проведении мероприятий по надзору.

Таким образом, признаётся презумпция добросовестности бизнеса – если компания инвестирует миллиарды в новое производство, то она больше всех заинтересована в его безопасном функционировании. Вместе с тем, практическая реализация этих положений потребует дальнейшей серьезной работы над федеральными нормами и правилами, устанавливающими требования безопасности и параметры допустимого риска для отдельных отраслей.

Кроме того, исключается обязанность компаний проводить экспертизу промышленной безопасности документации на капитальный ремонт. Практически капитальный ремонт – это приведение объекта в соответствие проектным параметрам и предмет для экспертизы отсутствует. Экспертиза в данном случае является серьезным административным барьером, существенным образом увеличивающим временные затраты, одновременно являясь источником коррупционных рисков и дополнительных финансовых затрат.

Данная новация сократит объём экспертиз примерно на 25%, позволит уменьшить количество согласований и документации при капитальных ремонтах.

В связи с этим хотел бы ещё раз подчеркнуть ожидаемую совокупную экономию. Без снижения безопасности, используя передовые решения можно, по экспертным оценкам, только в переработке нефти и газа экономить около ста миллиардов рублей в год. Другие крупные промышленные проекты – шельфовые разработки, развитие металлургических производств, химии и нефтехимии,  — средний и  малый бизнес будут ориентировочно способны сберечь до 1 триллиона рублей в год. Это существенно повышает конкурентоспособность российских производителей, позволяет им расширять инвестиционные программы и создает базу для реализации социальной ответственности бизнеса.

Следует отметить тот факт, что принятие изменений принесет не только прямой эффект для бизнеса, который осуществляет программу модернизации своих производств. Прежде всего, изменения станут стимулом развития смежных отраслей. Отечественный бизнес при модернизации производств сможет заменять неэффективные ресурсоемкие технические решения на соответствующие компенсирующие инженерные решения.

Одновременно бизнес будет формировать спрос на высокотехнологичную продукцию, в том числе отечественных машиностроения и приборостроения, электронной промышленности.

По мнению РСПП, еще одной важной темой, которая достойна обсуждения в рамках открытого правительства, является обязательное страхование опасных объектов. По экспертной оценке из  8 млрд. руб., собранных страховыми компаниями в качестве страховых премий, выплачено в возмещение вреда только  70 млн. руб. В этих условиях надо либо срочно пересматривать страховые тарифы, либо оставить обязательность страхования, а тариф отдать на регулирование рынку. Тогда интересы граждан будут защищены, а расходы промышленности отрегулирует рынок – опасные производства будут платить больше, современные (модернизированные) меньше (не на 20— 30-40%, а в разы). Это – дополнительный стимул к модернизации и современный инструмент регулирования.

Кроме того, необходимо продолжить совместную работу с законопроектом об экологическом нормировании. На днях его должны представить в Правительство РФ  в редакции ко второму чтению в Госдуме РФ. Но бизнес пока против, хотя общее понимание, как и в случае с промышленной безопасностью, есть – все признают, что негативное воздействие надо снижать, что инструменты экономического стимулирования надо применять и что технологическое нормирование необходимо развивать.

РСПП готов к продолжению диалога для поиска взаимоприемлемых решений по столь чувствительным для бизнес-сообщества темам.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире