Завершилась конференция научных работников РАН. В продолжение серии постов про реформу Академии — поделюсь некоторыми впечатлениями о прошедшей конференции.

Безусловно, состоялось историческое событие. Интереснее всего было оказаться в большом зале Академии вместе с коллегами решительно всех других институтов, представляющих все  направления научных исследований. Более того, в одном зале оказались как аспиранты и младшие научные сотрудники, так и академики и директора институтов. Важно и то, что в нарушение традиций, рядовые научные сотрудники имели возможность выступить перед академиками, причём последние слушали с неподдельным интересом. Обидно, что для такой представительной встречи был столь печальный повод, правда, одним из первых решений в первый же день конференции было  сохранить конференцию научных сотрудников в качестве постоянно действующего органа, позволяющего учёным в дальнейшем обмениваться мнениями относительно внутренних проблем академии.

В кулуарах звучали слова о «разгуле демократии» в рядах Академии. В подтверждение этому Президент РАН и вся «академическая верхушка» сидели в зале, среди других участников, а не в президиуме, а выступление В.Е. Фортова точно также как и все остальные было жестко ограничено регламентом.

Конференция, в каком-то смысле продемонстрировала самые страшные опасения министерских реформаторов — научные сотрудники Академии способны на горизонтальную и вертикальную самоорганизацию для консолидации внутренних усилий и формулирования единого согласованного мнения по предложенной реформе.

Учитывая те обстоятельства, при которых законопроект был представлен, очевидно, что замысел министра был в том, чтобы провести реформу как можно быстрее, объявив её накануне сезона отпусков, и с расчётом на то, что академическое сообщество не успеет отреагировать. В этой связи можно признать полную победу оргкомитета конференции, который в кратчайшие сроки сумел организовать такое масштабное мероприятие, сделать его во всех смыслах представительным — и вертикально и горизонтально.

Выступление Владимира Фортова было посвящено, разумеется, последним событиям в контексте реформы, информация о которых не всегда проникала в прессу. Выступление главы Академии вселило определённый оптимизм, но общее настроение полной неопределённости, конечно, оставалось.

Несмотря на то, что научное сообщество испытало не просто пощёчину со стороны Правительства, а самый настоящий удар «ниже пояса», в основном обсуждения касались того в каком направлении вести дальнейший диалог с властью о реформе. Общее мнение участников состояло в том, что цель любого диалога с властью должна заключаться не в попытке избежать бюрократической реформы, а развитии отечественной науки.

Разумеется, были и эмоции и лозунги и транспаранты, но основная часть докладов была сконцентрирована вокруг обсуждения реальных конкретных проблем Академии, и самое главное — конструктивных предложений их решения. Ряд докладчиков, опять же от мала до велика, выступили с критикой некоторых существующих академических порядков. Среди таких был, в частности, Михаил Гельфанд, который, в своё время достаточно резко высказывался об Академии. Их доклады были встречены с большим интересом, а критика была услышана.

В настоящее время снова нагнетается обстановка вокруг Академии и объявленной реформы. Запланированный «блицкриг» был сорван, но осенью предстоят новые сражения. «Первой ласточкой» была как раз прошедшая конференция. Через неделю состоится общее собрание Академии. На нём «младший академический состав» участвовать уже не будет, проблему реформы обсудят член-корры и академики. Как и на прошедшей конференции, на общем собрании прозвучит и критика законопроекта и рациональные предложения по внутреннему реформированию. После этого Государственная Дума вернётся к слушаниям.

Остаётся надеяться, что власть услышит мнение научной общественности и всерьёз рассмотрит здравые предложения, прозвучавшие на конференции и которые будут озвучены на общем собрании.

Комментарии

28

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


ignatt49 31 августа 2013 | 08:34

Пока академики борются за управление имуществом РАН, изобретатели занимаются научными исследованиями и производством.

Настало время поговорить об организационной стороне работы научно производственных центров НПЦ. Организующим ядром становится НПЦ г. Абакана. Еженедельно проводятся ассамблеи в г. Абакане с 10 до 12 часов в районе городского радиоклуба. На городской ассамблее обсуждаются вопросы
- Членства НПЦ. Обучения в НПЦ. (бесплатное)
- Работы в НПЦ в качестве руководителей НПЦ в регионах России.
- Работы в качестве организаторов рынков в Интернете.
- Организации всероссийских ассамблей НПЦ России.
Предполагается проводить две ассамблеи всероссийского масштаба. С 6 февраля и с 6 июля каждого года. Повестка всероссийской ассамблеи:
- Обучения в НПЦ.
- Работы в качестве организаторов рынков в Интернете.
- Обсуждение вопросов стратегического и тактического развития НПЦ.
- Обмен профессиональным опытом.
- Обмен корпоративными секретами. (Секретами изобретений)
- Стратегия продвижения технологий.
Предполагается с первого дня работы готовить потребителей технологий в сети Интернет. Для чего необходимо формировать рынки в сети Интернет:
- Рынок предложений. Формируется на принципах самоорганизации, Это рынок уже имеющихся к реализации технологий и рынок готовящихся к выходу технологий.
- Рынок услуг. Индустриальное производство в рынке услуг. Формируется сетью НПЦ России готовых принимать заказы на изготовление технологий для бытовых нужд.
- Рынок индустриальных производств. Промышленное производство силовых трансформаторов нового поколения. Промышленное производство электропривода нового поколения.
Научно производственный центр (без организации юридического лица) проводит набор на очное, заочное, бесплатное обучение навыкам работы
- изобретателя.
- навыки проведения НИОКР.
по специальности "Специалист вибрационной энергетики"
Специалист вибрационной энергетики овладеет навыками производства технологий для бытовых нужд:
- Съем электрической энергии с заземления.
- Съем электрической энергии с трансформатора Тесла.
- Съем электрической энергии посредством вибрационного трансформатора - 2 технологии.
НПЦ планирует производство НИОКР:
- Силового, вибрационного трансформатора на природном электричестве.
- Электропривода на природном электричестве.
Каждую субботу с 10 до 12 часов, начиная с сентября 2013 года будут производится ассамблеи в районе городского радиоклуба. На ассамблеях имеется возможность получить консультации по всем вопросам обучения и производства, а также формирования сопутствующих рынков в сети Интернет.


31 августа 2013 | 16:48

Зашибись! В ближайшую субботу, ребята, все в Абакан на ассамблею в районе городского радиоклуба!


31 августа 2013 | 08:50

Забеспокоились академики, забегали, видимо, получили хорошую встряску! Но в то же время не очень понятно, о чём беспокоятся учёные мужи, о своих привилегиях или научной деятельности?


oja 31 августа 2013 | 09:00

"Остаётся надеяться, что власть услышит мнение научной общественности и всерьёз рассмотрит здравые предложения, прозвучавшие на конференции и которые будут озвучены на общем собрании."

Смешно это слышать. Решать вопрос будут люди с совсем другими приоритетами. Что-то может измениться только в том случае, если они испугаются.


kriv_49 31 августа 2013 | 10:32

Поддерживаю отмену законопроекта №305626 "О Российской академии наук,о реорганизации государственных академий наук и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(или Федеральный закон в случае его принятия).Нельзя допустить не только его окончательного принятия,но и поэтапную реализацию.Варварский законопроект вполне соответствует варварскому представлению властных структур о сущности фундаментальной науке и ее применению.

Соискатель философского факультета СПГУ, Александр Кривошей/Ожегов/.


liapustn 31 августа 2013 | 10:52

Спасибо за очень внятный рассказ о конференции!


sasmolyak 31 августа 2013 | 11:48

В целом ситуация на конференции описана правильно и корректно. Хотел бы добавить пару моментов:
1) некоторые вопросы выносились на голосование. Важно, что решения принимались подавляющим большинством (против и воздержались - не более 20-30 человек);
2) не согласен, что "В кулуарах звучали слова о "разгуле демократии" в рядах Академии. В подтверждение этому Президент РАН и вся "академическая верхушка" сидели в зале, среди других участников, а не в президиуме". Слов о разгуле демократии не слышал, правда перед началом конференции были опасения, что работа может быть дезорганизована выступлениями политического характера или по поводу конкретных лиц. Несколько подобного рода выступлений было, но им не придали особого значения - выслушали и продолжили дальше. Не видел недовольства академиков тем, что они сидят в зале, а не в президиуме (где вообще-то было всего 3-4 человека - председательствующий и пара помощников). Вообще, размещение было свободным, лишь первый ряд резервировался для ближайших выступающих. Видел и академика где-то в 20-х рядах. Вообще, стремление "сидеть в первых рядах или в президиуме" нехарактерно для настоящих ученых, к которым большинство академиков и относятся. Наоборот, в кулуарах видел академиков, спокойно разговаривающих с "простыми участниками" конференции и отвечающими на их вопросы. В общем - обстановка, как на "нормальной" научной конференции.
Главное же, что во главу угла был поставлен вопрос не о судьбе РАН (или ее президиума), а о судьбе науки в стране и о стратегии научно-технического развития. В связи с этим упоминался и ГКНТ СССР, аналога которому в РФ пока нет.
Вспоминали о Муссолини, который разогнал Итальянскую академию наук (а в кулуарах - об аналогичных деяниях Чаушеску и Саакашвили). Вообще, был ряд сообщений "исторического" характера - как об истории РАН, так и об исторических ценностях, которые будут потеряны при намеченном реформировании РАН. В связи с этим подчеркивалось, что следующим (после здравоохранения, образования и науки) шагом будет "реформирование" культуры. С кем вы сегодня, мастера культуры?


vlastimin 31 августа 2013 | 13:55

Бюрократии наука не нужна, и она приложит все силы, чтобы её уничтожить.


31 августа 2013 | 14:26

пустое это дело, дан приказ: разрушить старую академию до основания, забрать все активы и поставить новых молодых академиков по принципу чего изволите, господин и все дела


31 августа 2013 | 14:46

Реузльтат конференции вполне предсказуем: никакие предложения по-существу не рассматривались. Хотят победить Путина, отозвать закон - и воссесть как сидели. И что, это возможно в принципе?
Здесь же, на Эхе, вчера был первый очень содержательный блог за все это время - о том, что нынешняя РАН находится вне законодательного поля. Она получает деньги из бюджета, но никакого контроля за ней у государства нет. Такого быть не может, конечно. Собственность РАН не принадлежит, никакого научного аудита не проводится. Сами академики "осмотрелись и увидели, что все хорошо".
РАН нужно искать компромиссы. А поднимать всю страну на борьбу за спокойную жизнь в РАН не стоит.


retropetrograd 31 августа 2013 | 17:10

"никакие предложения по-существу не рассматривались"
А вы там были?
"нынешняя РАН находится вне законодательного поля. Она получает деньги из бюджета, но никакого контроля за ней у государства нет"
Неправда, РАН действует на основании российских законов. Механизмы контроля такие же как и для любой другой бюджетной организации. Только что закончена проверка Генпрокуратуры, не обнаружившая существенных нарушений.


31 августа 2013 | 18:24

Я почитал резолюцию... Есть еще какие-то документы? Я готов их почитать.
Да и предложения, которые я видел - типа "пчелы за мед". То есть предложения типа "Дай - и не мешай". Про внутренние возможности ничего толкового не увидел. Может быть, Вы что-то знаете?


retropetrograd 31 августа 2013 | 20:31

Было принято 3 резолюции и создана рабочая группа по обработке конкретных предложений.


31 августа 2013 | 20:53

ТРИ резолюции???? И кто-то заменит все собрание, отобрав одну?
Или потом соберутся еще один раз? Или как?
Есть два совершенно разных вопроса.
1. Как поступить в связи с законом? Тут все ясно - "Ты, папа, налей - и не мешай!" Это не пройдет, то есть не стоит и заморачиваться в поиске слов.
2. Какие предложения по реформе внутри РАН? Тут опять тривиальное
"Деньги давай, деньги давай!" не нуждается в редактировании, но совершенно бесполезно. Всякие требования про прозрачность и открытость - писать можно, но это неконкретно и мало изменит ситуацию. Принципиальный вопрос - внутренний жесткий аудит, переход на контрактную систему, увольнение неработающих и поиск мер компенсаций - вот что стоит обсуждать, но, я очень уверенно боюсь - никто такие вопросы не поставит.
Но - подождем!!!!


retropetrograd 31 августа 2013 | 21:16

Было принято 3 резолюции по трем разным вопросам. Думаете так не бывает?
По по поводу денег слышал только одно конкретное предложение: обещанные правительством прибавки академикам отдать молодежи.


31 августа 2013 | 21:32

1. По каким трем вопросам, напишите пожалуйста.
2. Насколько я знаю, в последнем варианте закона про добавки речи нет. Да и вряд ли корректно обсуждать подачки академикам - это подачки им!


retropetrograd 31 августа 2013 | 22:24

1. Смотрите на сайте конференции http://www.rasconference.ru/
2. На эти подачки Академия смогла бы принять на работу около 1000 молодых сотрудников. Если у правительства других денег на реформу нет, пусть даст хоть эти. Академики не возражают.


sparky 31 августа 2013 | 14:59

Надеюсь, что члены Академии забудут в этот раз о своём конформизме и робости и выскажутся твердо против закона о реформе. Только очень жесткое заявление общего собрания РАН способно сорвать превращение Академии в организацию "чего изволите".


31 августа 2013 | 16:21

Вчера Витта Владимирова (vitta_min69) выставила очень хороший блог, в котором показала, что РАН сейчас находится вне законодательного поля и первая версия закона, со словом "ликвидация", приводила к созданию РАН в форме госкорпорации, с правом на собственность и самостоятельность. Академики ничего не поняли и решили стать гос.бюджетной организацией - то есть выполнять заказы государства на исследования. Но государство не может давать заказ на "сижу и жду Нобелевскую премию". Придется отчитываться, и не только перед своей совестью.

Где-то примерно так. Чисто юридический вопрос. Или в первом параграфе "ликвидация", а во втором - "создание" - или уж извините, "Ваша свобода кончается там, где начинается закон". К сожалению, визг в группе - более приятное времяпрепровождение, чем размышление....


sparky 31 августа 2013 | 16:50

Не могу согласиться, поскольку распоряжение собственностью возлагалось на назначенных чиновников, а сама собственность не была определена.
Большая установка внутри здания стоит гораздо больше, чем само это здание. В чьём она распоряжении, кто может решить, что она уже свое отработала, и есть смысл освобождать площадь для чего-то нового.
Правда только, что про установки - это из старых времен. Нынче денег на новые нет.
ИМХО, РАН совершенно не обязательно втискивать по статусу в бизнес-структуры. Она могла бы оставаться только под своим статусом - РАН, под специальным законом о её функционировании.


31 августа 2013 | 18:19

Вот такой закон и был предложен. Если чиновники, как Вы написали, распоряжались собственностью, то что же тогда так всполошились академики?
Насколько я понимаю, сейчас все научные инструменты выстроены на гос.земле за гос счет с оплатой труда из бюджета. Это Вас удивляет? Решить может собственник, и никто другой.
Закона типа "Ты, папа, налей - и отойди" нигде никогда не бывает. Везде есть комитеты, перед которыми отчитываются научные организации и которые осуществляют полный аудит.


31 августа 2013 | 18:21

Вы бы сформулировали бы конкретно - по пунктам - что Вам не нравится?
Думаю, если Вы перечитаете написанное, Вы удивитесь!


31 августа 2013 | 16:46

Чё-то я, Шариков, не догоняю: ты сам-то горизонтальный или вертикальный?


retropetrograd 31 августа 2013 | 23:24

Ваше предложение поддерживаю обеими руками. Конечно, полезнее сократить чиновников, а не ученых. Но нужно реально смотреть на вещи. Вопросы финансирования целиком в чиновничьих руках. Именно они пытались на протяжении 20 лет уморить РАН. Если июньский блицкриг удастся отбить, все равно при нынешнем уровне финансирования РАН в сегодняшнем ее виде не выживет. Лет через 5-7 ее задушат голыми руками.


nns33 31 августа 2013 | 10:15

о чём беспокоятся учёные мужи, о своих привилегиях или научной деятельности?=======А какие такие особые привилегии есть у наших учёных? Послушайте выступление Ж.Алфёрова,он очень понятно всё сказал.


retropetrograd 31 августа 2013 | 20:53

Спасибо автору за честный рассказ о конференции. Удалось урывками смотреть онлайн трансляцию заседания. Потрясающее единодушие! Понравилось, что в отличие от чиновничьего словоблудия и обывательской клеветы участники конференции говорили о реальных проблемах ученых и Академии. Хотя вопрос о финансировании старались обходить, понятно, что без его решения практически ничего сделать будет нельзя. С такими зарплатами молодежь по-прежнему будет бежать на Запад, а с нынешними пенсиями старики будут до последнего вздоха бороться за сохранение своего места. Денег на конкурсное финансирование нет. На уровень финансирования существующих конкурсных программ президиума и отделений РАН без слез смотреть нельзя. Выходов у Академии в данной ситуации только два: 1. Правительство выделяет необходимые средства на решение самых острых проблем - омоложение, конкурсное финансирование,


retropetrograd 31 августа 2013 | 21:10

закупка современного оборудования; 2. Академия сама примерно вдвое сокращает штаты научных сотрудников и количество научных институтов, что позволит решить эти проблемы самостоятельно при нынешнем уровне финансирования. Нужна ли государству и обществу такая жертва - время покажет.


igmikh 31 августа 2013 | 22:58

А может, пусть лучше государство "само примерно вдвое сокращает штаты чиновников"? А еще -- количество департаментов министерств, которые готовят такие законы?

Или вам не хватает, и вы предлагаете численность бюрократов еще немного увеличить? (Создав т.н. "Агентство"?)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире