В течение многих лет наше правительство пытается стимулировать бизнес к выходу из «серой» зоны и поддерживать — во всяком случае на словах — добросовестных налогоплательщиков. Сегодня, когда для всей страны наступил сложный, критический момент, бизнес как основа и хребет здорового общества нуждается в реальной поддержке, не на словах. Если выживет бизнес, выживет страна, мне кажется это очевидно. Именно поэтому настал момент, когда бизнес нуждается в реальной поддержке.

Самый простой и действенный вариант этой поддержки, на мой взгляд, заключается в простом государственном решении: использовать налоги, уплаченные добросовестными налогоплательщиками за 2019 год в бюджеты всех уровней на жизненно важную поддержку компаний, пострадавших от последствий пандемии.

Этих средств должно хватить на то, чтобы все предприятия несырьевого сектора, и в первую очередь представители наиболее пострадавших от последствий пандемии отраслей, могли бы пережить кризис и остаться на плаву в течение трех-четырех, или, скорее всего, шести месяцев. Это даст возможность рассчитываться с контрагентами, не нарушать текущих платежей в бюджет, а, самое главное, вовремя и в полном объеме выплачивать зарплату, не прибегая к увольнениям, вынужденным отпускам и так далее.

Возвращённые налоги, превратившись в реальные деньги, попадут в реальную живую экономику, поддержат совокупный спрос, дадут возможность всем участникам процесса — от сотрудников до работодателей – устоять на ногах в настоящем и уверенно смотреть в будущее.

Все мы понимаем, что коронавирус отступит, а людям нужно продолжать жить.

Именно поэтому у меня есть еще одно предложение по поддержанию реального (несырьевого) сектора бизнеса. Речь о беспроцентных ссудах для добросовестных налогоплательщиков. Подчеркну, речь не о субсидиях, а именно о ссудах, которые будут возвратными для государства. Предоставлять ссуды смогут уполномоченные, системно значимые банки, круг которых определен правительством.

Смысл предложения в том, чтобы поддержку получили компании, на которых держится экономика, а не узкий круг, определенный во многом устаревшими законодательными нормами. В данный момент претендовать на большинство региональных и федеральных льгот могут предприятия, включенные в реестр МСП. Дело в том, что этот замысловатый реестр красиво существует на бумаге, в реальности же около 80 процентов компаний, пострадавших от ограничений, введенных в связи с пандемией, критериям реестра не соответствуют. При этом, речь идет о крупных компанях, которые платят больше налогов, дают работу большему количеству человек. И чем большие потери они понесут сейчас, чем больше из них закроются, тем больших сумм, причем уже в обозримой перспективе, не досчитаются бюджеты — и региональные, и федеральные. Отказывая в поддержке таким компаниям, правительство стреляет себе в ногу.

Важно помнить о следующем: в «мирное» время добросовестный не стремился искусственным образом и любыми средствами попасть в пресловутый реестр МСП, не прибегал к стратегии искусственного дробления и так далее. Реальность такова, что многие компании, которые по сути своей являются средним бизнесом, не входят в реестр, потому что формально не соответствуют одному или нескольким заведомо невыполнимым, несправедливым критериям.

В итоге из списка претендующих на помощь исключаются и достаточно крупные компании. Взять, например, региональные авиакомпании, которые оказались без поддержки, но при этом обеспечивали большой объем региональных перевозок. Требуют поддержки и транспортные компании, сети кинотеатров – крупные, на первый взгляд, но стратегически важные для общей системы здорового бизнеса в стране компании.

Отдельно расстраивает и тревожит то, что даже те меры поддержки, что уже предложены президентом и одобрены правительством, при столкновении с реальностью не работают — в силу инертности системы, несогласованности действий, сопротивления банков и властных структур на разных уровнях.

Мы должны понимать: выплыть из этого кризиса мы сможем только все вместе. И поэтому уход в разного рода разделения — микро, макро и так далее — не конструктивен. Экономика — это совокупность процессов, и спасать нужно организм в целом, а не руку или ногу, иначе в итоге мы получим в лучшем случае калеку.

Что касается стоимости предложенной идеи. Давайте пойдем от простого. В нашей стране бюджет доходов бюджета РФ за 2018 год (достоверные цифры за 2019 год пока сложно получить потому что они еще не сведены) составил около 19 триллионов рублей. Из них 6 триллионов — это доходы, полученные от Федеральной таможенной службы, около триллиона с небольшим — сборы, полученные от разнооразнх государственных органов (это косвенные сборы, которые мы платим в зависимости от рода деятельности). Остается порядка 11.5-12 триллионов рублей, из которых примерно 3 с небольшим триллиона — это НДФЛ, о котором в данном случае речи не идет. То есть, речь идет о четырех триллионах рублей, которые и есть тот необходимый и в данных условиях достаточный объем поддержки. Уверена, наше правительство может себе позволить эту сумму. Может решиться на то, чтобы в прозрачном, целевом и главное возвратном режиме предоставить своим налогоплательщикам возможность не прекращать деятельность, не уходить с рынка и не разрушая сформировавшийся приемлемый уровень жизни в стране.

Я предлагаю не играть с понятиями и помнить о том, что первично, а что вторично.

Когда чиновники говорят, что бюджет что-то недополучит, то умалчивают о главном: для того, чтобы вообще сформироваться бюджет должен получить налоговые отчисления компаний. Не будет бизнеса — не будет и бюджета.

Виктория Шамликашвили, сопредседатель комитета по туризму Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg — Tchaikovskogo, генеральный директор компании «Индивидуальный туристический сервис»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире