Многие из нас по разным причинам ездят на общественном транспорте. Кто-то, наоборот, закоренелый автомобилист, и терпеть не может ездить пассажиром. Кем бы вы ни были, вы можете выйти из гостей в три часа ночи, когда метро закрыто. А выпитый бокал игристого вина не позволит вам сесть за руль. Если только вы гостили не у соседа, придется воспользоваться услугами незнакомца и провести с ним некоторое время, пока он везет вас домой.

Смерть или другой неприятный сценарий в такси, на первый взгляд, стал маловероятен. По крайней мере, в крупном мегаполисе. Это раньше вы могли поймать сомнительного бомбилу: он травил анекдоты про гениталии, слушал группу Лесоповал, злобно орал матом на соседей по потоку. Мог начать поглаживать вашу коленку, предлагая руку и сердце, мог дымить сигаретой вам в лицо и многое другое. Теперь же поймать машину, стоя на обочине, стало сложно. Куда проще нажать одну кнопку в мобильном приложении и подождать несколько минут. Должен приехать опрятный дядя с хорошими отзывами. Но будьте бдительны: в такси по-прежнему опасно.

Я недавно ждал такси. Метро еще работало, игристого я не пил, но за поездку платил мой работодатель, и спускаться в подземку не было желания. Представим, что я — замкнутый нытик с мигренью и кучей жалоб на свою непростую жизнь. Кажется, таких вокруг очень много. Так вот, подъезжает грязный и побитый Киа Рио. Открываю заднюю дверь, сажусь на диван с белыми разводами и въевшейся пылью. Вот и первый шанс огрести от судьбы: одна из тысяч задниц, которые елозили по этому дивану, могла оставить на нем страшную заразу. Зловещая бацилла залетит мне в рот (нос, глаз) и через час-другой устроит в животе (в носу, в глазу) карусель с фейерверком. Дальше все зависит от моего здоровья и фантазии. Такой вариант возможен и на чистом сиденье, но психологический эффект может всё усугубить.

Допустим, это лихо меня миновало. Мы согласовали адрес с водителем и поехали. Да что там поехали — полетели! Извозчик попался традиционно лихой, он решил показать всю прыть своей колесницы и вдавил педаль в пол. Я пристегнулся мятым и липким ремнем. Мой взгляд упал на приборную панель: она пестрела разноцветными огоньками, которые при нормальных условиях гореть не должны. Так, машина жаловалась на отсутствие масла в моторе, на перегоревшую где-то лампочку, на Джеки Чана (его темное величество Check Engine), на необходимость замены тормозных колодок…

Меня тряхнуло вперед. Это мы подъехали на кончающихся тормозах к машинам на светофоре. Шофер неправильно оценил расстояние до них, потому что лобовое было обильно покрыто белёсым налётом реагентов. Думаете, он побрызгал на стекло? Как бы не так. Одна из лампочек на приборке как раз сообщала, что омывайки нет. Он просто растер грязь сухими дворниками. Скорость могла быть выше, торможение — позже, и мы влетели бы в красивый Кадиллак. Если бы не мятый липкий ремень, моя голова прилетела бы в подголовник переднего кресла. Я бы сломал шею. Водитель, кстати, тоже, он не был пристегнут.

Загорелся зеленый. За рулем снова началась отчаянная борьба с педалями, чахлый мотор надрывался в изнеможении. Тут я заметил положение рычажка, отвечающего за свет: из всей иллюминации у нас включены только габариты, хотя на улице темно. Вот почему мы только что увернулись от Камри, которая чуть не перестроилась нам в крыло: она просто не заметила этот стелс-истребитель. Кстати, наш маневр ухода от столкновения мало чем отличался от обычного перестроения в другой ряд. Вообще, манера поворачивать руль у моего водилы напоминала судороги в руках. В шее судорог не наблюдалось, поэтому в зеркала он не смотрел. Особой изюминкой его движения по дороге была езда между рядов. Трафик слабый, улица не загружена, а таксист едет строго по пунктиру или по сплошной. За все эти выкрутасы нас мог тормознуть Гелендваген, началась бы разборка, водитель бы вышел из строя. Я, вероятно, тоже: мне могли всечь за компанию или же случился бы стрессовый обморок.

Агрессивных бородачей нам, к счастью, не попалось. Зато попалось много трещин, колдобин, выбоин и настоящих ям: они буквально прыгали под наши колеса. Мы прыгали с ними в такт. Если бы у старого Рио была система контроля давления в шинах, приборка бы озарилась еще одним огоньком. Дорожное полотно отчетливо отдавалось в моих хрупких костях. Возможно, мы ехали на спущенных колесах. Амортизаторы тоже вытекли, пружины просели (или были спилены?), а снизу доносился дружный нервный стук стоек стабилизатора. Я не знаю, как чувствовал себя водитель, но мой позвоночник готовился пойти трещинами. Хорошо, что я держал рот закрытым и у меня не зазвонил телефон, иначе я рисковал откусить себе язык.

На горизонте показался мой дом, мы наконец-то вышли на финишную прямую. Это была не совсем прямая, нам оставалось пройти три поворота по заснеженному асфальту. Каждый из поворотов сопровождался рывком ручного тормоза. Я ничего не имею против, если эта операция проводится безопасно и выглядит изящно. Но мой гонщик Спиди в тот вечер был не в форме. Блокировка задних тормозов длилась почти до полной остановки, движения руля при этом никак не вязались с заносом. Нажатия на педаль были истеричными. Итого, вместо трех поворотов мы прошли около восьми, машину болтало из стороны в сторону, как будто мы попали в шторм. На тротуарах были люди, им могло показаться, что на водителя из потолка посыпались муравьи, и он пытается справиться с ними, одновременно выполняя свой долг.

Подъехав к дому, таксист посмотрел на меня в зеркало и ухмыльнулся, явно ожидая моего одобрения его водительского мастерства. Я разочарованно покачал головой, попрощался и вылез. Проверил, не прилип ли мой телефон или ключи к потасканному сиденью. Закрыл дверь и пошел домой. Признаюсь, я не поставил водителю оценку в приложении, не написал гневный комментарий, не позвонил в службу поддержки. Надо отдать должное: я остался жив. Меня никогда не укачивает, у меня нет аллергии на грязь, прочность моих костей на самом деле в порядке. Дорожная ярость, тем более справедливая, тоже не особо меня пугает. Возможно, этого горе-водителя уволили бы из-за моей жалобы, но на его место придут двое таких же.

Из-за этого мне досадно и обидно. Почему штат извозчиков в Москве настолько огромен? Потому что многие нерадивые москвичи и гости столицы бегут за легкими деньгами. Эти надежды призрачны, они не оправдываются, и скоро люди вновь оказываются безработными. Подавляющее большинство таксистов, которых я встречаю в потоке, омерзительны. Они не следят за своими машинами, за своим поведением и за правилами дорожного движения. Они не знают город, слепо полагаясь на навигаторы, они неадекватно оценивают происходящее вокруг. Не спорю, есть очень много хороших водителей, но их квалификации тонут в общей ужасающей массе. Здравый смысл стремительно исчезает из некогда почетной профессии шофера. Так что советую помнить: несмотря на блага прогресса, такси все еще может быть опасно для здоровья.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире