Пять шагов по искоренению коррупции в России
(требует законодательного решения)

Подводя итоги 2009 года, становится всё более очевидным тот факт, что Президенты РФ, периодически провозглашая борьбу с коррупцией, как приоритетной задачей, реально получают обратный эффект. Коррупция со временем всё усиливается и грозит устоям уже самого государства. Но есть простые меры, которые не требует каких то серьёзных материальных вложений, но которые уже доказали свою эффективность.

Первый шаг. Необходимо развести по разные стороны баррикад «дающего» взятку и «берущего». Сегодня, когда каждая из сторон находится под одной и той же уголовной ответственностью, то каждая сторона (и «дающая и берущая») заинтересована в сокрытии преступления. В случае, если сохранить уголовную ответственность только для «берущего» (вымогающего, намекающего и т.д.), то всегда будет существовать вероятность того, что тот кто вынужден давать (или уже дал) взятку, всегда может обнародовать сам факт дачи, не боясь своего уголовного преследования! Сотни тысяч предпринимателей и просто граждан смогут на страницах газет, интернет сайтов рассказать обо всех случаях, когда, кому и сколько пришлось давать на лапу или платить откат… Введение только этой поправки в уголовный кодекс, освобождающей от ответственности «дающего» взятку — уже даст огромный эффект по снижению коррупции;

Второй шаг, для нашей страны, наверное, самый недостижимый. В случае, если будет доказано нанесение материального (финансового) ущерба государству коррупционными действиями определённым чиновником, то к нему должны применяться ещё две нормы: — признанный виновным чиновник должен погасить перед государством сумму ущерба путём её выплаты. В случае невозможности выплатить ущерб (как правило, все имеющиеся дома, машины, счета в банках, оформлены на тётей и дядей и прочих третьих лиц…) — должна применяться мера, как арест с отработкой причинённого ущерба… Для примера — в Германии, должник перед государством отработав один день погашает долг в пять евро. Сто дней принудительных работ – равняются погашению долга в 500 евро и т.д. Таким образом, судебная система Германии не «заморачивается » вопросами на кого что оформлено и как это материализовать. Должник сам становится первым заинтересованным лицом по возвращению долга, в противном случае, если речь идёт об астрономических суммах – ему придётся провести всю жизнь на неблагодарных общественных работах и казённых харчах. Работает правило, чем быстрее будет возвращён долг (возмещён ущерб), тем раньше окажется на свободе должник. При такой системе желание залезать в государственный карман практически сводится к нулю.

Третий шаг. Замаравший единожды свою честь чиновник должен лишаться права в дальнейшем занимать любые должности на государственной или муниципальной службе так или иначе связанной с использованием и распределением бюджетных средств. Для этого должна быть создана единая электронная база данных, где каждый желающий мог бы узнать о таких лицах, а кому положено – и контролировать это.

Четвёртый шаг, наверное, самый банальный – установить процент премиального вознаграждения (к примеру, от 1% до 100 % от суммы отката или взятки) для сотрудников ФСБ и МВД, которые своими действиями выявили-«взяли за руку» нечистоплотного чиновника.

Пятый шаг – наверное, это один из самых корневых и первопричинных– необходимо изменить положения ряда законодательных актов, которые стимулируют взяточничество. К примеру, в таможенном кодексе практически все суммы, необходимые к уплате таможенных пошлин, рассчитываются как процент от стоимости чего-либо, к примеру – автомобиля. На первый взгляд всё логично, но на деле та базовая стоимость, которая берётся за точку отсчёта, может быть больше или меньше и тут уже огромный простор деятельности для таможенных инспекторов. Как это решается на практике, думаю никому объяснять не надо… Многочисленные методики по оценки чего-либо в таможенных органах – это показательный пример базовых принципов всего нашего законодательства. Когда государство, якобы заботится о том, чтоб максимально наполнить свою казну, борясь за каждый рублик — на деле плодит ненормативное творчество чиновников всех уровней, которое выражается в обдирании предпринимателей и просто граждан и наполнении своих личных карманов. Давайте предположим, что в таможенном кодексе будет записана норма – за каждый ввезённый автомобиль платится таможенная пошлина в размере, к примеру 3000 евро. И всё! Ввезено в год 1 млн.автомобилей – доход государства 3 млрд. евро. Личный сверхдоход таможенных начальников – ноль рублей. Потому что нет повода для торга, вот автомобиль, а вот госпошлина…! И для счётной палаты один час для контроля… Разве это тяжело понять законодателям, которые переживают — откуда коррупция?

На самом деле, коррупционная проблема уже давно вышла на новый уровень. В Государственной думе, Совете федерации, в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, похоже, уже нет тех людей, которые были бы реально заинтересованы в ликвидации коррупции. Потому что до сегодняшнего дня не сделано ни одного реально действенного шага в этом направлении, если не считать отдельных телерепортажей, призванных создавать миф о борьбе с коррупцией. Если из пяти шагов, предложенных в данном материале, реализовать хотя бы один — два, тогда смело можно было бы говорить о начале борьбы с этим позорным и узаконенным явлением, как коррупция.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире