Изучив опыт развития ряда западных и незападных стран, Баррингтон
Мур в 60-х годах подвел своему исследованию знаменитый итог: «нет демократии без буржуазии».

Почему сегодня в России нет демократии? Может быть, ответ надо искать в этом афоризме?

В 17-м году буржуазия проиграла большевикам и подверглась полному уничтожению. В 90-х шанс на создание национальной буржуазии вроде бы появился, но не был реализован.

Ресурсы, необходимые для создания мощного класса собственников были переданы Ельциным и его реформаторами небольшой группе людей, ставших в результате самыми богатыми чуть ли не во всем мире. Олигархи, конечно, чем-то похожи на буржуазию, но только чем-то: стремлением заработать деньги.

Главное отличие в том, что буржуазия зарабатывает свои доходы предпринимательским талантом, а олигархия – за счет преференций, получаемых от власти.

Для сохранения и умножения своих доходов буржуазии нужен закон, единый для всех предпринимателей, а олигархии – закон, охраняющий ее привилегии.

Вот почему буржуазии нужна просто демократия, а олигархии – «управляемая», «суверенная» – да какая угодно, лишь бы закон не был равен для всех.

И вот почему буржуазия от коррупции страдает, а олигархия благодаря ей существует.

Есть ли у нас эта классическая буржуазия, которая заинтересована в реальной, а не фиктивной демократии? Безусловно есть. Но ее отличие от буржуазии, устроившей свои революции на Западе, заключается в том, что она у нас не находится у власти, а угнетается властью.

Бюрократия, находящаяся на кормлении у олигархии, выполняет ее социальный заказ. Олигархия понимает, что при сильном буржуазном классе она не только потеряет свои доходы, но и просто перестанет существовать.

Поэтому социальный заказ олигархии очень прост: не допустить создания такого класса. А его неизбежные в условиях рынка ростки держать в получахлом состоянии, постоянно удушая их под видом трогательной заботы.

В этом и заключается сегодня трагедия малого бизнеса и того среднего, который напрямую не аффилирован с олигархами. Он-то и есть главная жертва социального заказа. А вместе с ним – и вся наша страна, лишенная возможности полноценно развиваться. Поэтому доля малого бизнеса в ВВП РФ составляет менее 25%, а в развитых странах – от 50 до 70 %. Причем и в этих 25 % львиная доля – субъекты не самостоятельные, а «отмывочные» — обслуга чиновников и олигархов.

Бюрократия выполняет заказ олигархии с большим удовольствием, потому что в процессе выполнения она сама обогащается.

В этом причина бесконечных проверок, стабильно заканчивающихся дачей взяток. Горы бумаг бухгалтерской, налоговой и всякой прочей отчетности. Ежедневных ожиданий, что чиновники прикроют твой бизнес.

Еще одна важнейшая сторона этого заказа состоит в том, чтобы поддерживать законодательство в таком состоянии. При котором малый бизнес не может развиваться. Закон должен облегчать рейдерство, вымогательство и крышевание, но самое главное его предназначение – НЕ СОЗДАВАТЬ ТВЕРДЫХ ГАРАНТИЙ ВЛАДЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ.

Олигархам такие гарантии в законе не нужны, так как
1) их собственные гарантии обеспечены связями с бюрократией,
2) гарантии другим субъектам бизнеса – лишение перспективы заработать за счет этих субъектов.

Бизнесмен с нечеткими правами собственности заведомо слаб. В первую очередь экономически, а значит и политически. И первое и второе жизненно важно для олигархии.

Вот только некоторые примеры на московском опыте.


1. На крючке аренды.

Если помещение для бизнеса арендовано у государства, то ты всегда на крючке. Ты полностью зависишь от всесильного клерка в районной администрации. Относительно невысокая аренда будет компенсирована бесконечными взятками.

В июле 2008 года был принят федеральный закон №159, разрешающим добросовестным предпринимателям выкуп арендованных помещений по рыночной цене.

Многие регионы были заинтересованы в этом законе ― это и развитие малого бизнеса, и формирование доходной базы бюджета. Но олигархи в последний момент «пробили» поправку: региональный закон должен был установить максимальную площадь, которую можно выкупить, и срок на который даётся рассрочка.

В Москве установили не более 100 кв.м. и рассрочка только на год. Но и этого оказалось мало. 159 закон позволил создать специальные перечни помещений, предназначенных для малого бизнеса и не подлежащих приватизации. В Москве в такой список включили абсолютно все помещения ― 21389 штук.

Позавчера Собянин вроде бы внёс в Мосгордуму законопроект, который увеличивает предельную площадь со 100 кв.м. до 300 кв.м. Но сам список помещений, запрещенных к приватизаци, так и не запретил.

2. Уничтожить рынок

Закон «О розничных рынках» предусматривает запрет открытых рынков. Несельскохозяйственные рынки должны закрыться в столицах субъектов федерации с 1 января следующего города, в остальных городах и деревнях ― через год. Срок закрытия сельскохозяйственных рынков ― с 1 января 2015 года.

С одной стороны, на рынках часто антисанитарное состояние, обман и обвес. А с другой -рынки возможность купить продукты подешевле. В Москве: открытые рынки ― последняя альтернатива супермаркетам. Магазины формата «у дома» в подавляющем большинстве не могут конкурировать с супермаркетами. Меньше конкуренция ― выше цены.

Но Москва уже взяла под козырек. На сайте департамента торговли и услуг размещен проект постановления мэра Москвы, предусматривающий закрытие 16 рынков. Проект ещё остался проектом, но уже исполняется. Самым ярким стал случай с рынком у метро Красногвардейская. Там после голодовки продавцы уже закрытого рынка добились продления его работы на 3 месяца.

Каждый рынок ― это не только около 1500 рабочих мест, но и возможность покупать вещи и продукты относительно недорого.
Нужно добиваться переноса запрета, а если не выйдет, то переводить рынки в сельскохозяйственные, они могут работать до 2015 года. Хороша идея «народных рынков» ― передавать рынки в управление объединенияем предпринимателей, работающих на нём. Но эта идея не выгодна олигархам, которые тогда лишатся права скупить целый рынок, а затем сдавать его в грабительскую аренду тому же малому бизнесу.

3. Выгнать из киоска.

Как известно, знакомство Собянина с Москвой началось с палаток и киосков. Снос киосков начался после устного высказывания мэра, даже неоформленного в виде его поручения. Дальше события развивались так. В конце года были проведены обычные конкурсы на право размещения киосков, но не на год как раньше, а только на полгода.
У меня нет информации, снизились ли из-за этого взятки за победу на конкурсе.
Сейчас принято постановление о размещении киосков по результатам аукциона. Уже разработаны новые схемы размещения.
Казалось бы неплохо, но есть два «но».
Во-первых, в очень подробном постановлении нет ничего о стартовой цене аукциона. Она будет определяться в соответствии с «методикой, утвержденной Правительством Москвы». Методика до сих пор не утверждена.
Во-вторых, не менее 60% аукционов будет проведено среди представителей малого бизнеса. Это хорошо, но как будет реализована эта норма? Разве не сможет, например, колбасный завод зарегистрировать десяток «дочек» и выиграть все аукционы по торговле мясными продуктами? Конкурировать с ним предприниматели не смогу.

Об остальных примерах дискриминации малого бизнеса – в сегодняшней передаче.

В заключение хочу ответить на вопрос: что же делать? Как устранить олигархию?
Для меня ответ очевиден. Олигархию может смести с лица РФ только массовый капитализм. Хозяйственная деятельность огромного числа предпринимателей, чья собственность полностью гарантирована законом, единым для всех. Эти предприниматели и сформируют мощный слой буржуазии, без которого невозможна демократия.
Если массовый капитализм не будет создан путем реформы сверху, он неизбежно начнет пробивать себе дорогу через революцию снизу.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире