Хорошо бы в границах Тригорского дворца (Пресня) Владимира Храброго (вместо никому не нужного многофункционального комплекса на месте к/ц «Соловей») смотрелся памятник ему на пару с Дмитрием Боброком, с которым они вместе командовали засадным полком на Куликовской битве. Хорошая была бы перекличка с Мининым и Пожарским.

Памятника Сергию Радонежскому, вдохновившему на подвиги их и Дмитрия Донского кстати, в Москве тоже нет.
Как нет и памятника Михаилу Воротынскому, который спас город от полного уничтожения крымскими татарами в 1572 году.

Устранить эту историческую несправедливость — такая идея руководителям Департамента культурного наследия Москвы почему-то в головы не приходят.

Возьмем деятелей культуры. Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Алексей Ремизов имеют отношение к Москве, но не имеют в ней памятников.

В полном загоне философы. Отсутствие памятника Владимиру Соловьеву уже не раз обсуждалось в научной литературе.

«Мне особенно не хватает памятника Владимиру Соловьеву именно в Москве, в городе, где он родился и завершил свой земной путь. Помним слова Василия Розанова: «И xopoшo, чтo oн yмep oкoлo Mocквы, мocквичoм. Taм eмy мecтo – oкoлo cepдцa Poccии. Mы жe нe зaбyдeм eщe и eщe пoминaть eгo…»

Нет памятника профессору Московского университета Николаю Бердяеву и его приват-доценту Сергею Булгакову.

Вспомним еще об одном знаменитом московском профессоре.

«Стараниями историков и краеведов 4 октября 1928 г. было открыто заседание секции «Старая Москва», полностью посвященное В. О. Ключевскому. На нем прозвучали выступления. Был представлен блестящий доклад М. М. Богословского в память об учителе. Его речь заканчивалась словами: «Придет время, когда В. О. будет поставлен памятник как выдающемуся научному деятелю». … В результате мемориал В. О. Ключевскому так и не был воздвигнут в Москве… В МГУ, в старом здании историко-филологического факультета на Моховой, нет ни памятной доски, ни именной аудитории. … И хотя фигура Василия Осиповича Ключевского была знаковой для поколения москвичей рубежа XIX–XX вв., в современной Москве не осталось общеизвестных памятных мест47, связанных с его именем, которые перешли бы в новую эпоху».

Не имеет памятника (только на Новодевичьем) великий мыслитель и ученый Владимир Вернадский.

Не удостоены памятниками ни режиссер Андрей Тарковский, ни множество прекрасных советских артистов, на фоне которых достаточно проблемным выглядит недавнее решение об увековечивании Михаила Ульянова.

Сфокусируем наш взгляд еще уже: деятели песенной культуры.

До сих пор не увековечены Александр Вертинский, Леонид Утесов, Петр Лещенко, нет памятника Юрию Визбору.

Перечислять можно бесконечно. Огромные сокровища национальной и городской культуры, ее глубинные пласты и богатства никак или почти никак не представлены в монументальной летописи Москвы.

Все эти провалы в своей исторической памяти наши власти пытаются восполнить данью благодарности казенному правоверию и официозному патриотизму.

Только этим можно объяснить Департамента культурного наследия установить пафосный памятник Иосифу Кобзону. (Кстати, выдающиеся поэты-москвичи Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко ушли из жизни раньше Кобзона).

Гораздо более выдающиеся деятели нашего отечества ждут увековечения сотни лет, а с Кобзоном Москомнаследия не может потерпеть даже двух!

Михаила Ульянова предпочли Андрею Тарковскому и Олегу Янковскому, потому что он сыграл много положительных ролей с точки зрения официальной пропаганды.

Иосиф Кобзон с этой же точки зрения спел гораздо больше «правильных» песен, чем Леонид Утесов, Петр Лещенко и Юрий Визбор, вместе взятые. А еще он в Госдуме проголосовал за множество «правильных» законов. Вот и будет ему памятник.
Оружейный переулок — это потому, что идеология – не менее мощное оружие власти, чем автомат Калашникова.
Будем откровенны: памятники Ульянову и Кобзону – не столько им, сколько тем качествам, которые нынешняя власть ценит в людях больше всего.

По ленинскому плану «монументальной пропаганды» поставили в Москве множество памятников революционерам, террористам и экстремистам (Разину, Робеспьеру, Каляеву и т.д.). Путинская версия того же самого плана дает карт-бланш суперлояльным артистам-пропагандистам.

Скорее всего, через несколько десятилетий вторые отойдут в небытие вслед за первыми, потому что монументальная память, в отличие от беспамятства, требует в первую очередь ставить памятники героям и гениям Отечества, а потом уже всем остальным.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире