Долгое время всем казалось, что Беларусь неизбежно будет сталкиваться с выбором: или Европа, или Россия.
Лукашенко закрыл для Беларуси путь в Европу, но и с Россией не получилось.

Сегодня вопрос о геополитическом выборе Беларуси звучит совершенно по-другому.
Как ни странно, появлению нового взгляда на отношения Беларуси с Россией и Евросоюзом поспособствовал Лукашенко. Последний в Европе диктаторский режим, который он упорно строил, опираясь на российскую поддержку, обнаружил свое полное банкротство. Он не способен меняться и учитывать вызовы времени. При Лукашенко невозможно включение Беларуси в современные региональные и международные процессы. Изменение отношения России к Лукашенко, который ранее считался ее главным союзником на постсоветском пространстве, связано не только с невыполнением им своих обязательств и обещаний, но и с абсолютной несовместимостью выстроенной в Беларуси системы с международными трендами.

Вопрос о выборе между Европой и Россией для Беларуси не так актуален, как вопрос обновления собственной политической системы и модернизации экономики.
Наши важнейшие партнеры, Россия и Украина, прямо говорят о стратегическом партнерстве или интеграции с Европой.

Сама постановка вопроса о западных или восточных предпочтениях предполагает наличие разделительных линий или по восточной границе Беларуси, или по западной.
Это не может устраивать Беларусь, и говорить об этом надо открыто. Необходимы новые стратегические отношения России с Европой. В таких условиях и Беларусь могла бы обеспечить свои интересы.

Разделительные линии в торговле и экономике, попытки создания на постсоветском пространстве замкнутых экономических районов ведут к укреплению старых подходов с обеих сторон – как с Запада, так и с Востока.

Россия сегодня стремится усилить свое влияние и подчинить экономики стран-соседей, не имея для этого ни экономических, ни технологических оснований.
Получается, что Россия хотела бы стать основным реципиентом новых технологий и затем передавать их соседям, в частности, Беларуси. Это невыгодно Беларуси, невыгодно Украине и, в конечном итоге, невыгодно самой России. Такой подход закрепляет старые стереотипы, ведет к конфликтам интересов и не позволяет развивать и поддерживать новые тенденции.

И Москва, и Брюссель часто мыслят в рамках старых парадигм и концепции разделительных линий.
Отсюда вытекают многие подозрения и страхи, связанные не с реальными вызовами, а с рудиментами старого противостояния. Все это ведет к возобновлению военного противодействия по старым лекалам. В этой же плоскости лежит и противостояние США и России по вопросу о размещении американской ПРО в Европе.

Разделительные подходы заставляют некоторые западные государства проявлять интерес и к Таможенному союзу, который формируется в настоящее время между Россией, Беларусью и Казахстаном.
Эти государства хотели бы рассматривать европейскую часть постсоветского пространства как некую обособленную зону, неспособную включиться в общеевропейские торгово-экономические связи. Для новой Беларуси важна будет либерализация внешней торговли, вступление в ВТО и участие в зоне свободной торговли. Это же важно и для России, как свидетельствуют последние шаги российского руководства. Например, решение о самостоятельном вступлении в ВТО, без привязки к Таможенному союзу. Кроме того, для Беларуси важно развивать отношения с Украиной без каких-либо таможенных или тарифных барьеров, которые могут потребоваться в рамках Таможенного союза.

Сегодня очевидно, что вопрос об отношениях между Россией, Украиной и Беларусью крайне важен для Европы.
Эти отношения должны выйти на новый уровень и двигаться в одном направлении – к сближению с Европой, к выравниванию условий экономического функционирования и внешней торговли.

Именно Беларусь может стать локомотивом энергичных усилий по выстраиванию стратегического партнерства России и ЕС, обеспечивая при этом свои интересы.

Шестнадцатилетняя диктатура в Беларуси не только отбросила назад нашу страну, но и послужила серьезным препятствием для налаживания стратегических отношений России и ЕС.
Модель Лукашенко – экономическая модернизация при политической стагнации – была отчасти использована Россией, которая сегодня столкнулась с нарастающими негативными последствиями таких подходов. Смена власти в Беларуси будет означать отказ от тупиковых путей развития в регионе.

(Выступление на Минском форуме XIII, секция «Беларусь и Россия между Таможенным союзом и Зоной свободной торговли с ЕС»)


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире