В середине восьмидесятых, когда белорусского писателя Алеся Адамовича начали травить на родине, ему помогли коллеги-писатели из России, тогда еще РСФСР.
Помогли переехать в Москву, выбрали директором Института кино. Он прожил в Москве до самой смерти. Через десять лет, когда то же самое случилось с Василем Быковым, друзья из России этого как-то не заметили.

Более того, в одном из последних интервью Василь Владимирович с горечью говорил: «К атаке подключились мои коллеги-литераторы. В том числе из России. Мои фронтовые друзья, однополчане, пять человек, напечатали в газете заметку «С Быковым в разведку больше не пойдем». Оставалось только ждать всенародной просьбы к президенту посадить Быкова».

Быкова приняли Финляндия, Германия, Чехия.
Только умирать он вернулся в Минск. Но этого тоже почти никто из российских фронтовых друзей и коллег-писателей не заметил. Правда, за репортаж с похорон Василя Быкова из Беларуси был депортирован российский журналист – корреспондент НТВ Павел Селин. Вот такими стали российско-белорусские культурные связи нового тысячелетия.

Уникальный труд белорусского исследователя Сергея Шапрана «Василь Быков. История жизни», который вышел в прошлом году, вряд ли кому-нибудь нужен в России, хотя там опубликованы никогда и нигде не публиковавшиеся прежде воспоминания российских писателей – современников Быкова. И уж точно не станут возить эту книгу в Россию на официальные выставки с банкетами. Имя Быкова запрещено режимом Лукашенко. Выходит, запрещено и в России.

Без проекта «союзного государства» мы бы в конечном итоге разобрались со своими отношениями, раньше пришли бы к пониманию того, что необходимо сохранять, а с чем надо срочно расстаться – прежде всего с идеологией совместной борьбы со всем миром.
Но появился «союз», которым фактически руководит Лукашенко. С помощью Бородина он моментально превратил его в упыря, уничтожающего все живое. Обсуждая цены на нефть, многолетние газовые скандалы, ушедшую в небытие единую валюту, никто не вспоминает, что «союзное государство» под мудрым руководством Лукашенко окончательно уничтожило интеллектуальные и культурные связи России и Беларуси.

Даже при советской власти книги белорусских писателей переводили на русский язык.
Теперь российские переводчики не нужны – в Беларуси издается только официально разрешенная литература, а она в основном на русском языке. Когда белорусский язык стал для Лукашенко синонимом оппозиции, белорусскоязычная литература стала неугодной. Произведения российских писателей тоже уже давно не переводят на белорусский. Хотя многие молодые люди, выросшие уже не в СССР, были бы не прочь почитать современную российскую литературу на родном – белорусском – языке.

Еще один запрещенный в Беларуси, а значит, и в России поэт Рыгор Бородулин перевел на белорусский язык, а бард Змитер Бартосик исполнил, песни Высоцкого.
Получились феноменальные по чистоте слов и эмоций произведения белорусско-русской культуры . Теперь бард мается, так как записать диск и издать его нигде не может. Не «союзный» формат.

Даже такое советское понятие, как «дни культуры Беларуси в России», при нынешней власти выглядит еще более убого, чем прежде, когда наши государства еще были аббревиатурами БССР и РСФСР.
Если тогдашние начальники пытались представить в Москве разнообразие жанров, то теперь гуляет напропалую официально разрешенная попса и немного балета с цимбалистами. А то, что Артемий Троицкий не любит «Славянский базар», а любит группу «Троіца», – так у него вообще вкус извращенный.

Если «союзное государство» ухитрилось в считанные годы оборвать связи, которые держались десятилетиями, – значит, это действительно упырь.
Монстр, которого вырастил Лукашенко, – правда, с функцией самоуничтожения. Пока все не погибло, нужна другая форма партнерства, при которой не будут уничтожаться языки, книги, спектакли, картины. Потому что о нефти и газе можно договориться – с культурой это не проходит. На этом поле законы пропаганды не действуют. Там действуют более тонкие материи. Чиновничьей воле их не разорвать. Зато их легко уничтожает забвение.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире