09:11 , 30 января 2018

Дискриминация сотрудников Общественного музея имени Н.К.Рериха несправедлива и незаконна!

Хочу обратить внимание деятелей культуры, журналистов, правозащитников и других читателей и сказать о том, о чем еще почти не говорили и не пишут, обсуждая судьбу общественного музея имени Н.К.Рериха.

Уничтожение Министерством культуры РФ общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов (далее МЦР) является грубым нарушением конституционного принципа равенства граждан перед законом, а также грубым нарушением провозглашенных и гарантируемых статьями 44, 28 и 34 Конституции РФ равных прав всех граждан РФ «на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» , равных прав всех граждан «свободно выбирать , иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», равных прав всех граждан «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (по смыслу этой статьи имеется в виду предпринимательская деятельность в широком смысле, а не только экономическая деятельность).

Сказав это, я имею ввиду, что конфисковав, бесплатно присвоив принадлежавшее и полученное Международным центром Рериха (МЦР) по завещанию С.Н.Рериха и  хранившееся в общественном Музее имени Н.К.Рериха художественное, документальное , литературное наследие семьи Рерихов, уничтожив экспозицию МЦР Минкультуры нарушило конституционное право сотрудников и учредителей общественного музея имени Н.К.Рериха на сохранение, изучение, продвижение, представление, популяризацию в России художественного, научного, философского наследия семьи Рерихов и незаконно лишило их возможности заниматься той музейной и культурной деятельностью , которую они свободно избрали и которой занимались.

Об этом не говорили и не пишут, а ведь Минкультуры поступило и действует в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха точно так же как в годы революции поступали большевики, когда в 1917-1918 году конфисковывали и передавали государственным музеям громадные, ценные собрания всех частных художественных и художественно-промышленных музеев (в т.ч. таких известных как музеи западного искусства Щукина и Морозова в Москве), конфисковывали художественные и книжные собрания принадлежавшие владельцам дворянских усадеб и частным коллекционерам и затем, вплоть до новой революции 1989-1991 года вообще запрещали и не допускали создание в нашей стране частных и общественных музеев .

Хочу обратить внимание, что уничтожение общественного музея имени Н.К.Рериха и  передача его собрания и здания Государственному музею искусства народов Востока (ГМВ), организация Министерством культуры на базе этого собрания филиала ГМВ Государственного музея семьи Рерихов создало в России прецедент недопустимого, социально несправедливого неравенства и незаконного и дискриминирующего правового неравенства в сфере реализации равных , гарантируемых Конституцией прав граждан — сотрудников общественных и государственных музеев на занятие музейной и культурной деятельностью.

Источник этого дискриминирующего коллектив и сотрудников МЦР социально несправедливого неравенства — экономические, политические и идеологические установки деятельности Министерства культуры, поддержанные, к сожалению , российскими судами, как это часто бывает в России в судебных спорах между представителями государственных ведомств и тех общественных организаций, которые государство считает возможным и желает уничтожить. И относится это, как вы хорошо знаете, не только к музейной сфере.

Всем наблюдателям этих событий, думаю понятно и вы согласны, что Министерство культуры уничтожило общественный музей имени Н.К.Рериха не из-за его плохой работы, малого числа посетителей, финансовых нарушений, небрежного хранения поставленных МЦР на учет в Государственный музейных фонд — и находящихся в собственности МЦР картин Николая и Святослава Рерихов и т.д. Ничего этого не было и не ставится общественному музею имени Рериха в упрек.

Что касается экономической заинтересованности Министерства культуры в уничтожении общественного музея имени Н.К.Рериха хочу обратить ваше внимание на то, что Минкультуры конфисковало, бесплатно получило и присвоило собрание общественного Музея имени Н.К.Рериха (завещанное и переданное С.Н.Рерихом МЦР, а не государству в лице Министерства культуры СССР и не Министерству культуры РФ), имеющее огромную, неподдающуюся исчислению денежную ценность, а также присвоило и бесплатно получило для себя прекрасное здание в центре Москвы, в котором 25 лет размещался общественный музей имени Н.К.Рериха и которое было отремонтировано и приведено в пригодное для размещения музея состояние МЦР с огромными — буквально миллиардными (в рублях) затратами на народные пожертвования, средства меценатов и главного спонсора Б.И.Булочника без привлечения государственных средств.

Всем читателям известно, что МЦР избрал в качестве своей символики предложенный Николаем Рерихом знак «Знамя Мира» — три красных круга помещенных внутри красного цвета окружности на белом фоне — это официальный отличительный символ Пакта Рериха о защите мирового культурного наследия.

«Знамя Мира» по мысли Рериха может свободно использовать любой человек, любая общественная и государственная организация разделяющая, пропагандирующая и реализующая идеи Пакта Рериха. Так вот, Знамя Мира, реявшее на флагштоке во дворе общественного музея имени Н.К. Рериха, руководство Государственного музея семьи Рерихов с флагштока давно сняло, что означает, что направленность деятельности Государственного музея семьи Рерихов будет идеологически и политически другой, чем у Общественного музея имени Н.К.Рериха.

Какой же была направленность деятельности общественного музея имени Н.К.Рериха и чем она не устраивает государство в лице Минкультуры и Государственного музея культур Востока, в котором и до присвоения им собрания общественного музея имени Рериха хранилось немалое число его картин?

Если говорить совсем кратко — руководство и коллектив Международного центра Рерихов и его общественного музея имени Н.К.Рериха — считают своей миссией не только  сохранение и представление российскому обществу художественного наследия Н.К. и  С.Н. Рерихов, не только издание и «продвижение» их литературного и публицистического наследия, в частности, трудов Н.К.Рериха, не только издание и представление российскому обществу материалов и дневников знаменитых путешествий семьи Рерихов по Азии (последних предприятий такого рода в ХХ веке), не только полное издание трудов востоковеда Ю.Н.Рериха и писем членов семьи Рерихов , не только пропаганду Пакта Рериха в нашей стране и в мире. МЦР , сотрудники и коллектив общественного центра имени Н.К.Рериха считали также неотъемлемой и важнейшей частью своей миссии распространение в российском обществе философской системы «Живая Этика» («Агни Йога») , в создании книг которой участвовали и Николай Рерих и прежде всего его жена Елена Ивановна Рерих.

Всеми вышеназванными аспектами наследия семьи Рерихов общественный Музей имени Н.К.Рериха неутомимо, настойчиво и с огромной энергией занимался все годы своей работы. В 1992 году МЦР начал издание «Малой Рериховской библиотеки» по  материалам архива Рериха, переданном Л.В.Шапошниковой С.Н. Рерихом и привезенном ею в 1990 году из Индии. В 1993 МЦР открыл экспозицию общественного музея Рериха — первого после революции 1917 года и самого крупного в нашей стране до недавнего времени по масштабам экспозиции и художественного собрания общественного музея России. Показателен также список изданных МЦР и общественным музеем имени Рериха книг и число его посетителей. По справке полученной мной от МЦР им издано в 1992-2017 годах — «около 200 наименований общим тиражом более 500 тысяч изданий трудов Рерихов, книг об их жизни и творчестве. Среди них впервые были изданы «Листы дневника» Николая Рериха в 3-х томах, письма Е.И. Рерих в 9-ти томах, «История Средней Азии» Юрия Рериха в 3-х томах, письма Юрия и Святослава Рерихов, комментированные издания «Живой Этики» и многие другие. В 2002 году МЦР стал победителем конкурса «Лучшие книги года» и отмечен Дипломом Правления Ассоциации книгоиздателей России за высокое качество художественного и полиграфического исполнения книги Л.В. Шапошниковой «Тернистый путь красоты» и книги Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись. МЦР издает периодический журнал «Культура и время», который по итогам Международной профессиональной выставки «Пресса 2008» награжден Знаком отличия «Золотой Фонд прессы 2008. МЦР создает фильмы, посвященные творчеству Рерихов. В 2005 г. фильм «Время собирать камни», посвященный 70-летию подписания международного договора «Об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников», известного под названием «Пакт Рериха», получил статус национального фильма России. Международная презентация этого фильма прошла в г. Брюгге (Бельгия) в ноябре 2005 года, где в начале 30-х годов прошлого столетия проходили первые конференции в поддержку Пакта Рериха. Презентация фильма «Зов Космической эволюции» прошла во многих странах мира, в том числе в отделениях и в штаб-квартире ООН. В залах Музея ежемесячно проходили выставки художников-космистов и регулярно проходили музыкальные вечера. Число посетителей общественного музея имени Н.К. Рериха за время его работы составило около одного миллиона».

Мне кажется, никто не будет спорить и всем понятно, что для ознакомления общественности и граждан нашей страны со всеми аспектами наследия семьи Рерихов общественный музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал в1992-2017 годах громадную работу, большую чем за этот же период все российские государственные музейные, культурные и научные институции вместе взятые.

Почему тогда Министерство культуры РФ вместо того, чтобы признать огромный вклад МЦР и общественного музея имени Н.К.Рериха в сохранение, изучение, публикацию, приумножение и популяризацию наследия семьи Рерихов , вместо того, чтобы поблагодарить коллектив общественного музея и его руководство за огромную работу не поддерживало общественный музей МЦР морально и грантами, а сначала просто «сквозь зубы» — при министре культуры Швыдком его терпело, а при министре Мединском решило его уничтожить? И это вместо того, чтобы гордиться огромной по вкладу в культурную жизнь страны общественной институцией, популяризовать ее деятельность за рубежом как прецедент, как пример важной роли и больших возможностей негосударственных музеев в нашей стране?

Причина уничтожения общественного музея имени Н.К.Рериха Министерством культуры РФ помимо банальной экономической корысти , о которой я сказал выше, заключается в политической сфере, в идеологии государства, точнее в том, что эта идеология менялась с 1993 года и в том как изменилась за последние два срока правления Путина.

Если в Советском Союзе и в постсоветской России художественным, публицистическим , естественно-научным и историческим (имею ввиду материалы о жизни и работе Рериха в России и знаменитых путешествий Рерихов по Азии) и научным наследием всех членов семьи Рерихов, историей их жизни и биографиями интересовались и занимались (конечно с разной степенью внимания к вышеперечисленному) Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Институт Востоковедения АН СССР и РАН , издательство «Мысль» и какие-то другие государственные институции, то изучение публикация и распространение в советском, а затем в российском обществе ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ «ЖИВАЯ ЭТИКА», которому и Н.К. и Е.Н.Рерихи придавали без преувеличения непреходящее и поистине мировое значение, для всех государственных институций культуры в СССР, а сегодня в Российской Федерации было и остается ТАБУ!

В СССР распространение философской системы с восточными корнями «Живая Этика» не  вписывалось в государственную концепцию сохранения и пропаганды исторического культурного наследия народов СССР и деятелей культуры России из-за ее  несовместимости с идеологией атеизма и социализма (короче — советского общества) *.

В  современной России популяризация «Живой Этики» МЦР не вписывается в государственную политику и концепцию сохранения определенных аспектов культурного наследия народов России из-за невозможности говорить об этом философско-этическом учении ни как о советском наследии, ни как о наследии какого-либо из народов России, а главное из-за невозможности совместить и соотнести распространение в современном российском обществе идей «Живой Этики» с государственной поддержкой православия (хорошо известно резко негативное отношение к распространению в обществе идей «Живой Этики» руководства РПЦ) и  из-за абсолютной невозможности представить ее философию в контексте усилий министерства культуры по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Ненужность и «вредность» деятельности общественного музея имени Н.К.Рериха МЦР с точки зрения Министерства культуры усугубляет то, что вокруг общественного музея имени Рериха и МЦР вырос, существует и продолжает расширяться, чему МЦР всячески способствует, широкий круг сторонников, читателей, исследователей, толкователей «Живой Этики», приверженцев нового продолжающего и выражающего традицию русского космизма общественного мировоззрения о космическом предназначении человеческой жизни и человечества в целом не только в искусстве , но и в науке. Лично мне кажется , что такого рода идеи выходят за границы собственно научных методов и науки в ее обычном, «западном» понимании, но это не делает их «безумными».

Но вот с точки зрения РПЦ и Минкультуры, если судить по высказываниям протоирея Чаплина и дьякона Кураева иногда «озвучивающих» то, что руководству РПЦ хотелось бы, но не удобно сказать, и кажется даже и по высказываниям нынешнего патриарха РПЦ, а для Минкультуры полуофициально, хотя об этом его руководство не говорит публично, международный рериховский центр и сотрудники общественного музея имени Н.К.Рериха являются не столько музейщиками и «нормальными» деятелями культуры, занимающимися сохранением, изучением , представлением обществу всех сторон наследия семьи Рерихов (сделавшими для этого больше, чем все остальные российские государственные институции культуры вместе взятые, в  чем вы уже убедились), а в буквальном смысле слова сектой. Для РПЦ это секта проповедников неизвестного, непонятного и неприятного философско-религиозно-этического учения никаким образом не соотносящегося с допускаемыми государством и РПЦ религиями, а именно с православием, исламом , иудаизмом и даже буддизмом. Поэтому распространение в обществе философских идей «Живой Этики» с точки зрения РПЦ и минкультуры желательно прекратить. Для Минкультуры коллектив общественного музея имени Н.К.Рериха кроме всего прочего «затемняет» идеями «Живой Этики» и потому неправильно представляет обществу художественное наследие Рерихов.

Выходит, что руководство Минкультуры считает, что дирекция и сотрудники новообразованного Государственного музея семьи Рерихов (филиала Государственного музея искусств народов Востока) выберут и представят приемлемые в обществе и невредные государству стороны наследия и материалы семьи Николая Рериха лучше, правильнее и более соответствующим интересам государства образом, чем Международный центр Рерихов и его сотрудники. Так или примерно так считают не только чиновники Минкультуры, но и руководитель Союза Музеев России Михаил Пиотровский, директора крупнейших государственных художественных музеев нашей страны согласившиеся с уничтожением общественного музея имени Н.К.Рериха, не сказавшие ни слова в его защиту. Приходится думать, что все они хотят видеть Николая Рериха исключительно живописцем, путешественником, публицистом, приверженцем и исследователям культур Востока, общественным деятелем, но не оригинальным философом, вкладывающим в свои необычные картины глубокое философское содержание, раскрываемое, как об этом говорят сотрудники МЦР, в частности, «Живой Этикой».

С рериховским учением «Живая Этика» я сам практически не знаком. Оно меня, как наверное и большинство присутствующих в зале (и читателей этой статьи) не  интересует. Мне, как и многим, достаточно простого созерцания и наслаждения картинами Рериха, чтения дневников его путешествий, его статей о культуре. Но и я и все присутствующие знаем, что книги «Живой Этики» не внесены Роскомнадзором и судами в список «экстремистских материалов» запрещенных к распространению в России. (Книги «Живой Этики» никогда не попадут в «черный список» Роскомнадзора поскольку направлены на развитие и усиление морального и космического сознания человека, чтобы эти слова ни означали, а не на создание параллельных структур власти, незаконных , экстремистских общественных формирований и т.д.). Поэтому я уверен и с чистой совестью говорю, что интересоваться и соглашаться или нет с идеями «Живой Этики» и с интерпретацией художественного творчества Рериха в русле идей «Живой Этики» — личное дело граждан РФ, а не решений Министерства культуры и дирекции государственного музея искусства народов Востока.

Тем не менее (как я, надеюсь, смог показать) деятельность общественного музея имени Н.К.Рериха поскольку его миссия включает изучение, публикацию и популяризацию в обществе идей «Живой Этики» и поскольку он обладал для этого, прямо скажем, уникальными возможностями, оценивается нынешним руководством Министерства культуры и РПЦ как политически и идеологически вредная для общества и государства и потому непатриотическая. Поэтому после смерти доверенного лица Святослава Рериха Л.В.Шапошниковой, основателя и первого директора музея, и влиятельнейшего В.М. Примакова, члена Попечительского совета общественного Музея Рериха, при жизни которых это было нельзя сделать, Министерство культуры, используя российскую судебную систему и пойдя на прямой силовой захват здания общественного Музея имени Рериха, его разгромило и уничтожило.

Вопрос только в том, согласны ли и одобряют ли экономические , политические и религиозные мотивы уничтожения Министерством культуры общественного музея имени Рериха журналисты и музейное сообщество России или нет?

С точки зрения правозащитника вопрос еще и в том, что уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха и лишение коллектива его сотрудников самого большого в России и мире художественного собрания работ Николая и Святослава Рерихов, музейной экспозиции , архива семьи Рерихов, иных документов, великолепного здания музея — иными словами лишение их почти всех ресурсов для продолжения музейной, издательской, общественной деятельности по сохранению, изучению и популяризации всех аспектов наследия семьи Рерихов и передача всех этих ресурсов, функций и полномочий коллективу Государственного музея искусств народов Востока является незаконной дискриминацией сотрудников общественного музея имени Рериха, осуществленной министерством культуры по экономическим, идеологическим и политическим мотивам.

Дискриминирование по идеологическим и политическим мотивам коллектива и сотрудников общественного музея имени Рериха не просто юридически незаконно, это прецедент установления и поддержки социально несправедливого и чувствительного общественного неравенства между сотрудниками государственных и негосударственных музеев. Уже одного достаточно, чтобы культурная общественность и журналисты протестовали!

То, что дискриминация сотрудников и общественных институций культуры, в т.ч. общественного музея имени Н.К.Рериха впрямую запрещена статьями 44, 28 и 34 Конституции РФ руководству Министерству культуры и судьям, которые поддержали иски направленные на уничтожение общественного музея, по-видимому, неизвестно.

Но  известно ли о незаконной дискриминации государством коллектива и сотрудников общественного музея имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов по идеологическим и политическим мотивам присутствующим журналистам? Если да, то  почему журналисты об этой дискриминации не говорят и не пишут?

Известно ли об этой дискриминации членам Союза музеев России? Известно ли об этой дискриминации руководителям других государственных и негосударственных музеев России? Приходится думать, что неизвестно, потому что ни Союз музеев России, ни  директора других музеев не высказываются в защиту права сотрудников МЦР продолжать работать в созданном ими музее, под предлогом, что общественный музей имени Рериха якобы «дело темное», что его экспозиция была ужасной, что рериховцы — секта «ненормальных», что уничтожение общественного музея имени Рериха осуществлено министерством культуры судебным порядком и «по закону». Вот, о чем мне казалось важным и хочется сказать.

В  заключение повторю то, с чего начал: дискриминация прав сотрудников общественного музея имени Рериха на работу с наследием семьи Рерихов в этом музее — социально несправедлива, а с конституционной и правовой точки зрения совершенно незаконна! Общественный музей имени Н.К.Рериха МЦР должен продолжать работу и должен быть восстановлен его сотрудниками в том виде, в котором он существовал 24 года и который они сами считают правильным!

* Например, в изданном Третьяковской галереей в 1989 году художественном альбоме из серии Изобразительное искусство: «Н.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи», М., «Изобразительное искусство», 1989, 48 страниц, тираж не указан, автор Н.М.Лукашов в довольно подробном биографическом очерке о Н.К.Рерихе говорит практически обо всех сторонах деятельности Н.К.Рериха кроме одной единственной. В этом альбоме ни одним словом не упомянута философско-этическая система «Живая Этика» («Агни Йога») как неотъемлемая и существенная часть духовного наследия и мировоззрения Н.Рериха.

29 января 2018 года

Комментарии

2

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


wowagera 30 января 2018 | 11:32

Короче, Гундяев вместе с Медынским сгубили музей..Припомним , когда время придет..


yarrimma 31 января 2018 | 12:06

Спасибо автору за статью!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире