15:43 , 26 мая 2017

Почему уничтожили ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха, и «кошмарят» ГОГОЛЬ-центр?

Ровно год назад, в мае 2016 году Минкультуры РФ уничтожило Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), слив его с Росизо и уволив его директора Михаила Миндлина. В марте  2017 года Минкультуры уничтожило общественный Музей имени Н.К.Рериха, захватив силой его помещения , отобрав  коллекции и передав все это  государственному Музею Востока. Сейчас,  в мае 2017 года Минкультуры  пробует, как мне кажется,  уничтожить ГОГОЛЬ -центр (допросы и финансовые претензии к руководителю ГОГОЛЬ-центра Кириллу Серебрянникову — первый этап этой операции).

В  каждом из названных случаев финансовые претензии ко всем этим успешно действовавшим институциям культуры и к их руководителям хотя и существуют, но  играют второстепенную роль. А главным, на мой взгляд, является ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и ПОЛИТИЧЕСКИЙ «заказ» на уничтожение Министерством культуры сначала ГЦСИ, потом общественного Музея имени Рериха и сейчас попытка изменить характер деятельности  ГОГОЛЬ-центра.

Уничтожают эти институции культуры не потому, что они оппозиционны власти.               И ГЦСИ и ГОГОЛЬ-центр государственные бюджетные учреждения и позволить себе оппозиционную деятельность  просто не могли, даже если бы их руководство этого хотело. Общественный музей имени Н.К.Рериха от государства не получал ни  копейки. Но хорошо зная руководителей ГЦСИ и будучи знаком с нынешними руководителями общественного музея имени Рериха и его основателем Л.В.Шапошниковой я знаю, что они никогда не хотели и не думали ориентировать художественные программы и  просветительские проекты своих организаций на борьбу с властью. Их подспудный и  скрытый конфликт с властями и Минкультуры, по-моему, состоял  в том,  что смысл деятельности каждой из этих институций — ГЦСИ, ГОГОЛЬ-Центра, общественного Музея имени Рериха (хотя у всех он был очень разный   не соответствовал  тренду  нынешнего руководства Минкультуры основными составляющими политики которого являются, по-моему,  поддержка и пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ.  Ни ГЦСИ, ни ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, ни Музей истории политических репрессий «Пермь-36» (о нем будет речь дальше),  ни общественный музей имени Н.К.Рериха , каждый  на свой лад  триаду «государственный патриотизм — православие – сотрудничество с  РПЦ» не пропагандировал, не  поддерживал  и невольно всем содержанием своей деятельности этой идеологической и политической триаде противоречил!

О том, что мотивом уничтожения общественного музея имени Рериха , по-видимому, является неприятие РПЦ и Минкультуры смысла деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха, я уже писал в статье « Имеет ли РПЦ отношение к уничтожению  общественного музея имени Н.К.Рериха —  http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1981156-echo/,  http://www.kasparov.ru/material.php?id=5919FFF4192FE.

 

 О том, что Минкультуры не простило ГЦСИ присуждение учрежденной ГЦСИ премии «Инновация» группе «Война» и номинирование на эту премию Петра Павленского за  акцию «Угроза» (поджог парадных дверей здания ФСБ на Лубянке)  независимыми от дирекции ГЦСИ членами жюри я  писал в статье «Уничтожение ГЦСИ» -http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1772398-echo/.  В более общем плане о неприятии Министерством культуры направления и смысла работы ГЦСИ говорилось в опубликованной «Независимой газетой» статье «Современное искусство похоронили на складе» — http://www.ng.ru/culture/2016-05-26/8_arts.html.

 

О идеологическом и политическом неприятии Министерством культуры смысла деятельности ГОГОЛЬ-центра пока еще статей нет, но думаю, они будут.

 

Необходимо  вспомнить в  этой связи о сравнительно недавних прецедентах уничтожения и «переформатировании» не отвечающих  идеологии «государственный патриотизм-православие-сотрудничество с РПЦ» двух очень значимых для России музеев.

Речь идет о признании Минюстом  в 2015 году автономной некоммерческой организации Музея истории политических репрессий «Пермь-36» иностранным агентом.  Этот негосударственный (до 2013 года)  и  единственный в российской провинции музей созданный  на месте бывшей лагерной зоны  в аутентичных лагерных бараках бывшего советского лагеря для заключенных «Пермь-36» (название музея повторяло имя лагеря) был открыт в 1996 году, инициатором  его создания и первым директором-организатором был историк Виктор Шмыров. Музей  был создан  группой пермских общественников-энтузиастов в  сотрудничестве с  «Международным Мемориалом»  при поддержке прежнего руководства и  министра культуры Пермской области. Уровень неприятия нынешних пермских властей по отношению к музею истории политических репрессий «Пермь-36» таков, что как сказано в Википедии «3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в  переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации»  -  https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермь-36 .

 Второй отвратительный случай, это увольнение Минкультуры в 2013 году по политическим мотивам основателя и первого директора государственного музея –центра современного искусства в  Перми Музея PERMM Марата Гельмана за показ им в 2014 году серии картин художника Василия Слонова высмеивающих проведение зимней Олимпиады в Сочи (я писал об этом увольнении  в статье «По поводу ситуации вокруг музея PERMM и его директора Марата Гельмана» http://echo.msk.ru/blog/samodurov/1100110-echo/). 

Стоит также напомнить, как в 2016 году  режиссера Новосибирского театра оперы и  балета Тимофея Кулябина и директора этого театра Бориса Мездрича стали «кошмарить» за постановку спектакля «Тангейзер», которую РПЦ потребовало снять или изменить некоторые сцены, поскольку они шокируют верующих, и Минкультуры эти требования поддержало. Тогда за Тимофея Кулябина так же как за Серебянникова заступились известные московские деятели театра и  когда Кулябин вынужден был из Новосибирского театра уйти, то его позвали в  Москву и он даже поставил что-то в Большом театре. А вот за Бориса Мездрича никто из известных театральные деятелей не заступился (Мездрич ведь «только» администратор) и когда Мездрич потерял работу — это было только его личное дело.

То, что за Кирилла Серебрянникова сейчас, а в прошлом году за  Константина Райкина, выступившего на Съезде театральных деятелей с резкой критикой цензуры в театре, кино и вообще в искусстве заступились его коллеги «по цеху» и широкая общественность (http://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1864114-echo/ ) это очень хорошо! Но есть еще один аспект ситуации который для меня лично  и для деятельности государственных и негосударственных музеев и культурных институций, по-моему,  еще  более важен!

Популярные российские актеры, известные писатели, режиссеры, большие художники, директора крупных музеев сейчас ведут себя в общем как обычные обыватели. 

 

 Когда АНО Музей «Пермь – 36» губернские власти стали «кошмарить», а Минюст признал его «иностранным агентом», то очень мало кто из известных российских деятелей культуры, искусства, науки, литературы, театра и кино  публично выступили в его защиту.  Это трудно себе представить, но  промолчали и не выступили в защиту своих коллег –музейщиков даже, если я не ошибаюсь, Союз Музеев России и его президент, директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский!

Когда пермские власти уволили основателя и первого директора Музея PERMM без объяснения причин, то известные российские деятели культуры и Союз Музеев России не возмутились и в защиту Марата Гельмана не выступили!

Когда Минкультуры уничтожило ГЦСИ, превратив его в отдел  РОСИЗО,  повторилось то же самое – известные деятели культуры,  искусства, науки, писатели, актеры России приняли этот факт к сведению «как неприятное известие», но  публично не протестовали и ГЦСИ не защищали ! Если не ошибаюсь,  отмолчались «это не наше дело» и  не выступили  в защиту ГЦСИ ни Союз Музеев России ни его президент  М.Б.Пиотровский! Не выступил в  защиту ГЦСИ и  российский ПЕН-центр.

Когда в  апреле с.г.  Минкультуры стало громить общественный Музей имени Н.К.Рериха – почти все известные российские деятели культуры, науки, писатели, актеры, современные художники и т.д. снова промолчали (за исключением немногих художников и писателей  подписавших коллективное Заявление Конгресса интеллигенции «Остановить разгром Международного центра Рерихов!» http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1946194-echo/ )!  Как и раньше не выступил в защиту своих коллег–музейщиков из общественного музея  Союз Музеев России, а М.Б.Пиотровский , президент  Союза музеев не только не  ответил на открыто письмо  к нему  в связи с этим правозащитников (http://echo.msk.ru/blog/lev_ponomarev/1950176-echo/ ), но умудрился даже фактически одобрить закрытие общественного Музея имени Рериха (http://www.kasparov.ru/material.php?id=58DD30DFC8783). Промолчал об уничтожении общественного Музея имени Н.К.Рериха и российский ПЕН-центр. Причина молчания деятелей культуры:  «дело темное», «рериховцы – это секта», «нас это не касается».

Когда дело касается преследования «своих», то есть популярных и более или менее  знаменитых лиц —  Константина Райкина, Тимофея Кулябина, Кирилла Серебрянникова и судьбы известных и больших театров «Сатирикон» , «ГОГОЛЬ-центр» , то за них вступаются их знаменитые коллеги «по цеху». Когда дело касается не  очень популярных музейных и художественных институций, то знаменитые российские деятели культуры (в широком смысле понятия «культура») их практически не  защищают.

Я  считаю, что известные российские актеры, писатели, художники, режиссеры,  директора крупных музеев, руководители различных академий и  творческих союзов поступают недальновидно.

Полагаю, что Музей «Пермь – 36»,  ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха были уничтожены потому, что 15-20-30 самых известных в стране режиссеров, актеров, писателей, членов Академии Художеств, руководители творческих союзов, президент  Союза Музеев России, директора крупных музеев и  ПЕН-центр  не выступили с открытым обращениям к властям с  требованием не трогать и не мешать работе этих институций!

Сегодня известные деятели культуры думают,  что уничтожение таких  «маргинальных»  для них институций как АНО «Музей Пермь-36», ГЦСИ, общественный Музей имени Рериха Международного центра Рерихов их не касается. Но вот теперь молчание деятелей культуры обернулось обысками и возможным уничтожением «Гоголь -Центра».

И я уверен, что в будущем и возможно, в близком будущем, никто не гарантирует,  что чиновники  Министерства культуры вместе со следователями, не придут в какие-либо еще  театры, музеи, художественные галереи, чтобы их закрыть или «переформатировать» по своим представлениям или уволить их руководителей и основателей под предлогом,  что к руководителям этих институций есть финансовые претензии.

Боюсь, что уничтожение ряда успешно работающих институций культуры или увольнение их создателей будут продолжаться поскольку постольку их  деятельность  не вписана и не соответствует нынешней идеологической и политической программе власти: «пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ».  Спасти эти институции культуры от уничтожения их Министерством культуры и региональными властями может только солидарное (коллективное) , публичные  и громко звучащие выступления в их защиту известных российских деятелей культуры !

26 мая 2017 года

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире