Формат хостелов переживает не лучшие времена. По крайней мере, в России. Так считают участники рынка. Высокая конкуренция в столицах, специфические условия для внутренней миграции и въездного туризма, смена поколений путешественников -— только часть неблагоприятных для развития этого бизнеса факторов.

К чему приведет такая тенденция, исчезнут ли хостелы из крупных городов и что делать владельцам многоместных номеров?

С чего всё началось

Первые российские хостельеры, включая меня, ориентировались на европейский опыт.

Стандартная модель -— многоместные номера с делением на восьмиместные, шестиместные и четырехместные, и общий санузел с кухней. Этот формат перекочевал на рынок Москвы в нулевых годах.

Всё работало, пока в  2013-14 годах на этом рынке не началась безумная конкуренция. Количество объектов увеличилось в десять раз, к примеру, в Москве от 30 хостелов в 2010 году до более 300 -— к 2013.

На рынок вышли некомпетентные и незаинтересованные игроки, жаждущие быстрой наживы. Все под копирку делали одинаковые проекты -— многоместные номера с локацией в центре. В итоге, чтобы загрузить объекты, предприниматели начали демпинговать, стоимость койко-места снизилась с 600-700 до 300-400 рублей за сутки. За дешевым ночлегом потянулась совсем не туристическая аудитория. Рабочие, мигранты, малообеспеченные категории населения арендовали койки на месяца. И в какой-то момент идея сделать хостел интересным концептуальным местом досуга и общения для туристов из разных концов планеты сильно исказилась. Предприниматели потеряли эту аудиторию.

Новая аудитория

Говоря про публику, невозможно обойти вниманием смену поколений. Люди, выросшие в период расцвета хостелов, повзрослели. В нулевых предприниматели ориентировались на юношей и девушек 18-25 лет. Сейчас этим ребятам за 30, и они могут себе позволить приватные номера. А поколение Z еще не в том возрасте, чтобы активно путешествовать. Есть узкая целевая аудитория, которую устраивает размещение в многоместном номере. Но мы помним, что в Москве бешеная конкуренция, и такой аудитории просто физически не может хватить на все хостелы. А притока новой аудитории нет. На это есть объективные причины.

Российские реалии

Еще один очень важный фактор, тормозящий рынок хостелов России — внутренние барьеры. В первую очередь, это дороговизна внутренних и внешних перелетов и въездных виз. К тому же иногда, чтобы получить въездной документ, иностранцу приходится пройти все круги бюрократического ада. Самые дешевые визы для граждан ЕС -— консульский сбор от 35 евро, самые дорогие -— для американцев -— до 250 евро за срочный документ. Добавив сюда стоимость авиабилета, получим совсем не бюджетное удовольствие. Дорогие перелеты бьют по внешним и внутренним турпотокам. Разница с европейскими странами налицо: в Чехии, Латвии, Литве, Эстонии, куда на выходные и праздники летает огромное количество немцев, британцев и французов, перелёт может стоить до 15 евро. В Прибалтике сильно развит бюджетный туризм, власти ориентируются на молодежь.

Согласно многочисленным исследованиям аудитории, в Россию летают туристы среднего класса и выше. А они могут себе позволить отель 3-4 звезды. Это касается в равной степени путешественников из Европы и Азии.

Отсутствие крупных игроков

В благоприятной для малого бизнеса среде в 2010-2013 годах российский рынок хостелов рос быстрыми темпами. Но это были объекты с маленьким номерным фондом. Несмотря на то, что Москва вышла в лидеры по количеству хостелов в мире, ни в ней, ни в Санкт-Петербурге так и не появилось ни одного серьезного отечественного игрока. Крупные международные сети тоже обходили стороной Россию до недавнего времени. Единственное исключение — это проект Отель Хостел MEININGER. Он появился в Санкт-Петербурге только в прошлом 2018 году, и по факту мало чем похож на хостел. Половина номеров в MEININGER — обычные двухместные для командировочных. Вторая половина позиционируется как семейные и рассчитана на двух взрослых и двоих детей.

Мировая практика

Неверно думать, что хостелы изжили себя только в России. На международном рынке этот формат также претерпевает изменения.

Яркий пример тому -— сеть Generator, представленная практически в каждом крупном европейском городе огромными комплексами до 10 тысяч квадратных метров. Я заметил перемены еще в 2015 году, когда проект этой сети открылся в Париже.

Мне было интересно, что из себя представляет один из самых больших хостелов в Европе. И как же я удивился, что большая часть номерного фонда — маленькие двухместные номера. Параллельно я видел новую тенденцию в своих хостелах. На тот момент у меня были комбинированные проекты -— с номерами на восемь, шесть, четыре койко-места и маленькие двухместные. Самый большой спрос был на последние, немного меньше — на самые бюджетные, восьмиместные. Это побудило меня отказаться от промежуточных вариантов, а потом и от всех многоместных.

Новый формат

Что же приходит на смену хостелам? На мой взгляд, сейчас стал востребован новый формат -— двухместный номер с минимальной жилой площадью. Это 9-10 метров на кровать и прихожую со шкафом, и полтора метра на санузел. Не обязательно заказывать дорогой дизайн, достаточно вложить в него интересную идею. Объект должен находиться в центре города. При грамотной ценовой политике такой проект будет постоянно забронирован на 100 процентов.

Такой формат уже работает в Европе и постепенно занимает российский рынок. Основная идея -— в использовании каждого квадратного метра. Номера не всегда будут соответствовать ГОСТу, но спрос будет даже на помещения без окон, если гостю предлагается топовая локация, невысокая цена с гостиничным сервисом.

Основной плюс -— каждый метр работает на вас. Сравните с отелем 4 звезды. Там необходим номер от 25-30 квадратных метров, а реально люди проживают на гораздо меньшей площади. В пятизвездочном отеле около половины площадей вообще занимают спа, бассейны и тренажерные залы, которые обслуживают армия работников. Мы можем использовать то же пространство, заполнив его большим количеством номеров.

Нужно оговориться, что в Москве такой формат будет актуален только в локациях с высоким спросом на гостиничное проживание, это внутри Садового кольца, место рядом с железнодорожными вокзалами и аэропортами. К примеру, за третьим кольцом такой формат неконкурентоспособен. Там другое ценообразование, и площадь номера будет иметь значение.

Помимо максимальной оптимизации  каждого квадратного метра и центральной локации, необходимо предлагать высокий сервис: бесплатный интернет, питьевая вода, белье, полотенце, тапочки должны входить в стоимость проживания. Всё это отечественные хостелы давно внедряют в борьбе с конкурентами, хотя в Европе такого разнообразия сервисов в бюджетном отельном сегменте и тем не встретишь.

Что будет?

По моим прогнозам, через 3-4 года при отсутствии положительных изменений в политике лоукостеров и виз, в центре Москвы значительно сократиться число хостелов. Они или закроются из-за убытков или переформатируются в мини-отели. Сделав опрос среди коллег, владельцев хостелов в Москве и Санкт-Петербурге, я обнаружил такой же скепсис по отношению к будущему хостелов в России.

При этом, хостелы в периферийных районах Москвы продолжают успешно работать. Но я не отношу их к туристическим объектам из-за низкой стоимости проживания, практически отсутствия сервиса, и аудитории, далекой от путешественников. Такие проекты, по сути, можно называть современными общежитиями. В таком формате они выдерживают конкуренцию.

Что делать владельцам хостелов?

Можно уже сейчас частично переоборудовать номера, отказываться от многоместных, делать перепланировку с гипсокартонными перегородками, добавлять санузлы. Или искать новое помещение, где есть возможность сделать всё правильно.

Сегодня этот бизнес, хостелы и отели эконом варианта, довольно консервативный, и экстра-прибыль здесь вряд ли можно получить. Если открываетесь с нуля, запаситесь пятью миллионами. Этого хватит на мини-гостиницу площадью примерно 200 квадратных метров, на 8-9 маленьких номеров с санузлом.

Если у вас уже есть хостел, не нужно бросать насиженное место. Учитывайте огромную конкуренцию за площади. Нет смысла его закрывать и полностью переделывать, это будет дорого. Можно частично переделать фонд в формат мини-номеров с туалетом. Стоимость номера с ремонтом, слаботочными системами, мебелью, оборудованием, текстилем и санузлом -— около 500-600 тысяч рублей. Соответственно, если получается переоборудовать 2-3 номера -— это миллион-полтора миллиона рублей. Сделав это в первый год, можно понаблюдать за экономикой.  Как вариант, можно оставить и смешанные номера, и многоместные, но не больше одного-двух. В таком формате проект будет более экономически выгодным.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире