saamov

Григорий Сомов

08 октября 2017

F

Сегодня, 8 октября 2017 года, в Подмосковном Подольске, микрорайоне Климовск был открыт памятник великому русскому художнику Василию Поленову. Это не случайный выбор: Василий Дмитриевич бывал здесь, ему нравилась дубрава, лес удивительной красоты, и, естественно, писал эти красивые места.

Торжество открытия памятника было приурочено ко Дню города Подольска. Открыл торжество Глава городского округа Подольск Николай Пестов. Он рассказал интересные  эпизоды пребывания здесь Поленова. Надо отметить, что именно Николай Игоревич Пестов является инициатором создания памятников великим деятелям русской культуры: за последние годы в Подольске были установлены памятники Льву Толстому, создан Бульвар Толстого с памятником «Первый бал Наташи Ростовой». Установлен памятник и Екатерине II в честь того, что 236 лет тому назад, 5(15) октября 1781 года, «По высочайшему Ея Императорского Величества Указу» была учреждена Московская губерния из14 уездов, а село Подол «удостоено имени и преимуществ города», ставшего центром Подольского уезда…
Сегодня на празднике выступил автор памятника заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ Александр Рожников. Тепло поздравил автора и  присутствующих председатель Московского областного союза художников. Александр Беглов. Интересным, насыщенным было выступление председателя Подольского отделения Союза художников России, заслуженного художника России Ларисы Давыдовой. Она рассказала об интересных фактах о жизни и творчестве Поленова.

Присутствующие охотно фотографировались около памятника великому художнику, который напоминает о больших традициях и преемственности изобразительного искусства Подольского края.











Ушёл из жизни Зураб Соткилава, великий певец и педагог современности, достойный, великий Человек.
Удивительна биография этого человека: был отличным футболистом, вошёл даже в  состав знаменитого в то время Тбилисского «Динамо». Но, получив травму, временно оставил футбол. Но надо было ещё и учиться. И он поступил в Грузинский политехнический институт (ГПИ) и окончил его по специальности «Маркшейдерское дело». Но пел Соткилава всегда, с самого детства. Уже студентом 4-го курса ГПИ он стал брать уроки вокала у известного грузинского певца и педагога Давида Андгуладзе. И после ГПИ Соткилава поступил в Тбилисскую консерваторию им. Сараджищвили и блестяще её окончил.
В активе певца было огромное количество наград и званий: Народный артист СССР, Народный артист Грузинской СССР, победитель многих международных вокальных конкурсов и фестивалей. В Италии он получил особый титул: Почетный член Болонской академии музыки — избран «за блестящую трактовку произведений Верди».
Певец награждён многими государственными наградами РФ, Орденом Чести Республики Грузия и т.д., и т.п. Был солистом Тбилисского театра оперы и балета, многие годы пел на сцене Большого театра России и был одним из лучших теноров за всю историю этого прославленного театра.
В Подольске Соткилава выступал со своей ученицей, студенткой 5 курса Московской консерватории Мариной Начкебия (сопрано). Несмотря на юный возраст Марина уже обладатель нескольких Гран При международных конкурсов за блестящее исполнительское мастерство и голос.
Были исполнены произведения Рахманинова, других русских и зарубежных композиторов. Соткилава и Начкебия блистательно исполнили финал из оперы Верди «Отелло».
Опытный педагог Соткилава на концерте представил ещё одну перспективную свою ученицу 19-летнюю Александру Сенникову.
Концерт прошёл исключительно тепло: зрители были в восторге от исполнителей, Соткилава же отметил отличную публику Подольска.
Отлично провела вечер концертмейстер Багасбекова.
А чудо заключается в том, что в Подольске в настоящее время живёт сокурсник Зураба Лаврентьевича по ГПИ Владимир Яковлевич Лопатин, с которым я окончил школу и дружим с детства. И после концерта мы с Владимиром встретились со  знаменитым певцом.
Встреча была исключительно тёплой…
Светлая память!

Начало формы

   
   
   
   
   
   

   
   
   

23 августа 2017

Художники тунеядцы?

Есть в нашей стране категория людей, которые забыты государством. Забыты в  материальном смысле. Это творческие работники, особенно –  художники. Они не получают зарплату, им не начисляется пенсионный стаж. Наступает пенсионный возраст, а у него, у  заслуженного или народного художника, нет трудовой книжки. Поэтому пенсию он  получит минимальную да ещё с упрёками от чиновников: «Что же вы хотите: вы всю жизнь не работали, стажа у вас нет?!» – И это говорят художнику, который всю жизнь трудился, ТВОРСЕСКИ трудился. Получается, что творческий труд это не  общественно полезный труд. Ты можешь написать что-то лучше «Джоконды», высечь из  камня что-то лучше «Давида»  но так и  будешь ходить в тунеядцах.

         Вспоминается эпизод из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где один персонаж (которого блестяще играет Евгений Евстигнеев) говорит, что великая артистка вечером играла бы в театре лучше, если бы днём работала у шлифовального станка. Или другой пример: суд над Иосифом Бродским. Судья задаёт ему вопрос: «Где вы работаете?». Поэт гордо отвечает: «Я поэт, пишу стихи». А дальше окрик судьи: «Я вас спрашиваю, где вы работаете?».  И Бродского осуждают за… тунеядство. Чувствуете аналогию?

         И на самом деле часто приходится художникам унижаться и работать охранниками, дворниками, чтобы к старости заработать пенсионный стаж.

Я  очень не люблю советскую систему, но даже тогда художник, член Союза, регулярно получал государственные заказы, за которые очень хорошо платили. А с первой официальной выставки ему начислялся стаж работы.

Сегодня рынок изобразительного искусства захвачен перекупщиками, которые сами ничего не  создают, скупают по дешёвке произведения наших художников и продают в разы дороже за границей.

Ведь создавать произведения и продавать их – это вещи разные. Не каждый художник умеет продавать свои картины. Если судить талант художника по продаваемости его произведений, придём к абсурду: окажется, что в России есть только два художника Александр Шилов и Никас Сапронов. А это далеко не комплимент для России.

Надо, чтобы был орган, подобный художественному фонду, который был раньше, и  регулировал отношения творческих работников и заказчиков.

Творчество и рынок не совсем удачное сочетание, особенно у нас, где рыночные отношения сведены к базарной анархии.

Как видим, к художникам интерес велик, но, увы, от этого они богаче не становятся.

 

 

 

36 Пушкинский праздник в Остафьеве

Фото: автор.

Сегодня в  Музее-усадьбе «Остафьево – Русский Парнас» состоялся 36 Пушкинский праздник поэзии, посвящённый дню рождения великого поэта.

Пушкинские праздники в Остафьеве по традиции проходят в первое воскресенье июня. Так было и в это раз. И, несмотря на холодную погоду, любители поэзии, как всегда собрались здесь.

 Александр Сергеевич Пушкин трижды был в Остафьеве, в гостях у Петра Вяземского и, по преданию, любил бывать в той комнате, где работал Карамзин.

Усадьба князей Вяземских в Остафьеве носит сегодня гордое имя Музей-усадьба «Остафьево — русский Парнас». А в Пушкинские дни — оно становится местом паломничества любителей поэзии

Великий историк Николай Михайлович Карамзин, женившись на старшей дочери Андрея Ивановича Вяземского Екатерине Андреевне, именно здесь, в Остафьеве, написал в основном свой знаменитый труд «История государства Российского». «Остафьево стало местом напряжённого труда историка. Именно поэтому в 2016 году здесь был большой праздник, посвящённый 250-летию великого историка, писателя, реформатора русского языка Н.М. Карамзина. Остафьевский музей к этой знаменательной дате издал календарь на 2015-2016 годы с портретами историка на каждой странице из фондов Музея. На заглавном листе размещена работа заслуженного художника России, члена правления и председателя Клуба живописцев СХР Ларисы Давыдовой «Карамзин в Остафьеве». Этот портрет историка является экспонатом Музея с 1995 года.

И сегодня здесь звучали имена двух великих представителей русской культуры – А.С. Пушкина и Н.М. Карамзина.

Фото: автор

Сегодня в Москве, в Центральном музее музыкальной культуры, прошла презентация книги музыковеда и историка российской культуры Виктора Юзефовича о жизни и творчестве народного артиста СССР, выдающегося скрипача и дирижера Давида Ойстраха. В издание включены материалы из личного архива музыканта, который хранятся во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
Этот роскошный фолиант «Царь Давид» выпущен издательством «Особая книга» (Москва).
В уникальной книге-альбоме «Царь Давид» собраны материалы из  коллекции ВМОМК имени М.И. Глинки, библиотек и архивов, оркестров и филармоний, музеев и частных собраний России, Украины, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Израиля, США, Австралии, Китая, Японии.

В презентации приняли участие: сын великого музыканта Игорь Давыдович Ойстрах, тоже известный музыкант, дирижёр, а так же работники издательства, музыковеды, историки.
Вечер был исключительно тёплым, добрым.

На снимках: презентация альбома «Царь Давид».


Фото: автор.

Не стало великого поэта и гражданина России Евгения Евтушенко…

Кто ни помнит знаменитый фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича»!? По личной глупости Хрущёва фильм сначала был запрещён, потом урезан, переименован, но он всё-таки выжил в первозданном виде. Это фильм-открытие выдающегося режиссёра.

Так вот, в фильме есть уникальный эпизод: в Большой аудитории Политехнического музея проходит музыкально-поэтический вечер. Участвуют: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Этот список участников – тоже находка режиссёра, который пригласил именно этих поэтов. Мы их знаем все последние десятилетия, знаем как лучших поэтов современности. А Хуциев это вычислил,  предугадал ещё в далёком 1964 году! В зале только герои фильма и участники знали, что снимается художественный фильм. А  публика слушала выступления молодых поэтов и музыкантов и думала, что операторы снимают хронику для новостей. Это был совершенно новый приём в кинематографе. Именно поэтому эпизод (как и весь фильм) получился таким естественным и непринужденным.  

Евгений Евтушенко даже в этом величественном списке занимал особое место своей неуёмной энергией, непокорностью, независимостью от  политических веяний, желанием объять весь мир, помочь всем страждущим. Именно по этим причинам поэт-трибун часто оказывался не просто в опале, но и на грани ареста или других репрессивных мер, которых в арсенале властей всегда было великое множество (вспомним Солженицына, Сахарова, Бродского, Ахматову, Цветаеву и  многих других).

Но эго бурная энергия и могучий талант оказались сильнее цензуры и репрессивных органов.

Многие годы подряд в той самой Большой аудитории Политехнического музея, в которой со дня его открытия в 1907 году выступали многие выдающиеся учёные и поэты, Евгений Евтушенко каждый год, в день своего рождения – 18 июля – проводил творческие встречи с читателями.

Я почти все последние годы приходил на встречу с  Поэтом. Народа всегда было так много, что несколько кордонов охраны с трудом сдерживали натиск. Не найдя лишнего билетика, некоторые любители поэзии умоляли охрану дать им возможность купить входные билеты или пропустить их без билетов.

Он в неизменной цветастой рубахе и кроссовках на сцену выходил Евгений Евтушенко. Переполненный зал тепло приветствует его. И поэт начинал читать.

Несмотря на преклонный возраст, когда он начинал читать стихи, даже помолодел. Он был подвижен, весел, необыкновенно артистичен.

Помню, в 2006 году он прочитал знаменитые стихи «Бабьи яр» и «Казнь Степана Разина». Читал он эти объёмные произведения на память, придавая каждому слову, каждому слогу свою интонацию, то беря форте, когда его голос звучал как набат, то пианиссимо, доводя голос до таинственного шёпота. И произошло почти чудо: зал устроил поэту овацию, стоя приветствовал его талант поэта, чтеца, актёра. Я на поэтическом вечере видел такое впервые. Мне показалось, что в этот раз Евтушенко превзошёл самого себя.

В 1995 году Евтушенко написал такие строки:

 

Я прорвусь в  Двадцать Первый век,

не  разодранный по цитатам,

а рассыпанный по пацанятам,

на качелях, взлетающих вверх…

 

 И  позже, в 2000 году:

 

Я Пушкину и  Сахарову верю,

но никакому лживому вождю.

В империю я  забиваю дверь.

В тысячелетье новое вхожу.

 

Но разве можно представить и говорить о поэте Евтушенко без его необыкновенной лирики.

Б. Ахмадулиной

Со мною вот  что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в  праздной суете

разнообразные не те…  

                                        (1957)

 

* * *

Боюсь не  справиться с лицом,

когда тебя увижу где-то,

и завершится всё концом,

в котором больше нет секрета.

 

Боюсь не  справиться с душой,

боюсь не  справиться и с телом,

чтоб над тобой и надо мной

не надругались миром целым.

 

Боюсь – не  знаю отчего –

тебя, как тайного богатства.

Боюсь – и  более всего, –

его пропажи не бояться.

                                     («Боюсь…», 2004)

 

Я не могу не отметить один эпизод поэтического вечера Евтушенко, тем более что сам поэт посвятил ему почти половину отделения. «Мне обидно и больно, – сказал Евтушенко, – за те напряжённые отношения между нашими народами, народами России и Грузии, которые сложились в последнее время. История не знала такой дружбы двух поэзий, как поэзия Грузии и поэзия России». – Евтушенко привёл много интересных эпизодов дружбы русских и грузинских поэтов, о своей дружбе со многими поэтами и знаменитым художником Ладо Гудиашвили. Рассказал, как грузинские поэты помогали Борису Пастернаку, когда шла травля его за роман «Доктор Живаго». А Гудиашвили, который сам был в опале, рискуя собой, хранил произведения великого поэта, и даже сумел сохранить автограф Пастернака на стене своей мастерской. А русские поэты оберегали вдову поэта Тициана Табидзе, замученного в застенках НКВД, помогали ей.

Прочитав стихотворения, посвящённые грузинским поэтам, Евтушенко сделал такой математически точный вывод: «Политики могут ссориться, но они не имеют права ссорить свои народы». – Лучше не скажешь! Хорошо, если политики услышат эти мудрые слова.

Приведу ещё две цитаты из выступлений Евтушенко:

«Я побывал в 94-х странах мира, видел и хороших, и  плохих людей. Но никогда не видел плохого народа».

                   «Сахаров занимался не  политикой, а утверждением человеческой совести».

Я  во время этих встреч дарил поэту свои книги, и он их очень тепло принимал.

Была традиция: 18 июля, в день своего рождения Евгений Евтушенко  встречался с читателями…

Но он не умер, он ушёл в бессмертие.

Поэтому мы вновь будем встречаться с Поэтом, с его поэзией.

2006 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

В удивительно живём мы время! С телеэкранов льётся агрессивная пропаганда, и в жизни происходит что-то похожее. Самое страшное то, что страна вместо движения вперёд настойчиво стремится назад, в совок.

И, естественно, надо обуздать искусство, обнаглели, понимаешь: рисуют и лепят голых людей. Вот не доглядели наши депутаты, и  Микеланджело вырезал из камня голого мужчину, назвал Давидом. А Венера совсем совесть потеряла: стоит голая, понимаешь. И Боттичелли, Рембрандт, Тициан, Рафаэль, Веласкес что вытворили: нарисовали голых женщин. Прекратить это безобразие!

Это, конечно, горькая шутка. Но на самом деле есть опять поползновения контролировать искусство, литературу. Эти борцы за нравственность, видно, никогда не были в музеях, не знают, что обнажённая натура – одна из  главных тем в изобразительном искусстве. Есть свои особенности в любом направлении искусства, литературы.

Конкретный пример, свидетелем которого я был: недавно в  одном подмосковном городе завхоз выставочного зала (с согласия директора) распорядился снять с экспозиции знаменитых художников произведения с обнажённой натурой. Художникам пришлось обратиться к администрации города, писать бумаги, чтобы отменить этот произвол человека (и его начальства), ничего не понимающего в искусстве.

Это становится системой и молчать уже нельзя.

Между тем к законодателям есть много вопросов. Например, как могло случиться, что у художников с 1991 года нет зарплаты и, что совершенно возмутительно, — им не начисляется стаж работы? Наступает пенсионный возраст и в пенсионном фонде требуют предъявить трудовую книжку, но у художника нет этой книжки. Получается, что творческий труд в нашей стране не считается общественно полезным трудом. И художник (писатель…), создав даже великие произведения, не может претендовать на приличную пенсию, если он вовремя не  позаботился параллельно работать дворником, охранником.

А если кто осмеливается сказать правду о притеснениях работников культуры, тут же на телеэкране появляются прикормленные деятели и  поучают его. Отвратительное зрелище!

А если законодатели хотят навести порядок в области культуры, у них есть такая возможность, точнее – обязанность: законодательно решить судьбу творческих работников, в том числе – их обеспеченность в  старости. Ведь самое главное, чем мы можем гордиться, завоевать мир – это КУЛЬТУРА.

Фото: автор.

Сегодня в  Музее-усадьбе «Остафьево – Русский Парнас» состоялся 35 Пушкинский праздник поэзии, посвящённый дню рождения великого поэта. Здесь каждый год, в первое воскресенье июня, отмечается этот великолепный праздник. Но этот год для Остафьева особенный: исполняется 250 лет со дня рождения Николая Карамзина, который здесь, в усадьбе Вяземских, 12 лет жил и писал свой великий труд «Историю государства Российского». Карамзинский юбилей будет отмечаться осенью, а  сегодня праздник Пушкинский…

Пушкин трижды был в Остафьеве, в гостях у Петра Вяземского и, по преданию, любил бывать в той комнате, где работал Карамзин.

Гостей праздника встречал директор Музея Анатолий Коршиков. Мы давно знакомы, дружим. Приятно было встретить знакомого по прежним праздникам потомка Пушкина Алексея Нарышкина, который многие годы возглавлял Международное Пушкинское общество. Встретил известного кинематографиста, режиссёра Сергея Тютина, который начал снимать фильм об Остафьеве.

Погода сегодня не задалась: моросил дождь, было прохладно, но люди шли к Пушкину – дети, молодёжь, старшее поколение, по Народной тропе к Поэту.

Состоялся концерт, традиционное возложение цветов к памятнику Пушкину.

К  памятнику Пушкину цветы возлагает потомок Поэта Алексей Нарышкин.

Директор Музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас», заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин Подольского района Анатолий Корщиков и председатель Подольского городского отделения Союза художников России, заслуженный художник России Ларса Давыдова, автор картины «Карамзин в Остафьеве», которая с 1995 года является экспонатом Остафьевского музея.

В выставочном зале Союза художников России (ул. Покровка, 37) открылась персональная выставка «У времени в плену» заслуженного художника России, председателя подольского городского отделения СХР, члена правления СХР. Ларисы ДАВЫДОВОЙ.
Открыл выставку Первый секретарь СХР, народный художник России, академик РАХ Николай Боровской. Выступили: народный художник России, академик РАХ Альбина Акритас, народный художник России, вице-президент РАХ, ректор Суриковского института Анатолий Любавин, доктор искусствоведения, ведущий научный работник РАХ Татьяна Астраханцева и другие народные художники и  академики.

Выступающие отметили, что многие работы Давыдовой находятся в музеях и галереях России и зарубежных стран и здесь представлена только часть произведений художницы..
Много добрых слов сказал о выставке Л. Давыдовой, о  работе на посту председателя Подольского городского отделения СХР председатель Союза художников России, народный художник России, академик РАХ, член Президентского совета РФ, председатель Комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук. 
Все говорили об удивительном таланте Давыдовой, её  мастерстве, о великолепных произведениях. Смысл выступлений всемирно известных художников и искусствоведов можно очень кратко изложит так:
Работы Л.А. Давыдовой пронизаны высокой духовностью, пониманием человеком своего предназначения в этом мире. В своём творчестве художница сохраняет преемственность и развивает традиции национального реалистического искусства. Художница ставит перед собой самые сложные задачи и блестяще их осуществляет. Она имеет ярко выраженный творческий почерк, её работы имеют свою, ни на кого не похожую, смысловую завязку, свою тему, свой лаконичный цветовой язык. Её работы пронизаны поэтичностью и  лиризмом, безупречными композиционными и колористическими решениями.
Основная тема произведений последних лет – «Российская провинция». Эту тему художница начала разрабатывать ещё с 1980 года, а с 2000 года тема провинции стала основной в её творчестве. Художница обращается к быту людей, в основном, провинциального круга, раскрывает обыденность как форму жизни, как сути, которая не содержит больших земных проблем, но интересна и многообразна в своем проявлении. Л.А Давыдова по-новому, блестяще, раскрывает эту сложную тему. 
Выставка продлится до 3 июня 2016 г.

Выступает народный художник России, академик РАХ Альбина Акритас 

Народный художник России, вице-президент РАХ, ректор Суриковского института Анатолий Любавин

.Председатель СХР, народный художник России, академик РАХ, председатель комиссии по культуре Общественной палаты РФ Андрей Ковальчук.

Произведения Л. Давыдовой:
«Автопортрет с Ангелом-хранителем», холст, масло

«Провинциалка. Автопортрет», холст, масло.

«Подольск. Купеческие дома», холст, масло».

«Портрет мужчины с гитарой», холст масло.

«Светлана в восточных украшениях», холст, масло

«Девушка с пуделем», холст, масло

«Зимний сад», картон, масло

«Синие тени», холст, масло

«Утренний чай», холст, масло

«Портрет художника Миронова», холст, масло, экспонат Серпуховского историко-художественного музея»

«После бани», холст, масло

«Надевающая босоножки», холст, масло

«После бани», бумага, смешанная техника

«Наливающая воду», бумага, смешанная техника

«Верочка», холст, масло, эскиз (оригинал в музее)

«Серёжа», холст, масло, эскиз (оригинал в музее)

«Подсолнухи», холст, масло

«Пионы», холст, масло

Заслуженный художник России Лариса Давыдова

Ушёл из жизни Виталий Серафимович Манин, выдающийся учёный, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, действительный член Международной академии культуры и искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Удивительно его творчество, трудоспособность: он автор более 40 книг, причём не книжек, как часто уничижительно называют его величество книгу, а огромных фолиантов. Его наследие посвящено русскому и советскому изобразительному искусству…

Помню 10 марта 2009 года в Союзе художников России, в Клубе живописцев, почётным членом которого он тоже был, состоялась необычная презентация – презентация ВСЕХ его книг. Даже люди, хорошо знавшие Виталия Серафимовича, его талант, титаническое трудолюбие, были потрясены.

Тогда огромную, неоценимую заслугу В.С. Манина отметили Председатель СХР народный художник России, академик РАХ А.Н. Ковальчук, народный художник России, член-корреспондент РАХ В.Н. Телин, председатель Клуба живописцев, заслуженный художник России Л.А. Давыдова. Среди прочих книг ораторы остановились и на многолетнем труде В.С. Манина – серии монографий «Современные русские живописцы». В серию  вошло 16 томов – о творчестве 16 выдающихся художников.

Другой выдающийся учёный-искусствовед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член Президиума РАХ,  действительный член Международной академии культуры и  искусства В.В. Ванслов назвал В.С. Манина человеком Ренессанса.

В.С. Манин в разные годы работал педагогом, многие годы был заместителем директора Третьяковской галереи.

Вечная память светлому человеку, выдающемуся учёному.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире