08:36 , 20 августа 2013

Экспериментальная школа №91 при РАО снова в опасности!

В центре Москвы, на Поварской улице, дом 14, за Московским Домом Книги на Новом Арбате, стоит школьное здание. Школа на этом месте находилась почти столетие — в ней учились Маяковский и Пастернак. Но речь пойдет о ее более поздней ипостаси, когда в 1959 году было построено «новое здание», а в 1962 школа стала Экспериментальной тогда еще при Академии Педагогических Наук СССР.

С тех пор НИИ Общей Педагогической Психологии, а затем Психологический Институт РАО на базе этой школы разрабатывал, внедрял и апробировал уникальную систему развивающего обучения, также известную как система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Суть этой системы состоит в том, что ребенок вникает в ситуацию происхождения собственного знания в человеческой культуре. Образовательный процесс строится диалогически, то есть каждый учащийся выдвигал свое мнение и обсуждал его с другими участниками обучения. 

Так, например, с младших классов дети осваивают происхождение числа из действия измерения, понятия морфемы и фонемы, процесс словообразования родного языка, изучают древнюю литературу, осваивают природоведение из истории преобразования и изучения человеком его собственной и окружающей его природы.

Система РО Эльконина-Давыдова была призвана ввести ребенка в культуру теоретического мышления, в отличие от традиционной системы образования, исторически призванной готовить исполнителей задач, подготовленных без их участия.

На основе опыта и результатов, полученных именно в 91ой школе, система развивающего обучения была внедрена во множество школ России, где и функционирует до сих пор. На практике, дети, обучавшиеся по этой системе, гораздо легче и эффективнее осваивают новые знания, продолжают образование в лучших ВУЗах страны и занимают ведущие позиции в общественной жизни.

Выпускниками 91 школы являются преподаватели и профессора российских и зарубежных учебных заведений, кандидаты и доктора наук, лауреаты престижнейших премий и именных стипендий разных стран. Все люди, которым повезло учиться в этой школе, помнят и гордятся тем, что они учились именно здесь, и знают, что именно им дала 91 школа.

Несколько раз школа переживала сложные времена, связанные в первую очередь с попытками разнообразного руководства свернуть школу с пути радикального изменения содержания обучения, избранного самой концепцией школы раз и навсегда. В школе появлялись и исчезали разного рода новообразования, никакого отношения к системе Развивающего Обучения не имевшие (например, платный экстернат, наконец-то покинувший школу в этом году).

Новый директор школы, Красавина Н.Ю., берет курс на возрождение той «91ой Школы», которая совершенно заслуженно заработала репутацию уникального учебного заведения.

Не так давно рядом со школой, буквально в том же дворе, сменило владельца здание, ранее принадлежавшее Институту США и Канады. Новый собственник намерен снести это здание и на его месте, по слухам, возвести элитный жилой комплекс. Это строительство сопряжено с проведением работ в непосредственной близости от фундамента школьного здания.

Все эти инициативы вызывают закономерные опасения в сохранности школьного здания и проведения нормального учебного процесса.

Здание школы и сама школа находятся в федеральном, а не муниципальном подчинении, а именно в ведении Российской Академии Образования. С начала 90х годов территория школы неоднократно подвергалась попыткам застройки, в том числе незаконной, различными организациями и собственниками соседних зданий. В 1993 году коллектив школы уже отстаивал территорию, на которой пытались построить подземную автостоянку находящегося рядом банка в нарушение архитектурных и строительных норм. Тогда территорию удалось «отбить», и вместо автостоянки на этой территории была сооружена спортивная площадка для учащихся.

Сейчас история с угрозой целостности школьного здания повторяется. Под зданием школы находится бомбоубежище, и проведение строительных работ рядом с ним и фундаментом школы может привести к обрушению или аварийности помещений. Очевидно, что в таком случае здание школы, находящееся на столь привлекательной территории, будет признано непригодным, и такая ситуация может поставить под вопрос существование этого уникального образовательного учреждения.

Коллектив школы, родители и многочисленные выпускники крайне обеспокоены судьбой этого учебного заведения в случае, если по причине проводимых работ зданию будет нанесен урон.
В защиту школы, безусловно, еще выскажутся многие уважаемые выпускники, известные в нашей стране и за ее пределами. Но в настоящее время важно не допустить возникновения проблем, которые могут помешать нормальному функционированию и возрождению школы на своем месте.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире