Без изменения содержания образования разговоры о реформах просто неприличны. Без ответа на главный вопрос: ЧЕМУ учить в школе?

Парадокс в том, что каждый, почти каждый родитель, понимает, что Школа учит вещам малонужным. Учителя тоже понимают. Но… Но Миф о Старой Доброй Школе, о лучшей в мире системе образования, не отпускает нас.

Летом был в Балаклаве, под Севастополем. В скале вырублен настоящий город: ремонтная база для подводных лодок. Километры тоннелей, переходов, камеры для ядерных боеголовок…

Разумеется, весь город обслуживал только эту базу. А сколько таких балаклав на весь Советский Союз? «Вся страна на войну работала» — это не метафора. И школа тоже.

Понятно, почему в СССР была «лучшая школа» в мире. И преподавание математики на самом высшем уровне. Чтобы подлодки опускались под воду, а ракеты поднимались в небо — и достигали за 14 минут побережья Соединенных Штатов.

Холодная война кончилась, СССР распался, лодки заржавели, но мы не допустим пересмотра Программы по математике! Не дадим разрушить миф о лучшей в мире системе образования. Это наш миф…

Программу сократить надо бы наполовину, хотя бы на треть. Аргумент прост: спросите любого хорошо образованного взрослого: до какого класса он в состоянии помочь своему ребенку по всем предметам школьной программы. До седьмого-восьмого, как правило. Вот это и осталось в голове.

«Сокращение» — не совсем точное слово. Уменьшить объем материала – не для того, чтобы знать меньше. Чтобы знать по-другому. Чтобы было время на самостоятельную, исследовательскую работу. Чтобы можно было ходить на экскурсии, смотреть фильмы, разговаривать с людьми, проводить эксперименты, общаться друг с другом… Чтобы ученики могли сами додуматься до тех вещей, которые им сейчас преподносят в готовом виде. Чтобы было время подумать.

«Знать всё, что накопило человечество» – это из области коммунистической мифологии. Равно как обещание построить коммунизм к 1981 году: прилавки пустые, на улице грязь, но партия торжественно провозгласила – и сказка становилась былью.

Пусть американцы и французы читают учебники, где мало текста и много картинок. Психологи говорят, что дети в этом возрасте не могут усвоить такой объем информации? Это их дети не могут – а наши могут!

В Советском Союзе не только реки поворачивали вспять и выращивали квадратные арбузы, но и воспитывали детей новой формации – новой породы. И что дети капиталистических стран не могут – наши могут! Нужно-не нужно, какая разница?

И на Марсе будут яблони цвести…

Миф о Советской Школе жив. И даже самые прогрессивные родители нет-нет, да и всполошатся: А вот мы учились… А вот у нас дисциплина была… И в тетрадях аккуратнее писали…



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире