Часто приходится слышать от учителей: «Ну не интересен ему мой предмет…» И как продолжение: «Ведь сами ж говорили, что нельзя ребенка научить, если он не хочет, если ему не интересно». К такому выводу приходят чаще нешкольные учителя. Люди, работавшие в школе, не ждут никакого интереса – они учат.

И вот что получается: учитель учит одного-двух учеников в классе. «В глаза смотрит», «беседу ведет», «думать учит», а остальные? Так им же не интересно…

Что ж делать?

Признаемся себе, что только избранные интересуются чистой наукой: строением животной клетки, поэтикой Достоевского, дифференциальным исчислением. И не беда, потому это не единственно возможная форма Интереса…

История в 3 классе. «Знаете, а 5 класс тоже сейчас проходит египетские пирамиды, и они вызвали вас на турнир…» Дима, прищурившись: «А Вы точно говорите, не шутите?» А Никита ничего не сказал – просто подпрыгнул со стулом…

Конечно, не сами пирамиды и мумии разбудили учеников. «Турнир! Мы такие вопросы придумаем для пятиклассников, никогда не ответят!..» Ни одного мрачного сонного лица.

Если чисто научный интерес — для избранных, то такой – для всех.

Поэтому каждая тема должна была б начинаться с вопроса: Ну что мы будем делать? Газету? Спектакль? Снимать видеофильм? Или вызовем на турнир 11 класс? Спящие пробуждаются.  

Я хочу рассказать о том,  что мы придумали. Придумали уже лет 5-6 назад. И, честное слово, это пошло. И школа немножко изменилась.

Каждая тема по каждому предмету  у нас заканчивается так называемой Защитой проекта. Проекты у нас небольшие по времени: на 8-1О уроков (Если они растягиваются на полтора-два месяца – то к концу уже забываешь, с чего начали).

Итак,  последний урок темы – защита проекта,  как правило, перед учениками другого класса: старшие идут к маленьким и наоборот.

Это мы назвали словом Десант. Слово прижилось так хорошо, что вовсю пошел процесс словообразования: «Вчера мы десантировались в 4 класс…»

Перемена «до»: газета подмышкой, камера со штативом в руках – быстрей, у нас сейчас десант, идем в третий класс… Перемена «после»: ну вот, наша группа опять не успела, но третьеклассники слушали хорошо и на вопросы отвечали, вот следующий раз…

Десанты  лучше олимпиад, турниров и конференций. Там главная идея – выбрать отличника из отличников. Здесь – другое. Рассказать другим, что сделал, что узнал, что получилось. Это лучше и глубже всех конкурсов и Гран При. Научиться, чтобы научить других. Найти, чтобы рассказать другим. Десанты – очень настоящая вещь!

И уж конечно, Десанты  лучше контрольной работы. Если их делать на хорошем уровне: строго и серьезно, — контрольные работы не нужны. Контрольная работа как Праздник…

Время Десанта и класс, в который мы пойдем – всё это известно на первом уроке темы. Обсуждаем   с детьми: как лучше сделать, как подготовиться, кому это будет интересно. На стене висит большой лист ватмана – График Десантов. И  учитель, обсудив с классом творческие планы, берет маркер и «бросает перчатку»: когда и в какой класс.

Самые сильные десанты – когда маленькие идут  в среднюю школу.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире