«Ха! А учителей-то вы где найдете?» — недоумевали друзья 20 лет назад, когда мы начинали нашу школу. Тогда этот вопрос казался таким простым по сравнению со всеми остальными — как зарегистрироваться, получить лицензию, найти помещение. Теперь он мне таким не кажется.

Естественным ответом было бы: найти других учителей и делать с ними другую школу. Но где ж их найти? Остается единственный путь – меняться самим. Пожалуй, теперь я понимаю, что это и есть самая увлекательная задачка по менеджменту: понять, какие люди в первую очередь готовы к переменам, и создать условия для этих перемен.

Казалось бы – молодые. Наверное, так оно и есть, и в большинстве случаев, где получается — получается именно с молодыми, пришедшими после педагогического института, не обремененными многолетним и не всегда  положительным опытом школы.

Да, к сожалению, педагогический опыт бывает отрицательным. Вообще опыт – часто фактор отрицательный. А в нашем деле, учительском, еще из-за того, что учитель, он же на уроке – шуточное дело! – почти что полубог. Он повторяет истину много раз, каждый день. Меняться в этой ситуации сложно.

Есть человек с опытом, но он должен взглянуть на школу и на жизнь другими глазами, или есть человек молодой, но должен приобрести опыт – с кем работать проще? Думаю, что с молодым.

Но все же, дело не в возрасте. Иногда меняться получается и у людей, которые работают 20-30 лет.

Может, все зависит от уровня образования? Понятно, что если человек имеет хорошее образование и шире смотрит на жизнь, он в состоянии к своему опыту отнестись критически, посмотреть на него с другой точки зрения. Но и это не самое главное. Что греха таить, часто у людей с очень хорошим образованием не получается работать в школе. Потому что еще должно быть некое «чувство детей» и умение этими детьми управлять. А оно есть не у всех.

Может быть, важны какие-то личные, психологические свойства? Есть люди, более чуткие, восприимчивые к другим взглядам. А есть – упрямые и нетерпимые. Первые – более открыты ко всему и готовы к изменениям.

Но и это не самое главное.

Так что же: образование, возраст, свойства личности? Думаю, не это. Мне кажется, здесь нужен некий внутренний, профессиональный кризис. «Знать, надо вымокнуть до нитки, знать, надо горюшка хлебнуть, чтоб заколоченной калитки…» Вот это состояние – «вымокнуть до нитки» — очень полезно для учителя. Когда приходит в школу человек, который хочет по-другому работать с детьми, с душой, — а не получается. Он переживает. И чем это переживание сильнее, глубже, тем потом будет лучше.

А вот те, у кого все хорошо – никогда не способны к внутренним движениям. Нарисуем портрет такого учителя. Ученики с высокими баллами на ЕГЭ. Хорошее отношение родителей — потому что учитель наделен профессиональной харизмой, он умеет «держать класс», у него нет проблем с дисциплиной. Он строг, но справедлив.

Я знаю людей, которые работают в школе, хорошо работают, и не испытывают никакого внутреннего мотива к изменению. Думаю: а почему? И понимаю, что все это – сильные учителя. Учителя, у которых и так все замечательно, и с их точки зрения, и с точки зрения родителей. А что дети?  А дети любят сильных учителей. Дети готовы всегда принять некую дозу насилия. Потому что его оборотная сторона – это жесткий порядок, в котором ребенок чувствует себя уверенно и в безопасности. 

Там, где все хорошо, никогда никаких изменений не будет. Классический учитель, «сильный учитель» — тупиковая ветвь школьной эволюции.

Мне кажется, мини-кризисы профессиональные – самое полезное, что есть. Если бы я когда-нибудь писал книжку о менеджменте, назвал бы ее «История моего провала». Удачи ничему не учат. Удачи расслабляют. Неудачи – заставляют думать. Выход из любого такого конфликта – мысль. Мысль о том, что можно иначе. 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире