Почти все дети до школы пишут рассказы и стихи.  А потом они начинают ходить в школу и ничего не пишут, кроме палочек,  черточек и изложений о том-как-я-люблю-родную-природу.  А можно ли иначе?  Можно.

Первоклассники нашей школы в январю-февралю пишут рассказы – большие, на строчек десять! Содержательные и почти без ошибок. А звуко-буквенным  анализом, честно говоря, мы почти не занимаемся…

Достаю обычную газету:

 -  Вот газета: взрослая, настоящая. Папа приходит домой, садится  кресло, рядом чашечка кофе, — не трогайте меня, я газету читаю…

А давайте сами сделаем газету.  Настоящую. Вы вечером  незаметно ее положите в почтовый ящик, а потом спросите папу или маму: а открывали ли вы сегодня почтовый ящик? Они откроют – а там наша газета…

А еще можно газету послать в другой первый класс, далеко-далеко, на тот конец школы. Пусть читают, если уже научились читать. А может, и они нам что-нибудь напишут…

Ты не умеешь еще писать? Не страшно. Скажи, что хочешь написать, а я – учитель – тебе помогу. Я запишу твои слова  правильно и печатными буквами. А ты потом спишешь. Сможешь? Это будет твой текст: ведь ты его сам придумал…

 -  А можно, я  напишу  две статьи? (Имеется ввиду не одну фразу, а две…)

 -  Конечно, можно!.. Давайте, начнем с того, что вы будете рисовать, ведь в газете должны быть и рисунки.  Пока вы рисуете, я подойду к каждому, и вы продиктуйте мне, что хотели бы написать. 

 — Я на ремесле сделал чашку…

 — Тоня – моя лучшая подруга. Она никогда не дерется.

 — Первого сентября мы с мамой пошли в столовую и потерялись…

Рисунки готовы, тексты написаны…

 — И что? — скажет опытный школьный учитель, — чему детей-то учите?  Переписывают они  слова, написанные учителем: без анализа, без понимания, без смысла…

 — Ну да, без анализа.  Ну, не объяснили семилетнему, что «мы с мамой» — это местоимение, предлог  и существительное, три разных слова – и поэтому их надо писать раздельно… А если ребенок и так, сам по себе, пишет эти слова раздельно? Он видит, как написал их учитель,  старательно выводит их своей рукой на листочке, набирает на компьютере и, — ну наконец-то! -  видит результат труда на мониторе.  Может этого достаточно, чтобы понять, что «мы с мамой» — это три разных слова?

Некоторые начинают писать сами, без диктовки учителю, в конце сентября; некоторые – к концу второй четверти.

Не будем торопиться. Пусть ребенок «копирует» фразы, написанные учителем  до конца первой, а может и второй,  четверти.  Не надо прежде времени говорить ему: «Пиши сам».  Если он никогда не видел, как пишется слово «чашка», вряд ли он напишет его правильно.

 «Копирование» — очень полезная и толковая работа.  Письмо становится простым и нестрашным делом для ребенка.  Он учится писать, как в детстве, до школы, учился говорить: слушая, запоминая, повторяя.  Он впитывает родной язык – хотелось бы сказать,  с молоком матери, — но нет, ему все-таки уже шесть лет…

И последнее, самое важное: с самого первого школьного  дня ребенок понимает, что письмо – это не переписывание пустых и странных фраз из учебника, а способ выражения своей мысли — выражения себя.

А это уже серьезно.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире