Специализация, профили, выбор предметов -  определяющий тренд российской старшей школы. 

Эта идея сплотила  учителей, родителей и учеников. Каждая сторона видит тут свою светлую грань: Учителя — возможность реализоваться в  работе  с сильными и мотивированными; Ученики  — радостную альтернативу школе, в которой  учат всех всему; Родители — довольны, что их  дети хоть чему-то радуются. Специализация с профилями стала почти национальной идеей нашей старшей школы.

 И, более того: так весь мир живет. И везде в старших классах школы – специализация: ранняя и беспощадная, с  отсевом и  невозможностью перехода. Одно слово – цивилизационный тренд.

Есть сомнения.  Довод на поверхности: а вдруг он еще не определился и  потом переопределится? Еще один: задача школы — «дать базу» и «научить учиться»,  и нечего институтские и  амбиции переносить на детей.

Есть, которые не на поверхности. Мы предлагаем пятнадцатилетним определиться, по сути – с профессией, пока они еще более-менее послушные и покладистые,  и якобы это «твой выбор» — но, конечно же, он наш: родителям, опытным менеджерам и юристам, нетрудно  пока еще убедить их, куда надо идти в жизни. Пятнадцатилетние бунтари бывают очень разумными, когда речь идет о материальных вещах.

И еще.  Это сладкое слово Выбор! Почти — Свобода! Давайте последовательными будем: выбирать — так до конца; дадим им возможность самим набрать себе часов — по интересу и нужности. Результат будет таким, примерно: Математика  — 10 часов, Английский -10 часов, Русский и Обществознание – по 5 часов. После обеда — домой!

Как нельзя референдум под пушками проводить —  так нельзя старшеклассников и их родителей, фрустированных Единым экзаменом и  поступлением, спрашивать: «Сколько часов вам надо?» Никакой ни свободы, ни  выбора —  а превращение школы в  репетиционный центр.

Однако, из  списка доводов «против» не следует, что автор – против.  Нет. Это просто размышление о том, что реализация самой либеральной идеи может привести к самым архаичным формам.

 Выбор,  без долгих и ежедневных разговоров с ними о том, что им надо в жизни — только импульсивное движение. Готовы ли взрослые к  разговору? Не о том, что надо для экзамена и  поступления — а для самого себя, в смысле — личностного становления.

 Далее следует монолог, произнесенный любимыми одиннадцатиклассниками в конце второй четверти на уроке Истории Культуры:

 —  Не мешайте, не мешайте нам готовиться  к экзамену, у нас судьба тут вся решается и  двести сорок баллов набрать надо, чтоб будущее перед нами открылось, нет-нет, не подумайте только, мы не против ни культуры, ни истории и даже против Вас лично ничего не имеем, и в восьмом классе очень даже мы с Вами книжки читали, спасибо большое; но теперь нам уже учиться пора…  Подождите, дайте договорить: учиться пора, чтоб  сдать, английский и обществознание нам нужно, математика и русский – оно само собой; Вы же понимаете: двести сорок баллов нужно!  Конечно, конечно, мы  согласны с Вами: «человеком стать» и «ценности», но человеками  —  это мы   потом, потом время будет, это же вечные, говорите, ценности – успеем значит… А сейчас  нет времени, понимаете  времени нету…

 Когда старшеклассники твердят одно: «Мне это не пригодится, экзамен не сдавать»,  —  есть ли у нас какие слова в ответ? Родители, ясно, они счастливы, что их переростки перед экзаменами взялись за ум, —  можно вздохнуть с облегчением. Но учителя? Неужели у нас никаких других слов, чтобы говорить о смысле, кроме слова «экзамен»? Эх, интеллигенция…

 — А кто говорил, что учиться надо для экзамена? Мы не…
 — Говорим, коллеги, говорим…

 Если не находим слов о сути образования — значит льем воду и плывем по течению общего тренда, который называется словом «прагматизм»: советская школа учила «всему, что накопило» – а современная российская, при поддержке  подавляющих родителей и самих старшеклассников дрейфует в сторону «что в жизни пригодится». С уважением отношусь к  родителям и люблю детей — но вопрос «куда плыть» не решается общим голосованием.

 Две вещи стоит повторять им чуть не ежедневно:
 — Мы понимаем, что для вас ЕГЭ — важное испытание,  и все сделаем, чтобы помочь вам, — и 

— Образование — это не экзамены и не «то, что пригодится», это  раскрытие самого себя, умение отличать добро, чувство красоты, готовность бороться за справедливость.

 В каком-то смысле, настоящее образование –  это как раз то, что «не пригодится в жизни».

 И вот после этого можно дать возможность им выбирать сколько угодно: предметы, учителей, профили, специализации, рисовать индивидуальные планы и траектории.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире