06:55 , 04 мая 2016

Осел, козел, косолапый мишка и трепетная лань

Каждое родительское собрание в старшей школе посвящено одному: даже не Единому экзамену, нет – процедуре его сдачи: В какой школе? Во сколько? Как пересчитываются баллы? Можно ли с собой приносить водичку? Ничего  другое родителей не интересует.  

А вот результаты опроса этих же родителей в закрытой группе фейсбука: на вопрос,  что для вас  самое главное в школе: «Подготовка к ЕГЭ» или «Что-то другое», — 45 из 47 ответили: «что-то другое». Действительно, наши родители столь радикальны в жизни или только в фейсбуке – в любом случае,  результаты опроса радуют.  Остается только определить – а что «другое»?

Вопрос переходит в конкретную плоскость, когда надо составлять учебный план и распределять часы. Понимаешь, что перед школой стоят задачи, не совместимые   друг с  другом.  Если бы их было две,  жить было б не интересно: этих задач — четыре.

Первая — очевидная — подготовка к экзамену; только снобистские школы могут говорить: мы умываем руки, не наше это дело. Если мы действительно сотрудничаем с учениками –  то  должны быть с ними по одну сторону этой баррикады: « Мы здесь и с вами; мы понимаем, что оно для вас  самое важное, и все сделаем, чтоб помочь вам». Сделать это не трудно:  много часов на математику и русский, и обществознание, крест на всем, —  и по шаблону, под копирку стучать как заяц по барабану.

Вторая задача интереснее – специализация. Всех учить всему не получается все равно — поэтому нарисуем  профиль каждому: будущему врачу — много химии и биологии, остальным пациентам — математику, английский, литературу; сколько людей — столько и профилей. Вторая задача противоречит первой: здесь надо не к тестам готовить, а к будущей профессии: есть школы, которые решают только первую задачу — и у них высокие показатели по ЕГЭ, есть — которые идут по второму пути: там учеба становится более осознанной. Сопрячь одно с другим можно, если уж очень богоизбранные  дети, но где ж их взять?

 

Для душевного здоровья старшеклассников — можно ли так сформулировать задачу школы? — было б хорошо половину часов выделить на Физкультуру, рисование, музыку, ремесла, театр.  Росли бы здоровые и радостные люди, и не нужны были б психологи, и опустели бы психиатрические палаты.  Да кто ж подпишется под такой программой?

— Ребята, вам еще час физкультуры решили поставить!

— Это заче-ем?

— Чтоб здоровыми были! Чтоб до конца года дожили! Чтоб до экзамена доползли!

— Лучше б часок математики на подготовку…

И тени  одиннадцатиклассников качались у порога.

Нет у старшей школы задачи серьезнее, чем сохранение здоровья подростков: ЕГЭ и профили – всё вторично.  Усугубляется дело тем, что они не хотят ни физкультуры, ни – тем более – искусств разных.

Каждая из трех целей другим противоречит И не совместима с ними — но это еще не всё; есть еще задачка  старшей школой — дать им хорошее образование: Не для экзамена, не для профессии даже — просто хорошее. Без профилей и специализаций, без натаскивания, Без части Цэ по математике и Эфси по английскому — просто хороший мировоззренческий курс:  Основы естествознания, Введение в гуманитарные науки, Математика, направленная на решение логических задач, Практика письма в разных жанрах, Философия,

Учить их, — как писал Платон, — добродетели, справедливости и красоте.

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире