13:22 , 05 февраля 2013

Русский язык — латынь классической гимназии

Ищем учителя русского языка. Контрольный вопрос на собеседовании: «Как вы думаете, почему многим детям тяжело дается русский язык, и как можно решить эту проблему?»

Ответы в этом году: «В компьютер много играют, американцы засорили наш язык своими словами, русский народ утратил свою идентичность…»

Это ж, братцы, радиация, а не медный купорос…

И никто из претендентов не назвал простую и ясную причину: никто не сказал о том, что, может быть, мы не так учим родному языку.

* * *

Треть детей  не могут освоить программу русского языка. Несмотря ни на что.

Несмотря на то, что их родной язык.

И на то, что это главный предмет в школе.

И на то, что они занимаются дополнительно с репетиторами.

(А ведь речь идет не о написании художественных текстов — об элементарной грамотности).

И почти никто – признаемся себе – кроме круглых отличников, не любит этот предмет.

 

Что делать?

Или усилить муштру, или искать  другие подходы.

 

Первый класс, урок русского:

— Дети, сегодня вы можете написать письмо второму классу…

— По правде? Это будет  настоящее письмо!?

 

На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка («двоечники» в первых рядах):

— Можно, мы уже начнем писать?

 

Десятиклассники на последнем уроке, когда и в футбол сил нет играть, учредили  клуб «Манускрипт».

Чтобы читать другу свои стихи и прозу.

Чтобы писать!

 

Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..».

Он не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу …»

Любит играть в театре – о, это настоящая игра!

Рисунок, театр,  музыка, лепка  – это возможность раскрыть себя другому человеку.

Такова потребность ребенка.

 

Есть еще одна потребность, страсть. Это письмо.

При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений.

 

Писать – это выражать себя.

Писать о себе, своих чувствах,  мыслях, фантазиях. 

Только это есть настоящее письмо; остальное – каллиграфия.

 

Стоп! Это невозможно…

Сначала надо научиться писать правильно – а пока будем разбирать слова по составу…

(Деепричастие проходят  в 8 классе –  значит, ученики не могут использовать деепричастия в своих текстах?)

 

Не писать, пока не научишься писать.

Молчать, пока не научишься говорить.

Стоять, пока не научишься бегать.

Не дышать, пока …

 

Учитель входит в класс. Тема урока -  игра в футбол: траектория  движения  мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах.  Сдадите  экзамен по теории — пойдете на поле…

Русский язык учим именно так. Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки… Тексты на свободные темы?  У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем!  У нас — программа. Пишите свои тексты на  уроке литературы (истории, биологии, физики, химии)  – это  не имеет отношения к русскому языку.  Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…

 

Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка – есть грамматический курс! 

Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем.

Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии.

Мертвым языком.

 

Безграмотность – полбеды.

Мы лишили детей возможности  выражать себя через лист бумаги.

Ребенок заканчивает школу – ни разу, ни по какому поводу, ни строчки не написав от себя.

Кроме открытки маме на день рождения. (Об СМС – не говорим)

 

Всё равно, что скульптору сказать: не подходи к мрамору!  Или художнику: не трогай кисти!

Поэтому многие взрослые  не могут написать  и  двух строк.

 

Один лишь вопрос:  что для нас язык: умение ставить запятые или  выражение мысли?

Писать надо грамотно (кто спорит?)

Но когда 11 лет школьной жизни,  2000 часов  времени отдано, чтобы писать без ошибок…

Не времени жалко — на алтарь запятых положена возможность писать и думать.

Зачем  нужны запятые, если к концу школы человеку уже сказать будет нечего?

 

А здоровье? Психическое, по крайней мере?

Сколько сил, нервов, слез, сколько тетрадок порвано и брошено в ведро –

чтобы был красивый почерк, чтобы в суффиксах отглагольных прилагательных он ставил одну (или две?) «н». 

 

Мы ж не требуем, чтобы выпускник школы пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал. 

Абсолютная грамотность  — удел великих писателей и Розенталя.

Пусть будет несколько ошибок – лишь бы писал!

 

К чему весь этот горький сарказм? 

Чтобы увидеть абсурдность ситуации.

Русский язык –  главный предмет в школе.

Все силы (и ребенка, и взрослого) брошены на то, чтобы писать без ошибок.

И в итоге, значительная часть детей не может выполнить программу  на  честную «тройку». 

Как ни заставляй.

 

Притом,  что все, абсолютно все дети, хотят писать.

Любят писать.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире