По сравнению с синодальным переводом я сократил некоторые заповеди, чтобы акцентировать смысл.
Итак – заповеди и комментарии: как люди, обвесившие крестами и себя, и своих грудных детей, настроившие церквей и уверенные, что они верующие, соблюдают десять заповедей.
- Я Бог; да не будет у тебя других богов.
Кто наши боги? Кому мы служим верно и преданно? Их имена известны: Деньги, Карьера, Благополучие, Семья, Государство… Это боги реальные. Они самоценны и могущественны в своем влиянии на наши жизни. А Бог за всем этим? Его просто нет. Мы и не понимаем, да и не рвемся понять, Что Это Такое.
- Не сотвори себе кумира, не поклоняйся им и не служи им.
Традиция поклонения святым, идущая от языческого поклонения духам предков («Чур, [защити] меня»), не самое неприятное здесь. Неприятное – множество иных кумиров – образцов для подражания: бандиты, лицемеры, лгуны, убийцы. Я уж имен называть не буду – сами назовёте.
- Не произноси имени Бога напрасно.
А мы иначе Бога не поминаем. Бога мы призываем освящать орудия убийства. Освящать награбленное. Богу мы молимся о болезни соседа. С именем Бога учим убивать. С именем Бога лжем и лицемерим.
- Помни день субботний, чтобы святить его.
Ну, этой заповеди просто никто не понимает. Да и не стремится.
- Что отца твоего и мать твою.
Посмотрите на наших стариков. Особенно – на одиноких.
- Не убивай.
Одобряющий в душе убийство становится убийцей сам. Злой – убийца. Остальное додумйте сами. Возьмите для примера хоть историю с Боингом. Или помельче – реакцию пишущих кириллицей комментарии на извинения «Новой газеты» (почитайте, если не читали: контраст между комментариями, написанными на русском и написанными на английском, исключительно русофобен). Или возьмите покрупнее – отношение общества ко всей авантюре РФ на Украине. Или другие эпизоды новейшей российской истории. Вы найдёте, что взять.
- Не прелюбодействуй.
Вот с этим у нас хорошо. Прелюбодействуют не все. Есть ведь дети, не знающие, что это такое. И старики, утратившие к этому интерес. А вот остальные?.. Большинство – вполне открыто. Остальные – в душе. Впрочем, это не самый большой наш грех.
- Не кради.
Без комментариев.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Потоки лжи льются безостановочно. Нет, кажется, такой лжи, которую мы не подхватили бы и не стали повторять. От непонимания? Да, конечно. Но в основе этого непонимания – нежелание понимать. Желание обманывать себя самого, прежде всего. Желание клеветой на соседа возвысить себя, и прежде всего, в собственных глазах. Наивность, скажете? Детская наивность? Не такая уж и наивность, если всмотреться внимательней.
- Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Зависть и желание схватить «свой» кусок правят нашей жизнью. Ведь за редчайшими исключениями все крупные состояния были созданы путем захвата «что у ближнего твоего». И это дело, отъем у ближнего, тоже стало общественным кумиром. Ведь все уважаемые люди отнимали и отнимают. Значит, отнимать хорошо. Отсюда и ликование по поводу крымнаш. Ведь хороший же кусок!
Вот я и хочу спросить: может без религиозного возрождения мы были поближе к Богу?