Завтра День Победы. Мой отец прошел всю войну, брат в 17 лет ушел добровольцем и успел два года повоевать. В общем, праздник семейный. Поэтому и относиться безразлично к тому, что происходит сегодня вокруг этого праздника, мне трудно не только по уму, но и чисто эмоционально.

Победу пытаются приписать Сталину, а знамя Победы сделать знаменем борьбы со свободой, или, как поднаторевшие в пропагандистской риторике интернет-авторы называют это, борьбы с либерализмом. Любые попытки говорить об изнанке Победы воспринимаются в штыки почти в буквальном смысле слова.

Люди не слишком далекого ума полагают, что они так защищают нашу гордость и славу. Понять, что так можно только ее оболгать, им не хватает не то ума, не то души, не то и того и другого вместе.

Что это за люди? Среди них есть, наверное, и ветераны. Но едва ли многие… Ведь и самым юным из ветеранов сегодня за 85. А средний возраст мужчин в нашей стране вы знаете сами. Но дело не только в этом и не столько.

Война была страшным испытанием для прошедших ее. И мне не пришлось видеть никого из воевавших, кто с ликованием вспоминал бы это время. Нестарых мужчин, плачущих на Мамаевом кургане, я помню. А чтобы кто-то рассказывал, как он бежал в атаку «за Родину, за Сталина» — нет, такого не было. В массе своей фронтовики вообще не любили вспоминать это время. Слишком оно было горьким, или, как сказали бы современные психологи, травматичным.

И сегодня на Победе пытаются спекулировать и делать себе политический капитал совсем не те люди, которые делали Победу. Делатели Победы вообще не гонялись ни за каким капиталом. И они отнюдь не млели при имени Сталина, во всяком случае, большинство. Иначе бы не был воспринят страной с таким энтузиазмом и 20-й съезд, и с чуть меньшим энтузиазмом — последующий вынос Сталина из мавзолея.

Были в СССР и сталинисты, но массово культ Сталина сохранялся только в Грузии. Там без тоста за Сталина не обходилось ни одно застолье. А кто помнит такое в России?

Причины российского неосталинизма просты. Высший пик славы России был достигнут во время правления Сталина и в последующие 10-20 лет после его смерти. И вполне естественна ностальгия по тем временам. Особенно со стороны тех, кто не помнит, а только что-то слышал о них. А ведь самым молодым из более-менее отчетливо помнящих сталинское время сегодня тоже за 70.

А дальше начинаются проблемы с логикой. Много людей просто не в состоянии разделить «во время Сталина» и «благодаря Сталину». Им не придет в голову приписывать победу над Наполеоном Александру Первому. Так их учили в школе, и пока что на их головы не обрушились потоки пропаганды, заставляющие их изменить школьному учебнику. Со Сталиным же история иная: здесь пропагандисты уже успели поработать.

Вместе с тем, элементарная логика должна была бы подсказать им, что очистить великую Победу от грязи, без которой не бывает никакой военной победы, можно только одним способом: не замалчивая эту грязь, а выявляя ее, не оправдывая, а стыдясь и стыдом грязь смывая — другими способами смыть ее нельзя. И те, кто делают именно это, не «крадут нашу победу», а чистят, не умаляют, а усиливают ее блеск. В частности — и потому, что правда о войне показывает, в каких страшных условиях она была завоевана.

Было все — и заградотряды, и смерш, и неоправданные жертвы, и жестокость, и желание выслужиться у одних командиров и нежелание рисковать собственной уже даже не карьерой, а жизнью у других. Были и предательства. Были и просто ошибки. Были — а куда им деться — и обычные людские слабости. Было очень много ненависти к врагу, и ненависть эта находила себе выход. Да, и было бы слюнтяйским прекраснодушием сказать, что ненависть эта была беспричинной. В общем, было много правды жизни, о которой сорок лет говорить было запрещено, но которая, как и любая правда, не могла оставаться тайной вечно.

Вероятно, не у всех, кто стал пытаться рассказывать правду о войне, хватило такта не перегибать палку. Не у всех хватило художественного таланта. Количество военной чернухи в нашем чернушном кинематографе, естественно, зашкаливает и часто оказывается дальше от правды жизни, чем лакированные фильмы соцреализма. Но вся эта кинохалтура объясняется отнюдь не происками идеологических врагов, а тем же самым, чем объясняется остальная кинохалтура — падением профессионализма и общей культурной деградацией.

Но все это не может служить поводом для оправданий отказа видеть свою историю такой, какой она была, а не такой, какой нам хотелось бы ее видеть. Поводом для самообмана и самооправдания.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире