13:36 , 24 апреля 2011

Новый удар по отечественной науке и образованию

Многое за последнее время было сказано Дмитрием Медведевым о модернизационном и инновационном путях развития России. Сильные и трогательные слова о будущем российских детей прозвучали в рамках последнего Послания Президента Федеральному Собранию. Но, увы, как это часто случается в наших широтах, в этих наиважнейших и тесно связанных между собой вопросах актуальная действительность радикально и в корне противоречит курсу, обозначенному главой государства.

На сегодняшний день в целом по стране, а в Москве форсированными темпами, идет процесс реорганизации лицеев и гимназий в обычные общеобразовательные школы. Причем делается это под предлогом обеспечения равных прав учащихся.

Действительно, обучение лицеиста обходится казне в два раза дороже, чем обучение обычного школьника. По логике чиновников, подобная практика является несправедливой и способствующей социальной напряженности. Поэтому, как считают, например, в Департаменте образования Москвы, следует восстановить справедливость путем постепенного и негласного расформирования существующих лицеев.

Каким образом выиграют от этой инициативы учащиеся? И каким образом выиграет страна, лишившись специфических научно-образовательных центров?

Идея уравнять в правах и ввести единый норматив финансирования для всех общеобразовательных учреждений может показаться обоснованной и демократичной лишь людям недалеким или неосведомленным.

Ведь, как известно, существуют различные категории детей, чье обучение в принципе является более затратным, чем обучение большинства их сверстников. К ним относятся дети с отставанием в психическом развитии, дети-инвалиды и, что крайне важно, одаренные дети. В масштабах 140-милионной России и 10-миллионой Москвы их очень большое количество.

Именно для одаренных детей, для развития их потенциала существует система лицейского образования. Это особые учреждения, в которые набирают старшеклассников с незаурядными способностями, где для них создается особая образовательная среда.

В то время, как уровень образования во многих обычных школах деградирует (этому есть свои объективные причины), в то время, как требования методистов становятся все более невнятными, российские лицеи, работающие по программам углубленной профильной подготовки, продолжают, несмотря ни на что, поставлять стране мотивированных абитуриентов ведущих вузов, в будущем — высококвалифицированных специалистов. Поэтому повышенная затратность этих учреждений — это не блажь, но грамотные инвестиции в будущее России.

Совсем недавно на «Эхо Москвы» попала информация о возможном закрытии в Москве «Лицея на Донской» и создании на его базе общеобразовательной школы.

«Лицей на Донской», он же Лицей №1553, является уникальным учебным заведением с длинной и интересной историей. О ней лучше всего расскажет научный руководитель Лицея, Александр Владимирович Леонтович. А кадры из классов и коридоров будут лучшим доказательством того, что ни рубля из денег налогоплательщиков в этом лицее не пропадает даром.



«Лицей на Донской» — это не только прекрасно оснащенное здание и оборудованные аудитории, это, в первую очередь, уникальный научно-образовательный центр. Лицей тесным образом сотрудничает с профильными институтами Российской академии наук, большинство его преподавателей являются сотрудниками различных НИИ, многие имеют ученые степени.

На базе Лицея устраиваются чтения имени В.И.Вернадского (в них ежегодно принимает участие более 1000 учащихся из Москвы и почти 300 городов и населенных пунктов более чем 65 регионов России), защиты научных работ, проводятся экспедиции, организуется работа при учебных кафедрах МГУ. Учащиеся успешно отстаивают честь страны на международных конференциях. До половины выпускников Лицея поступают в Московский государственный университет, и только в этом году 10 выпускников стали победителями Всероссийской олимпиады «Ломоносов».

Работа в Лицее продолжается до вечера. Действуют кружки, секции, дополнительные занятия, работает собственная киностудия. Здесь усердно, целенаправленно и, главное, бесплатно готовят настоящую элиту России. Не углеводородную — но научную, культурную, управленческую.

Здесь созданы все условия для развития личности в рамках технических, естественных и гуманитарных дисциплин, в рамках культуры, искусства и спорта. И при этом очень заметно бережное отношение к бюджетным средствам — закупленное оборудование не пылится (обратите внимание на кадры с уроков химии и физики — а ведь учителя не были предупреждены о том, что их будут снимать), в компьютерных классах бывает пусто лишь во время обедов. Эта бережность проявляется даже в том, что директор Лицея, Ольга Данииловна Калачихина, строго следит за тем, чтобы нигде не горел лишний свет.

Возникновение на месте Лицея простой школы приведет к исчезновению целого культурно— и научно-образовательного комплекса. Не будет возможности проводить целевой отбор одаренных юношей и девушек, пропадут контакты с научной средой, будет урезано финансирование. А ресурсы Лицея не будут востребованы — им просто не окажется места в школьных программах.

И главное: ведь далеко не факт, что если «Лицей на Донской» будет распущен, то на его месте действительно возникнет школа. На данный момент в близости от Лицея находятся целых три школы. В школе №649 на 550 мест приходится 200 учеников, школа №525 и вовсе сокращается из-за недобора. Открыты для новых учащихся двери школы №627…

Бездарно и без какой-то понятной причины страна может лишиться будущих Сперанских, Менделеевых, Станиславских.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире