Пятьдесят лет назад, в мае 1969 года, в США вышел фильм Денниса Хоппера «Беспечный ездок». Картина имела историческое значение – она подвела последнюю черту под эпохой старой «фабрики грёз» и окончательно утвердила приход Нового Голливуда – «Новой американской волны». Старый Голливуд в 1960-е годы уже окончательно набил оскомину американскому зрителю – своей театральной условностью, застарелыми штампами и клише, цензурными ограничениями, прописанными в «Кодексе Хейса» – страшно подумать! – ещё в 1930 году.

Американская молодёжь шестидесятых, не видя в отечественных фильмах отражения своих настроений и стремлений, с интересом смотрела на авторские работы европейских мастеров. Их родители, казалось бы, привычные к стилистике «золотого века Голливуда», не могли спасти положения, так как массово обзавелись телевизорами и походу в кинотеатры стали предпочитать домашний просмотр множащихся телесериалов. Именно в этих условиях в США начинают появляться кинокартины совершенно новой формации – независимые, неординарные, авторские, свободные от диктата торгашей-продюсеров – «Выпускник» (1967), «Пловец» (1968), «Беспечный ездок» (1969).

Почти бессюжетная кинолента, в которой два неразлучных друга встречают удивительных людей, фиксируют причудливые образы и приметы ускользающего времени, неумолимо уходящей в прошлое старой Америки; на дворе 1969 год.  

Абзацем выше изложен синопсис сразу двух фильмов. Первый – это уже упомянутый «Беспечный ездок» Дэнниса Хоппера. Второй – это вышедший спустя ровно полвека, в мае 2019 года, «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. В этих картинах разные герои – два байкера в первой, актёр среднего пошиба и его дублёр-каскадёр – во второй. Ленты совершено по-разному представляют, в чём же состоит сущность ускользающей американской реальности на рубеже шестидесятых и семидесятых. Но общего в них больше; да и едва ли новую работу Тарантино, почти трёхчасовой нарратив, лишённый привычных нам «завязки – основной части – развязки», можно понять без знакомства с «Беспечным ездоком». На это нам намекает и сам режиссёр: недаром одного из героев «Однажды в Голливуде» в какой-то момент обзывают «Дэннисом Хоппером».

Ситуация полувековой давности в чём-то повторяется. Снова телевизионные сериалы теснят голливудскую продукцию, переманивая к себе зрителей. Снова начинают надоедать однотипные блокбастеры (обновлённые, они с триумфом взошли на экраны в 1980-е, держатся за них и сегодня). Станет ли непривычно длинная, нарушающая многие принципы кассовой картины, работа Квентина Тарантино новой революционной страницей в истории американского кино – подобно «Ездоку»? Вряд ли. Квентин Тарантино, в отличие от Дэнниса Хоппера в 1969 году, лицо уже не новое, и уж тем более не новы лица исполнителей главных ролей – Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта, которые сами по себе способны собрать кассу едва ли не любому фильму (можно сказать, что эксперименты Тарантино надёжно застрахованы). Революции, наверное, не случится, но всё-таки время ещё покажет, насколько велико или же мало значение «Однажды в Голливуде» для истории американского кино.

К какому жанру можно отнести «Однажды в Голливуде»? На мой личный взгляд, это в первую очередь фильм-фантазия. Немного даже детская. Ребёнок может помечтать о том, как он победит самого Брюса Ли; ребёнок способен уйти из страшной реальности в мир своего воображения, в котором всё окажется не так, как было на самом деле: злодеи побеждены и унижены, а хорошие люди живут долго и счастливо. Сочетание фирменного тарантиновского постмодернизма и ребяческого фантазёрства (очень сильного в своей непосредственности и искренности) – это одна из главных и лучших составляющих нового фильма.    

Некоторая детскость нисколько не умаляет психологических качеств картины. Более того, присутствующая в «Однажды в Голливуде» бессюжетность, о которой было написано выше, выводит именно психологию главных героев на первый план. Интереснее всего наблюдать, как персонажи отражаются друг в друге. Актёр (Ди Каприо) напряжением сил играет крутого ковбоя, его дублёр-каскадёр (Брэд Питт) – таков такой от природы. Другой важный персонаж фильма, женский, пусть не очень глубок, существует для того, чтобы украшать собой мир – и режиссёр не смеет попрекнуть её простотой, напротив, находит в ней святую и неприкосновенную красоту. 

«Однажды в Голливуде» – пожалуй, самый сложный из фильмов Квентина Тарантино. Причём сложнейшая часть работы начинается после просмотра, когда фильм закончился, а ты пытаешься понять – «что же я только что увидел?» Не уверен, что автор данных строк выполнил эту домашнюю работу хотя бы на «тройку». Режиссёр задал трудную задачку, и решать её зрителям придётся, скорее всего, коллективно.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире