На «Батальонъ» шёл за компанию и с неохотой. Был уверен, увижу очередной – десятый… сотый… двухсотый образчик нового отечественного «патриотического» кино: когда выделенные на фильм средства разбазариваются, а по остаточному принципу снимается такая, простите, лажа, что просто стыдно перед ветеранами. И перед ветеранами войн, которым номинально посвящён тот или иной новоиспечённый ширпотреб, и перед теми ветеранами советского кинематографа, которые в своё время создавали для нас настоящее кино, а не что-то наподобие.

Но на деле оказалось не так уж и плохо. «Батальонъ» – самого что ни на есть среднего уровня фильм, который вроде бы никому и смотреть не посоветуешь, но, однако, и от просмотра отговаривать не станешь. Фильм не то чтобы понравился, но по окончании сеанса о потраченных деньгах не сокрушаешься. Как ни прискорбно, для нашего кино – в его нынешнем виде – это уже дорогого стоит.  

Почти каждому ведь наверняка знакомо это отвратительное чувство неловкости, которое возникает при просмотре насквозь фальшивых и наигранных лент. «Батальонъ», в отличие от большинства российских военных драм, это чувство вызывает лишь в каких-то отдельных эпизодах. Эти эпизоды – словно укол иголкой. Да, неприятный, но это вовсе не та продолжительная зудящая боль, которая в других случаях – в других российских фильмах – побуждает выбежать из кинотеатра и поскорее скачать себе что-то нормальное.

 

«Батальонъ» режиссёра Дмитрия Месхиева посвящён 1-му Петроградскому женскому Батальону смерти под командованием унтер-офицера (позднее – подпоручика) Марии Бочкарёвой. Батальон, почти целиком состоящий из женщин, был сформирован Временным правительством, дабы пристыдить находившуюся в стадии разложения Русскую армию, которая массово отказывалась защищать Отечество и воевать против сил Центральных держав.

 

Картина имеет двухчастную структуру, подобную великой «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика. Первая часть фильма – это «учебка», где героини знакомятся с военным делом, а зритель знакомится с ними; во второй части героини отправляются на фронт и принимают участие в боевых действиях. В «Батальоне» есть даже некоторые прямые цитаты из кубриковского шедевра, например, сцена с бритьём новобранцев наголо.

 

Единовременно в кадре можно наблюдать до 150 женщин в военной форме – большинство из них, что логично, являются статистами и второстепенными персонажами. Удовольствие от просмотра «Батальона» находится в прямой зависимости от того, кто именно из героинь в тот или иной момент выходит на передний план. Так, например, некоторые актрисы смотрятся на экране столь противоестественно, что окончания сцен с ними ждёшь как какого-то облегчения. Но их бесталантную игру потом более-менее уравновешивают исполнители других ролей. Очень достойно справилась со своей ролью Мария Аронова, сыграв командира батальона Марию Бочкарову. Аронова порой в одиночку вытягивает на себе откровенно слабые эпизоды. К сожалению, и ей пару раз хочется крикнуть «не верю!» – когда актриса откровенно переигрывает или волею режиссёра начинает вдруг изображать эмоции, противоречащие характеру изначально заявленного персонажа.

 

Так или иначе, Мария Бочкарёва почти единственная, кто запоминается среди многих героинь «Батальона». Большинство персонажей, увы, прописаны донельзя поверхностно, актрисы большей или меньшей самоотдачей отыгрывают в основном какие-то плоские типажи. Режиссёр, казалось бы, налаживает какое-то взаимодействие между героями, прописывает личные отношения, конфликты на социальной и национальной почве, только выходит оно всё, увы, на уровне кукольного театра. Полторы сотни женщин различного социального статуса и образа жизни добровольно записываются в рядовые формирующегося батальона, готовые отправиться в страшную мясорубку Первой мировой. А внятной мотивации нет ни у одной!

Как ни странно, неживым и обезличенным героиням всё-таки сопереживаешь. Именно по той простой причине, что они – героиНИ, молодые женщины, отправленные на фронт, где враг вовсе не будет делать им каких-то скидок. Данное обстоятельство во многих отношениях просто спасает фильм. Действия персонажей импульсивны, необдуманы, часто противоречат логике и здравому смыслу, особенно когда дело доходит до непосредственного соприкосновения с противником. Внимательный зритель увидит, что у некоторых бойцов даже штыки присоединены к винтовкам неправильно. Но всему есть заведомое оправдание: чего же ещё следовало ожидать от плохо подготовленного женского батальона под командованием женщины в чине унтер-офицера?

Драматургия и режиссура в «Батальоне» не то чтобы совсем слабые – скорее очень неровные. Как и с актёрской игрой – где-то веришь, а местами морщишься от фальши. При этом в сценарии какой-то переизбыток «неожиданных встреч». Во всякой военной драме может быть показана одна какая-то невероятная встреча посреди протянувшейся на сотни километров линии фронта. Но четыре таких эпизода для двухчасовой картины – это совершенный перебор! Выходит какая-то пародия на индийское кино.   

 

В целом, «Батальонъ» Дмитрия Месхиева – лента среднего пошиба, пригодная, в общем, для просмотра, особенно если с девушкой. Видно, что картину делали действительно с душой, выделенные деньги тратили по назначению. Это и позволило «Батальону» держать какую-то планку, пусть и невысокую. Повторюсь: опыт просмотра российских «патриотических» фильмов заставлял ожидать много худшего.

Думаю, что «Батальонъ» в будущем будет представлять определённый интерес для исследователей эпохи, в которой мы сейчас живём. Ведь не секрет, что любая кинокартина в той или иной степени отражает не только художественные замыслы режиссёра, но и актуальные проблемы своего времени. Тот же Стэнли Кубрик снял свой фильм о Первой мировой – «Тропы славы», где очень жёстко прошёлся по французскому генералитету, – аккурат после Суэцкого кризиса, рассорившего Францию и США (во Франции ленту тогда запретили).

В «Батальоне» многое выдаёт дух нынешней официальной идеологии. Через весь фильм проходит мысль о вреде либерализма, который-де развращает людей и расшатывает страну изнутри. Не бездарная политика свергнутого самодержца, но именно либеральные идеи привели, согласно фильму, Империю на грань катастрофы. Председатель Временного правительства Керенский представлен в «Батальоне» злым карикатурным либералом, который таки дорвался до власти и теперь ведёт Россию к пропасти. Себя же он ведёт малоадекватно, никак не желает слушать здравомыслящих приверженцев жёсткого порядка твёрдой рукой и стройной «вертикали власти». Отказавшиеся от борьбы с оккупантами, солдатские комитеты показаны в фильме хорошо читаемой пародией на российскую либеральную оппозицию: разваливают армию, бороться за Россию не хотят, науськаны лживой пропагандой немецких агентов, готовы сдать Родину европейцам за палку колбасы и другие вражеские подачки. Разнузданной либеральной вольнице противопоставлены «традиционные ценности», в центре которых – патриотизм и православие.

 

Улавливая настроение власти, создатели картины идут ещё на один интересный шаг. В последние годы в России на официальном уровне декларируется хорошее отношение к евреям, моду порой задаёт сам президент. А зрители Первого и канала и ВГТРК могли заметить, что обвинить оппонентов России до кучи и в антисемитизме стало для центрального ТВ просто хорошим тоном. В соответствии с актуальным духом времени постановщик вводит в фильм представителя национального меньшинства – молодую еврейку. Девушка в исполнении актрисы, выбранной, кажется, по принципу максимально семитской внешности (к слову, очень красивой), станет образцом благодетели и целомудрия, а в критический момент боя спасёт товарищей, накрыв собой немецкую гранату.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире