Складывается впечатление, что планы по введению теологии в вузах – это часть реформы образования, уничтожающего гуманитарную науку. И дело совсем не в том, что теологии не может быть в светских вузах, наоборот, кафедры теологии, углубленно изучающие христианское или мусульманское наследие помогли бы поднять на новый уровень религиозное образование.

Однако на сегодняшний момент теология прямо заменяет и вытесняет гуманитарную светскую науку о религии – религиоведение, социологию религии, историю религии (хотя иногда возникает и другой вопрос – а было бы что вытеснять). На совещании 28 ноября 2012 года «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», где присутствовали и представители РПЦ, власти и РАН патриарх Кирилл прямо сказал, что специалистов по религии нет, и их должны готовить именно кафедры теологии.

Когда дело доходит до того, чем реально будут заниматься кафедры теологии, оказывается, что у них нет другого смысла существования, кроме паразитирования на религиоведении и социологии религии. Это происходит в силу того, что в регионах уровень богословского образования чрезвычайно низок для создания кафедры, а священники РПЦ, которые основывают кафедры и возглавляют их – это скорее гуманитарии-энтузиасты. Изредка удается привлечь и религиоведов, философов на кафедры теологии, но тогда они и становятся «религиоведением» с внешним ритуальным сотрудничеством с епархией. Помимо этого, как правильно говорил патриарх Кирилл на совещании, все зависит от востребованности кадров – нужны учителя ОПК, но учителей воспитывают педвузы и многочисленные курсы повышения квалификации, которые организуются также при участии епархий. И что самое важное, нынешний модуль ОРКСЭ глубоких богословских знаний не требует и основывается на равном, «светском», отношении ко всем религиозным традициям. Из поправок РПЦ к Закону «Об Образовании», правда, ясно, что кафедры теологии особенно понадобятся, когда будет усилен православный компонент в образовании, появится больше православных гимназий и преподаватели ОПК должны будут утверждаться Церковью.

На сегодняшний момент кафедры теологии в большинстве регионов не высокого качества, есть целый ряд случаев, когда кафедры или отделения теологии были основаны, а потом закрыты (например, в Брянске), а выпускникам ничего не остается, как изображать из себя религиоведов, чтобы как-то устроится.

Проблема хороша видна на примере выступлений митрополита Илариона, как во время открытия кафедры теологии в МИФИ 15 октября 2012 года, так и на совещании 28 ноября. Владыка Иларион закладывает основы преподавания теологии в России в русле академической европейской науки. Это означает, что теология в светском вузе и в духовном должны быть разными дисциплинами, а работа кафедры теологии должна быть согласована с кафедрами других общегуманитарных дисциплин. Для расширения (или скорее прощупывания почвы) диалога религии и науки Общецерковная аспирантура, возглавляемая владыкой Иларионом довольно успешно инициирует дискуссии о науке и религии. Тот импульс, который задан митрополитом Иларионом, безусловно, правилен и адекватен современному месту теологии в американской и европейской системах образования, а значит будущее у теологии в вузах России достаточно большое.

Но проблема возникает, как только доходит до реального воплощения теологического образования. Вот как после заседания Ученого совета в МИФИ митрополит Иларион обосновывал непосредственно студентам, зачем им нужна кафедра теологии.

Знание о религии в целом: «преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого».

Самопознание: «Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции».

Диалог религий: «я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций».

Священники РПЦ расскажут о веротерпимости и о других религиях: «На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы  хотел пояснить, что сегодня в России – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания, в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям».

Различия  тем, чем занимается религиоведение или философия религии минимальны. Вызывает большое сомнение и степень веротерпимости православных священнослужителей, которые, к примеру, говорят о других христианских конфессиях, как о «страшных сектах».

Конфликт и противоречие уже заложены в этом эксперименте по «диалогу науки и религии». Но я склонен думать, что виновата в этом не Церковь, а светская наука: религиоведение перестало быть живой наукой, оно остается теоретической наукой, которая часто сохранила не самые лучшие советские традиции или превратилась в историю методологии или историю религий. На почве методологии вряд ли можно сотрудничать. Практическая социология религии существует отдельно, и Церковь пока мало интересует (цифры далеко не всегда обнадеживают тех, кто мечтает о «Святой Руси»), хотя именно эта дисциплина, наряду с философией религии, самый лучший кандидат на диалог науки и религии.

И самое главное – мало договориться на уровне ректора о кафедре теологии и заявить о диалоге, нужен хотя бы один реальный совместный научный проект.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире