rodnyansky_a

Александр Роднянский

13 января 2019

F

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Вот я и решился — в ответ на недоуменные вопросы многих из вас о «Роме» Альфонсо Куарона. Мехико, 1970 год. Девушка-индианка Клео работает в доме зажиточного врача и его жены-преподавателя. Заботится о четырех детях, о бабушке семейства, убирает в доме и за вечно гадящим псом. Все традиционно — Клео встречается с молодым человеком, беременеет, отец ребенка сбегает. В это же время от хозяйки уходит муж, оставляя четырех детей. Эпизоды семейной гармонии и горя, частных драм и большой истории — обманчиво камерная история впускает дух времени, который норовит разбить окно, а то и голову если не землетрясением, то полицейской дубинкой. После невероятного успеха «Гравитации», Куарон позволил себе невероятную для Голливуда роскошь – возвращения в собственное детство. Так, как это сделали Федерико Феллини в «Амаркорде», Ингмар Бергман в «Фанни и Александре» и Алексей Герман в «Мой друг Иван Лапшин». Куарон демонстрирует баланс между блистательным профессионализмом и подлинной эмоциональностью, даже поэтичностью, что и делает его великим режиссером. Интимность рождается не из реальных воспоминаний, а из столь знакомого каждому детского чувства волшебного. Поэтому и черно-белое изображение в фильме: запруженные странными машинами улицы, кинотеатр, в котором показывают кино с Луи де Фюнесом, силуэты Клео и ее возлюбленного в темном зале. Беременная Клео приходит на осмотр к гинекологу и застывает у стекла, глядя на новорожденных; вдруг начинается землетрясение, и груда камней падает на прозрачный бокс с младенцем. Но стекло неожиданно выдерживает давление. Клео встречает здесь предсказание еще не случившегося. Масштаб «Ромы» вырастает из множества будничных катастроф, в которых одни умеют увидеть предзнаменование, а другие нет. Ошибкой будет, на мой взгляд, увидеть в фильме Куарона лишь трогательную мемуаристику. Фильм работает на каждом уровне, но для меня это кино о том, как глобальное вторгается в личное. Что обидно, — восхитительное изображение немногие смогут оценить на большом экране, ведь Netflix жестко борется с кинопрокатом, отдавая приоритет собственному стримингу. Что и стало причиной конфликта с Каннским фестивалем.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Отвечу на вопрос, который мне уже многие задали об итогах Золотого Глобуса. Показательно, что в этом году вместо обсуждения результатов большинство журналистов и изданий сосредоточились на «девочке Fiji» — рекламной модели, нанятой компанией-производителем воды, чтобы угощать прибывающих на церемонию звезд. Девочка «зафотобомбила» практически всех звезд на красной дорожке и оказалась в центре обсуждения ключевых мировых изданий, затмив собой результаты церемонии, которые многих разочаровали.

В отсутствие явного фаворита в конкурсе фильмов-драм в этом году, члены HFPA — Ассоциации иностранных журналистов , которая вручает «Золотой глобус», голосовали под влиянием успешных пиар-кампаний, проведённых студиями. Этим, на мой взгляд, и объясняется неожиданная победа «Богемской рапсодии», так удивившая многих профессионалов и критиков. Я уверен, что голосовавшие выбирали между «Рапсодией» и другим звездным и эмоциональным фильмом — «Звезда родилась» и результат говорит не столько о достоинствах этих картин, сколько об эффективности, с которой студии их продвигали.
Традиционно «Золотой глобус» рассматривается и как некий индикатор того, кто будет бороться за главную премию — Оскар. В случае с «Богемской рапсодией», я сомневаюсь, что фильм даже будет на Оскар номинирован. А вот три награды в конкурсе комедий/мюзиклов у отличного фильма «Зеленая книга» — это серьезная заявка на будущие номинации. Уверен, что эта картина сможет побороться за Оскар и в категории «Лучший фильм», и в категории «Лучший сценарий», а Махершала Али и Вигго Мортинсен — за актерские номинации. В борьбе за приз за мужскую роль Мортинсен столкнётся с Кристианом Бейлом, которого, скорее всего, номинируют за роль Дика Чейни в фильме «Власть» (он выиграл в этом году Глобус и со сцены поблагодарил Сатану за эту победу). Обе эти роли потребовали от актеров серьезного изменения внешности — возраста и веса — а Академия традиционно такие усилия со стороны актеров очень ценит. И напоследок о моем фаворите: после двойной победы на Глобусе фильм Альфонсо Куарона «Рома» — очевидный фаворит в оскаровской гонке в категории «фильм на иностранном языке» и серьезный претендент на премию режиссуру.

Оригинал

Выбрать лучшие сериалы было довольно сложно – все-таки сегодня, в новый золотой век телевидения, достойных выходят десятки… Поэтому я назову лишь те, которые вызвали у меня эмоциональную реакцию. Сразу оговорюсь, сериалы я смотрю много меньше, чем фильмы, поэтому
в итоге выделил лишь пять.

1. Израильская драма «Фауда». Я уже писал о ней отдельно и поэтому ограничусь напоминанием: это история о бойцах спецотряда израильской армии под названием «мнимые арабы» — чьи бойцы выглядят, как арабы, говорят на безупречном арабском, знают в мельчайших деталях уклад жизни, религиозные и культурные обычаи и могут «сойти за своего» в любом поселении на другом берегу реки Иордан. Что важно – и палестинцы, и израильтяне в сериале – не супергерои или суперзлодеи, а настоящие, живые и сложные герои. Именно поэтому в арабских (!!) странах этот сериал пользуется не меньшей популярностью, чем в Израиле.

2. Еще десять лет назад «Патрик Мелроуз» наверняка стал бы не мини-сериалом, а фильмом – история мужчины, несущего через всю жизнь чудовищную детскую травму, всегда была неотъемлемым атрибутом авторского кино. Но сегодня такого рода трагические человеческие истории полноценно зажили на малом экране и в сериальном формате. История о человеке с тяжелейшим посттравматическим синдромом — последний сериал, от которого можно ждать иронии, однако «Патрик Мелроуз» — местами очень смешной сериал. Ирония, которая пронизывает самые мрачные сцены, исключает возможность слезливого умиления чужими страданиями, столь свойственную привычным мелодрамам эфирного телевидения. Бенедикт Камбербатч в «Патрике Мелроузе» сыграл, пожалуй, свою лучшую роль.

3. Историю похищения внука самого богатого человека на Земле Пола Гетти в этом году рассказывали дважды: в откровенно слабом фильме Ридли Скотта и в выдающейся телевизионной драме «Траст», первые два эпизода которой снял Дэнни Бойл. Он доходчиво объяснил, в чем разница его сериала с фильмом: в сериале внук Гетти — не жертва, а организатор собственного похищения. То есть сериал — не драма, как фильм Скотта, а трагикомедия. Как и любит Дэнни Бойл.

4. «Вавилон — Берлин» — один из самых амбициозных европейских телепроектов года — по масштабу постановки, и по уровню вовлечённых в проект профессионалов. Режиссёр — Том Тыквер, с которым я пересекся на «Облачном атласе». Действие сериала происходит в конце 20-х годов в Веймарской Германии и это время даёт возможность смешать несколько жанров — политический триллер, нуар, исторический роман и все это с элементами эротики… Главный герой — полицейский инспектор из Кельна, приезжающий в Берлин расследовать дело, угрожающее безупречной репутации бургомистра Кельна Конрада Аденауэра (того самого!). Ему предстоит встретить политиков, гангстеров,, музыкантов, производителей порно, и даже советских оппозиционеров и тайных агентов.

5. «Звоните ДиКаприо» — восьмисерийный сериал, в котором автор острых комедий Жора Крыжовников (он же Андрей Першин) впервые вступает на территорию психологической драмы. Правда, вначале думаешь, что сериал — сатира на российское телевидение. Но вскоре история про двух братьев-актеров оборачивается размышлением об успехе и смерти. И надолго остаётся в голове.

Оригинал

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Позволю себе назвать несколько лучших фильмов года. Точнее фильмов, наиболее мне понравившихся. Как авторских, так и жанровых. О некоторых из них я уже писал, а другие — просто назову. Начну с, на мой взгляд, лучшего фильма года — это «Рома» (он же «Рим») Альфонсо Куарона. Выиграв Венецианский кинофестиваль и перед этим оказавшись причиной ожесточенного спора Каннского кинофестиваля с Netflix, отказавшимся выпускать фильм в широкий кинопрокат, «Рома» стал самым большим успехом стриминговых платформ в истории. Он наглядно продемонстрировал, что моя вечная мечта о гармоничном сочетании бескомпромиссного авторского фильма с интересами массового зрителя вполне осуществима. Это настоящий авторский фильм в прямом смысле этого слова – Куарон придумал, написал сценарий, стал режиссером, снял как оператор, смонтировал и спродюсировал этот фильм. Он авторский и потому, что Куарон обратился к собственным воспоминаниям о детстве, семье и Мексике 70х. Чтобы не занимать много места, ограничусь коротким определением – это шедевр. Далее авторские картины: «Холодная война» Павла Павликовского. «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээда. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла. «Пылающий» Ли Чхан-дона. «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер И три жанровых фильма: дебютный фильм Джона Красински «Тихое место», очередной фильм великого сказочника Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» и неожиданная драма от автора успешных комедий Питера Фарелли «Зеленая Книга». В случае, если вам захочется, чтобы я подробнее написал о каком-то из этих фильмов (фотографии я расставил в той же последовательности, в которой фильмы упомянуты в тексте), я готов сделать это отдельно.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Приношу свои извинения. Instagram, считающий недопустимым любые тексты о взрослых человеческих отношениях и их, в том числе физических проявлениях, все-таки удалил мой предыдущий пост. Поэтому повторю его с другой картинкой. Полагаю, что изображение котика не сможет оскорбить даже самых отъявленных ханжей. Итак. Недавно Facebook и, соотвественно, Instagram ужесточили правила, касающиеся изображений обнаженного тела и обсуждений секса в своих соцсетях. Аналогичный шаг предприняла и сеть Tumblr. Крупные транснациональные корпорации объявили войну сексу и порнографии, но это не мешает порноиндустрии чувствовать себя прекрасно — у главного порносайта мира Pornhub в 2018 году было 33.5 млрд. посещений. То есть, каждый день посмотреть порно-видео на этом сайте приходят около 100 млн. человек — это «совокупное население Австралии, Канады и Польши» (цитата из ежегодного отчета Pornhub). Порно, оказывается, важная составляющая жизни современного человечества. И именно о порноиндустрии будет следующий проект моей компании AR content, о котором вчера вечером написало ведущее мировое киноиздание Variety. Вместе с выдающимся венгерским режиссером, неоднократным призером Каннского фестиваля Корнелом Мундруцо мы снимем международный сериал о порнобизнесе и людях, в нем занятых. Об актерах и актрисах, режиссерах, осветителях, водителях и врачах. Этот бизнес всегда был основан на эксплуатации женского тела и мы хотим рассказать о том, как меняется эта индустрия именно сегодня, во времена фундаментального изменения отношения к женщине. И я очень рад, что соавтором сценария вместе с Корнелом будет женщина, отличный драматург Ката Вебер, которая поможет нам увидеть женскими глазами судьбы самых разных женщин и их борьбе за сохранение собственного достоинства. Наш сериал будет основан на уникальных материалах, собранные ведущими европейскими журналистами, среди которых наш Егор Мостовщиков, во время встреч и интервью с ключевыми игроками порноиндустрии в Будапеште, Нью-Йорке и на Ибице.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Как и обещал, стараюсь информировать вас о новых проектах недавно созданной компании AR Content. Если помните, первым объявленным стал фильм «Допрос президента» о Саддаме Хуссейне, который будет снимать оскаровский номинант Зиад Дуэри. Новым проектом мне удалось увлечь обладателя Оскара британского режиссёра Кевина Макдональда, известного своими игровыми («Последний король Шотландии», «Орел 9-го легиона») и документальными фильмами («Один день», «Уитни»). Наш будущий с ним документальный фильм расскажет драматичную историю о попытке спасти миллионы людей перед началом Второй Мировой войны. Многим тогда уже было понятно, что несет гитлеровский режим, многие обреченные на уничтожение евреи отчаянно пытались бежать из Австрии, Германии и оккупированной Чехословакии и найти страны, способные предоставить им убежище. Мировое сообщество, включая лидеров демократического мира — Великобританию и США — знали о грозящей миллионам людей смертельной опасности, но не предприняли ни одной попытки спасти их от неминуемого уничтожения. К примеру, по итогам специально созванной в 1938 году международной конференции с участием 32 государств, единственной страной, согласившейся принять беженцев в количестве до 100 тысяч человек оказалась крошечная Доминиканская республика… Запад полностью проигнорировал призыв о помощи, предпочтя сосредоточиться на попытках умиротворения нацистской Германии. Сегодня, когда проблема беженцев от тоталитарных режимов, от войны и геноцида вновь стала одним из важнейших мировых вызовов, мне кажется своевременным вспомнить далекие исторические события и проговорить тот урок, который должно было бы, кажется, выучить человечество после самой страшной войны в истории. Парадоксально, что в наши дни многие политики и обычные люди, говоря о проблемах миграции и беженцев, используют в точности ту же риторику, к которой прибегали западные политики и обычные граждане перед войной… К каким последствиям это привело, мы все слишком хорошо знаем.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Сегодня ушёл Бернардо Бертолуччи. Один из тех режиссеров, чьи фильмы открыли для меня кино. Он снял самый скандальный фильм эпохи «Последнее танго в Париже», оскароносный «Последний император», амбициозный эпос «20-й век», мучительно-магический «Под покровом небес»... Но я напишу только об одном его фильме, том, который я увидел мальчишкой и который меня потряс. «Конформист».

Режиссера волнует запретная для послевоенной Италии тема фашизма — точнее, мотивов, которые толкали современников его отца в ряды партии Муссолини. Левизна итальянских художников поколения и круга Бертолуччи была неизбежной — левыми были лучшие из старшего поколения, для которых быть коммунистом означало не быть фашистом — так соратником Тольятти оказался герцог Висконти. Ещё один обожаемый мною режиссёр.

Герой «Конформиста» в исполнении Жана-Луи Трентиньяна оправдывает собственное стремление «быть как все» эпизодом из детства — всю жизнь он думал, что мальчиком застрелил молодого шофера, попытавшегося его соблазнить; желание «быть как все» превращает его в тихого фашиста, от которого обстоятельства со временем потребуют не только пассивного соглашательства. Однако злая ирония в том (и это выясняется в финале), что шофер-педофил не умер, а значит больше не может быть оправдания предательству и убийствам.

Идея взглянуть на тоталитаризм с фрейдистской точки зрения пришла к Бертолуччи после студенческих волнений 1968 года, в которых он принимал деятельное участие. Но несмотря на массовый характер протестов, увиденных им, или исторических событий, пережитых его семьей и всей страной, Бертолуччи всегда говорит на личностном, даже интимном уровне, объясняя это фразой Сартра: «Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему».

Сегодня Бертолуччи отправился в последнее путешествие.
Пол Боулз, автор экранизированных им «Под покровом небес», однажды сказал, что разница между туристом и путешественником — в возвращении домой. Турист приезжает туда, где хотел побывать. Но спустя какое-то время начинает скучать и торопится домой. Путешественник же всегда едет дальше, и его путешествие никогда не кончается, для него притягательность неизвестного всегда сильнее воспоминаний о доме.

Оригинал

Я редко беру на себя смелость рекомендовать вам фильмы для просмотра, но сегодня не сдержусь. Ведь на экраны выходит фильм, который стал для меня лучшим в 2018 году — «Холодная война» Павла Павликовского. Мы знакомы с Павлом с тех давних пор, когда оба были режиссерами-документалистами, но сблизились несколько лет тому, когда «Ида» Павликовского и наш «Левиафан» конкурировали в борьбе за главные кинонаграды. Как известно, «Золотой Глобус» тогда достался нам, а вот Оскар забрал Павликовский.

Когда я поздравлял Павла, я сказал ему, что единственное, что скрашивает нам результат, это победа «Иды». Мне всегда нравилась эта лаконичная, безумно красивая и глубокая картина. «Холодная война» мне понравилась ещё больше. Эти два фильма внешне похожи — тот же квадратный формат экрана, то же черно-белое изображение и тот же оператор Лукаш Зал.

Главные герои — мужчина и женщина. Он — дирижер фольклорного ансамбля в социалистической Польше в 1949 году, ищущий в сёлах исполнителей народных песен. Она — деревенская девушка, поющая на отборе песню «Сердце» из «Веселых ребят». Так сводит их судьба. На их пути будут Варшава, Берлин, Париж, Белград, сталинский кровожадный социализм, оттепельное послабление и снова жестокое идеологическое противостояние. Они очень разные люди: он — сдержанный интеллектуал, она — жаждущая славы и успеха певица. Но любовь, сковавшая их, не становится слабее в течение тех 15 лет, которые они проживают на экране.

Получается история, в которой сама любовь проходит стадии настоящей холодной войны — непонимания, предательств. Попыток расстаться. Преодолеть силу взаимного притяжения. Или расстаться с самим собой — ради другого.

В большом кино авторы всегда говорят о себе. Вот и Павликовский рассказывает личную историю. Как и героев фильма, его родителей звали Виктор и Зула. Оба они умерли в один день. Как и герои фильма, они провели жизнь то воссоединяясь, то вновь расставаясь. И как у экранных Виктора и Зулы, эти встречи и расставания были обусловлены безжалостными обстоятельствами истории — холодной войной, разделившей Европу на десятилетия «железным занавесом». Это и делает просмотр «Холодной войны» таким эмоциональным для нас. Это и наша история.

Оригинал

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«Доколе матери будут бояться отдавать своих дочерей работать на нашу киностудию», — гремел голос директора студии «Киевнаучфильм» Бориса Петровича Остахновича. Адресат его гнева нервно огляделся по сторонам и снова потупился в пол. Дело происходило на лучшей в СССР киностудии неигровых и анимационных фильмов. А человеком, вызвавшим гнев замечательного директора киностудии, был автор всенародно любимых мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и «Доктор Айболит» Давид Черкасский. Поводом для разбора его грехов послужила жалоба матери одной из молодых художниц, потерявшей надежду затащить Давида Черкасского в ЗАГС. Никого из собравшихся это не удивляло — более популярного, обаятельного и я бы сказал «роскошного» человека мы не знали. «Роскошно» — было одно из его любимых слов. Он использовал его, говоря об абсолютных мелочах жизни. И жизнь вокруг менялась, становясь праздником. Вчера Давида Черкасского или, как называли его друзья — Додика, не стало. Я знал его всю жизнь. В прямом смысле — он выгуливал коляску со мной. Интересуясь, конечно, не мной, а моей прекрасной мамой, с которой дружил всю жизнь. Как и с моим папой — после того, как не вышло увлечь мою маму. И я унаследовал эту дружбу. Чем очень гордился. Обаяние его мультипликационных героев было прямым следствием жизнелюбивого таланта Черкасского. Его неповторимая интонация, превращавшая обычные слова в блистательные шутки, его бесчисленные истории про друзей, девушек и их мам, его трогательная беззащитность, не говоря уже о таланте и выдающихся фильмах, делали его всеобщим любимцем. Придуманный им фестиваль «Крок» стал крупнейшим событием, на которое стремились попасть лучшие мультипликаторы мира. Общаться и дружить с ним было счастьем. Под венец он все-таки пошёл и очень удачно. С одной из лучших художниц-аниматоров. После распада СССР делал рекламу, короче, зарабатывал на жизнь. Выдающаяся школа украинской анимации, одним из создателей которой он был, по факту перестала существовать. Как и многое, чем мы гордились в моем родном городе. Давиду Яновичу Черкасскому шёл 87-й год. Вечная ему память!

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)


Посмотреть эту публикацию в Instagram

Это похороны академика Сахарова в декабре 1989 года. Я был там. Гражданская панихида была в Лужниках. Ближайшая станция метро была закрыта с утра, прекратилось движение транспорта по Комсомольскому проспекту, все подходы к Лужникам были перегорожены. Приходилось прорываться чуть ли не с боем. Москва, еще недавно занесенная снегом, была просто залита водой: дождь со снегом, жидкое месиво под ногами и вереницы людей, тянущиеся в одном направлении. Никто ни о чем ни у кого не спрашивал. Тот, кто не знал дороги, просто присоединялся к молча бредущей цепочке и шел со всеми, пока не застревал у очередного кордона. К часу дня площадка перед стадионом была заполнена. Сотни тысяч человек молча ждали прибытия траурной процессии из ФИАН. Над головами поднимались самодельные плакаты: «Простите нас, Андрей Дмитриевич, мы должны были выйти на площадь в 80-м году!», «Простите, Андрей Дмитриевич!», «Андрей Дмитриевич Сахаров — ум, честь и совесть нашей эпохи!» и сотни листков, вырванных из блокнотов, на которых ручкой написана перечеркнутая цифра 6 — графическое изображение требования отмены 6 статьи Конституции (о руководящей и направляющей роли КПСС). Похороны Сахарова, вероятно, были гораздо более многочисленные, чем похороны Сталина и так же символичны, как сталинские… Я хочу поделиться с вами несколькими цитатами Сахарова: — Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле: я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством или отличаются, главным образом, обрядовостью или фанатизмом и нетерпимостью). В то же время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным. — Ядерную войну невозможно выиграть… Разобщенность человечества угрожает ему гибелью. — «Сейчас и навсегда. Я намерен придерживаться своей веры в скрытую силу человеческого духа», — сказал Сахаров в 1975 году на вручении Нобелевской премии мира.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире