rodnyansky_a

Александр Роднянский

14 июня 2018

F

Скончался Станислав Сергеевич Говорухин… Замечательный режиссёр и актер, сильный и мужественный человек. Я его знал с детства, восхищался врожденным достоинством и прямотой высказываний. Талантом рассказчика и мужской харизмой.

О любимых всеми фильмах и говорить не стоит — «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера…», «Ворошиловский стрелок» давно стали не просто частью нашей кинематографической истории, а неотъемлемой частью культурного кода всего народа…

Его абсолютная приверженность классической литературе и кино не мешали его пониманию сложных и неоднозначных фильмов — именно ему первому я показал нашего «ЛЕВИАФАНА» и не ошибся в ожидании поддержки. Его политические убеждения не мешали его человеческим симпатиям и принципам — он помогал людям, не разделяющим его взгляды. Настоящий друг и учитель. До последнего дня он оставался живым, открытым и бесконечно сильным человеком.

2941358

Фотография снята на одном из фестивалей Кинотавр, которые он не пропускал никогда. На последней церемонии закрытия фестиваля, зная о тяжелом состоянии Станислава Сергеевича, мы передали устами ведущих церемонии слова любви и поддержки от нескольких тысяч кинематографистов… Не помогло…
Вечная память!..

Оригинал

Как и обещал, продолжу рассказывать вам о наших будущих проектах. «Черный русский» — замечательная книга американского ученого, профессора Йельского университета Владимира Александрова о человеке удивительной судьбы, афроамериканце Фредерике Брюсе Томасе, уехавшем в конце XIX века из Америки в Европу в поисках лучшей жизни. Фредерик искал в Европе свободу, недоступную сыну бывших рабов на родине. Прожив несколько лет в Лондоне, Париже и Монте-Карло, Фредерик отправляется в Москву, где за несколько лет из простого официанта вырастает в успешного предпринимателя, мультимиллионера и хозяина одного из самых модных московских ночных клубов. Он меняет свое имя, принимает российское гражданство и становится Федором. Клуб его становится центром светской жизни — туда приезжают джаз-бэнды и певцы со всего мира, там демонстрируют свои наряды московские красотки, там встречаются деловые люди и гангстеры… Россия начала XX века не знала расизма. У русской империи не было африканских колоний и, как следствие, граждане её не сталкивались с чернокожими, поэтому в Москве Фредерик сумел впервые оказаться в обществе, где никому не было никакого дела до его цвета кожи. Единственное, что тщательно проверили у него на въезде в империю — «не еврей ли он». Отсутствие расизма империя компенсировала жестким антисемитизмом. Судьбу Фредерика изменила революция 1917 года. Большевикам был безразличен цвет его кожи, но Фредерик был чрезвычайно богатым человеком и это естественным образом делало его обьектом преследований со стороны новой власти. Он бежит с семьей сначала в Одессу, а оттуда – в Константинополь, где сталкивается с сотрудниками американского посольства и уже подзабытым расизмом, получает отказ в ответ на просьбу разрешить ему вернуться в Америку, открывает новый джазовый клуб, но спустя некоторое время умирает… Кто станет режиссером, кто будет играть в фильме, для какой студии он будет производиться — об этом я расскажу вам отдельно.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Сегодня очередная годовщина чернобыльской катастрофы. Так получилось, что она сыграла невероятно важную роль не только в жизни нашей огромной страны — СССР, но и в моей личной… Несколько моих первых режиссерских документальных фильмов были связаны с экологическими темами, которые в те времена были единственным легальным способом выражения политического протеста. Я объездил весь Советский Союз, все проблемные экологические регионы от Ленинградской области до Нижнего Тагила, от Запорожья до Байкала и Дальнего Востока. Но всё началось с Чернобыля. 27 апреля 86-го рано утром меня разбудила моя мама, с которой мы жили в одном доме. Напротив нашего дома стояло недавно построенное здание, в котором жили семьи членов ЦК комсомола Украины. Проснувшись, как всегда около 5 утра, моя мама выглянула во двор и увидела, что там в полной тишине в машины грузились семьи функционеров с детьми и вещами. Так она поняла, что в Чернобыле, действительно, случилось что-то страшное. Слухи об этом начали ходить накануне. Но официально об этой трагедии сообщили только спустя 18 дней — 13го мая… Украина не простила этого умолчания Горбачёву… Но тогда утром 28-го апреля я купил билеты в Одессу, где жили мои тетя и дядя, и отправил туда первым рейсом жену с 9-месячным сыном. А 1-го мая меня уже от студии самого командировали в Чернобыль. На вокзалах и в аэропортах Киева происходило то, что многие пожилые киевляне сравнивали с 41-м годом, с началом войны — толпы людей, драки у билетных касс, спящие на полу в ожидании поездов люди. Началась долгая история, в которой участвовали сотни тысяч людей, погибли очень многие и последствия которой очевидны и сегодня… В следующем году мы наконец начнём работу над фильмом, о котором я думал все эти долгие годы, фильмом о ликвидаторах аварии…

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Можно очень по-разному относиться к Павлу Дурову. Как и многие яркие персонажи нашего времени, он крайне неоднозначен и даже противоречив. Талант программиста и бизнесмена мирового уровня сочетается в нем с самолюбованием 14-летней девочки. Если взглянуть на его инстаграм, то никогда не догадаешься, что ведет его не светский playboy, а первый и по сути единственный российский бизнесмен с мировым именем, за право инвестировать в идеи которого сегодня борются крупнейшие инвестфонды. Несколько лет назад я купил права на экранизацию книги Николая Кононова «Код Дурова», рассказывающей о создании сети «ВКонтакте». Тогда идея сделать свою версию мною любимого фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть» показалась мне очень перспективной, но в процессе разработки мы столкнулись с рядом практически неразрешимых сложностей, связанных с драматичными событиями вокруг структуры акционеров «Вконтакте». В результате проект был остановлен и ждёт своего часа. И сейчас я понимаю, что решение было принято правильно. Рассказывать историю Павла Дурова 5 лет тому было явно преждевременно, ведь она бы не включала в себя главного его проекта – мессенджера Telegram. Впервые в новейшей истории России появился продукт международного уровня, ставший фактически визитной карточкой страны в сфере IT. Но сегодня, вполне в духе времени, Роскомнадзор начал блокировку мессенджера Telegram. Вряд ли это как-то скажется на пользователях, которые в массе своей быстро освоили прокси и VPN, но на репутации страны и главное — планах многих талантливых молодых людей, мечтавших повторить успех Дурова — эта история скажется только негативно. К глубокому сожалению.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Вчера у меня неожиданно выдался день просмотров самых событийных фильмов месяца. Утром я посмотрел «Лето» Кирилла Серебренникова, а вечером – «Тренера» Данилы Козловского. Про фильм Козловского я напишу поближе к его выходу в прокат, а сейчас попробую сказать несколько слов о фильме Серебренникова. Понятно, что многие будут объяснять (уже это делают) включение картины в конкурс Каннского кинофестиваля исключительно политическими соображениями. Но будучи уже много раз участником разных программ Каннского фестиваля и, главное, уже посмотрев фильм Серебренникова, я смею утверждать, что «Лето» — это полноценное художественное высказывание. Это фильм, обладающий энергией и заряжающий эмоцией, искусно стилизованный под 80-е годы и предполагающий зрительское включение. Всё, что я сказал, можно было бы отнести и ко многим другим картинам, удачно описывающим события той или иной эпохи, но Серебренников не был бы талантливым режиссером, если бы не предложил творческое решение, выламывающее его фильм из разряда привычных ретро-постановок. Не хочу портить вам впечатление от просмотра и поэтому ограничусь лишь словами о том, что драматургия фильма построена на песнях, как на русском, так и на английском языках, исполняемых подчас самыми неожиданными персонажами и остроумно обрамлённых анимацией. И это не «вставки», это и есть основа драматургии, работающая и как прием остранения, как самоироничный взгляд из нашего времени — «от нас», и как подлинный движок истории. Этот фильм, пожалуй, для меня уникален и тем, что он нарушает давно сформулированное неписанное правило киноиндустрии: по плохому сценарию нельзя сделать хороший фильм. Талант режиссера Серебренникова, его изобретательность и ясность мысли позволили преодолеть слабости сценарного текста, явно представлявшего из себя набор зарисовок о времени и героях, и превратить фильм в страстное высказывание о жертвенной преданности искусству. В данном случае — музыке. Иными словами, даже если бы Кирилл Серебренников был бы на свободе, чего мы все ему желаем, этот фильм все равно бы претендовал на участие в конкурсе Каннского кинофестиваля. Удачи фильму!

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

На первый взгляд может показаться, что это грустное видео — поздно ночью под лиричную мелодию мы уходим с главной оскаровской вечеринки Governor’s Ball, на которой сразу после церемонии собрались все победители и номинанты и, конечно, основные персонажи голливудской индустрии. Как и принято в подобных случаях, к нам с Андреем беспрерывно подходили очень известные люди, поздравляли и говорили о том, как им понравился наш фильм, но, признаюсь предельно честно, — к этому моменту нас уже «отпустило». Сам факт того, что мы уже пережили эти абсолютно изматывающие четыре месяца и вся эта гонка наконец позади, принес невероятное облегчение. Мы с удовольствием общались с коллегами и делились планами. Впереди — проект с Paramount и несколько новых амбициозных фильмов, о которых буду скоро рассказывать. И да, это только кажется, что видео грустное — на самом деле, мы идем на вечеринку к Элтону Джону.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Вчера Paramount объявила о нашем первом совместном с этой голливудской студией проекте – сериале режиссёра Андрея Звягинцева, его постоянного соавтора Олега Негина и нас с Андреем в роли продюсеров — шоураннеров. Наш сериал станет первым в истории российским сериалом, полностью профинансированным крупнейшей американской киностудией. Речь идет не о покупке готового сериала стриминговой платформой для преимущественно русскоязычной аудитории и не об адаптации удачной российской идеи американцами. За последний год в США, в первую очередь на платформе Netflix, с огромным успехом прошли два сериала на европейских языках – немецкая «Тьма» и французский «Богомол». Если в кино субтитры остаются главным препятствием для полноценного кинотеатрального проката в Америке, то для кабельных каналов или VOD-плафторм язык сериала перестал иметь принципиальное значение. Важны мощные авторы, режиссёры, продюсеры, а сегодня сериалы уже снимают главные мировые кинематографисты: Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер, Паоло Соррентино, Стивен Содерберг, Михаэль Ханеке и Пак Чхан-ук. И, без ложной скромности, позволю себе сказать, что понимаю, почему такое предложение было сделано нам с Андреем Звягинцевым — две номинации на Оскар, успех в профессиональной среде, общественный резонанс вокруг последних фильмов. Когда мы начали обсуждать этот проект, мы сразу объявили свои условия: творческая свобода, контроль над производством и русский язык. У нас было очннь много аналогичных предложений от больших студий и голливудских звёзд, нам регулярно присылали идеи и сценарии, но это всегда были чужие для нас истории. А студия Paramount приняла наши условия. На каком именно американском канале или стриминговом ресурсе состоится его премьера решит уже сама студия.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

«Сезон наград» (так называют этот временной период профессиональные издания о кино) вступает в свою финальную фазу, и мы с Андреем Звягинцевым отправляемся в Лондон, где в воскресенье состоится церемония вручения наград Британской Киноакадемии BAFTA. Наша «Нелюбовь» вошла в пятёрку фильмов, претендующих на награду «За лучший фильм на иностранном языке». А дальше через Париж, где состоится аналогичная церемония Французской Киноакадемии (награда, на которую мы претендуем, называется CÉSAR), нам предстоит отправиться в Лос-Анджелес. Нас ждёт церемония вручения главной премии независимого кино Independent Spirit (участвуют все фильмы, созданные без участия шести студий-мэйджоров за бюджеты, не превышающие 20 млн долларов — это примерно 95% всех созданных фильмов), на соискание которой в категории «Лучший международный фильм» «Нелюбовь» также номинирована (среди пяти наших конкурентов есть знаменитые британские фильмы). И как финальная точка этого сезона — 4 марта состоится церемония вручения наград Американской Киноакадемии «Оскар»... Так что, как видите, поволноваться нам предстоит немало. Я буду выкладывать вполне эксклюзивные фото и видео со всех названных и неназванных торжественных событий и всех этапов нашего путешествия. Надеюсь, скучно не будет.

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Я посмотрел фильм «Смерть Сталина» на кинофестивале в Торонто, когда мы с Андреем Звягинцевым представляли там «Нелюбовь». Мне фильм Иануччи понравился, он показался мне остроумной, бурлескной и сатирической комедией. Не боящейся смеяться над людьми, которых наши родители, как это сказать помягче, опасались.

Обижаться на «исторические неточности» или вольную интерпретацию характеров известных персонажей, их отношений и политических интриг мне показалось бессмысленным занятием — жанр сатирической комедии предполагает подобный взгляд и интонацию. Хотя признаюсь — я довольно трепетно отношусь к жанру исторического кино и обычно болезненно реагирую на «развесистую клюкву».
Но будучи знакомым с работами режиссёра Армандо Ианнуччи, могу засвидетельствовать, что главной темой его творчества давно стала десакрализация власти.

Его самый известный фильм «В петле» (хотя In The Loop правильнее было бы перевести как «В курсе») рассказывает историю самовлюбленного идиота, третьестепенного министра правительства Великобритании, который однажды дает неудачное интервью, чем фактически запускает неумолимый процесс военного вторжения сил США и Великобритании в Ирак.

В этом фильме Ианнуччи самым жестоким и унизительным образом высмеивает и правительство Великобритании, и Белый дом, и Пентагон, и прессу, обслуживающую властные интересы. Точно так же и в своем сериале «Вице-президент», одном из самых популярных на американском телевидении, он зло и точно обличает и смеется над руководителями Белого дома.

В этом и состоит его позиция — высмеивать людей, обладающих большой властью. Во всех своих картинах этот режиссер стремится донести простую мысль о том, что самый страшный режим обязательно окажется смешным и жалким, что разговор с властью возможен не только с колен, а смотреть на власть не обязательно снизу…

Вероятно, именно эта привычка обязательного почитания власти, укорённая в нашей психологии, и стала главным «раздражителем», вызвавшим громкий скандал вокруг фильма в России. Грустно… обижаться на сатиру — значит оставаться в плену тех самых фобий и страхов, которые она и высмеивает.

Оригинал

Сегодня, когда «пыль осела и туман развеялся», попробую написать о фильмах-конкурентах в нашей категории. О шведском фильме Рубена Эстлунда «Квадрат», победителе Канн, много говорить не нужно, его уже видели в России. Остроумный, содержательный, актуальный и очень европейский фильм, сатирически описывающий нравы богемной буржуазии. Мы хорошо знакомы с Рубеном, три года назад наш «Левиафан» уже конкурировал с фильмом Эстлунда «Форс Мажор», теперь мы шутим, что спустя три года мы встретимся в Каннах вновь. Чилийская картина «Фантастическая женщина» режиссера Себастьяна Лелио очень близка магистральным сюжетам американских медиа и общественных дискуссий – история трансгендера, оказавшейся жертвой социальных предубеждений. Тот факт, что главную роль сыграла Даниэла Вега, чья судьба близка ее экранному персонажу, привлекает дополнительное внимание к фильму. Венгерская картина Ильдико Энеди «О теле и душе» — один из моих любимых фильмов этого года, победитель Берлинского кинофестиваля. Тонкая, художественно безупречная, далекая от общественно-политических напряжений сегодняшнего дня. Прямая противоположность ей – ливанский фильм «Оскорбление». Это самый публицистический фильм в пятерке номинантов: история столкновения палестинского беженца и ливанского христианина, переросшая в громкий судебного процесс и национальный скандал. Именно на основании его политической актуальности некоторые критики называют этот фильм фаворитом. На мой взгляд, говорить о возможном победителе сейчас бессмысленно. В финальной пятерке нет «случайных фильмов» — все фильмы-победители главных мировых кинофестивалей: Каннского, Берлинского и Венецианского. Все они выходят в прокат в Америке, имея за спиной поддержку мощных американских дистрибуторов. Могу лишь сказать, что мы надеемся на безупречную репутацию «Нелюбви» у международной прессы, колоссальный художественный авторитет Андрея Звягинцева и то обстоятельство, что «Нелюбовь» — единственный иностранный фильм в этом году, номинированный на все главные мировые награды: приз Европейской киноакадемии, «Золотой глобус», премию британской киноакадемии BAFTA, американскую премию Independent Spirit Awards и премию «Оскар». #oscars2018

Публикация от  Alexander Rodnyansky (@alexander.rodnyansky)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире