13:13 , 26 октября 2016

С чем связан обвал капитализации «Газпрома»?

В последние десять лет «Газпром» пережил обвальное падение капитализации. Если в апреле 2006 года по совокупной стоимости акций ($257,7 млрд) газовая монополия уступала лишь ExxonMobil ($390 млрд), General Electric ($354 млрд) и Microsoft ($280 млрд), то к апрелю 2016-го она по этому показателю ($51,5 млрд) не только опустилась во вторую сотню наиболее дорогих в мире компаний, но и уступила «Роснефти» ($51,7 млрд).

Ключевой причиной падения капитализации стало снижение продаж газа на основных рынках: за 2008-2015 гг. поставки «Газпрома» в дальнем зарубежье сократились на одну пятую (со 184,4 млрд до 144,7 млрд куб. м), в республиках бывшего СССР — более чем вдвое (с 96,5 млрд до 40,7 млрд куб. м), а в России — почти на треть (с 287 млрд до 205 млрд куб. м). Спад экспортных и внутренних поставок связан с жесткостью ценовой политики газовой монополии. В Европе компания слишком долго держалась за устаревшие и невыгодные потребителям контракты take-or-pay. В СНГ она без устали вела ценовые войны, в результате чего от ее услуг прошлой зимой отказалась Украина, хотя еще десять лет назад это бы показалось фантастикой (в 2006 году республика закупила у «Газпрома» 59 млрд куб. м газа). В России же «Газпром» с конца 2000-х повышал цены, исходя из привязки к их уровню в странах Западной Европы.

Как результат, в борьбе за потребителей «Газпром» стал проигрывать конкурентам: на зарубежных рынках — норвежской Statoil и  поставщикам СПГ из стран Ближнего Востока, а в России — «Новатэку» и добывающим газ нефтяным компаниям (в первую очередь, «Роснефти»). Преодолеть спад продаж можно только за счет изменения ценовой политики: компания должна научиться продавать газ на выгодных для потребителей условиях. Однако это не произойдет до тех пор, пока в «Газпроме» будет сохраняться инертность мышления, проявляющаяся, в том числе, в кадровой политике. Об этой инертности ярко говорит то, что в 1997-2015 гг. начальником Департамента экономической экспертизы и ценообразования «Газпрома» была Елена Карпель, которая в 1988-1991 гг. возглавляла отдел цен Госкомцен СССР.

В этой связи неудивительно, что газовая монополия де-факто представляет собой советское отраслевое министерство. Превратить его в конкурентоспособную компанию можно только за счет методов демонополизации и приватизации. Реформа «Газпрома» обсуждается в экспертных кругах еще с начала 2000-х. Ее контуры были прописаны в «Программе социально-экономического развития РФ на 2002-2004 гг.», однако она так и осталась на бумаге. Нынешний кризис «Газпрома» — подходящий повод, чтобы вернуться к вопросу его реструктуризации.

Комментарии

9

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


yuriyp 26 октября 2016 | 13:26

Насчет приватизации не волнуйтесь, когда на Роснефти будет отработана методика "правильной" приватизации, примутся и Газпром пилить...


ajsenev 26 октября 2016 | 13:41

Рискну поинтересоваться: капитализация "Национального достояния рухнула в пять раз, и это еще не предел. А как изменились с тех пор вознаграждения, извините за выражение, топ-менеджеров? Сдается мне, что немало выросли. Вот такая диалектика. Чем хуже - тем лучше менеджерам. Впрочем, как и во всей госэкономике.


general_123 26 октября 2016 | 14:10

С чем связан обвал капитализации «Газпрома»?
_________________________________________

Ответ простой - внешняя политика Путина.
Угрожать, отбирать земли. Ну и обирать собственный народ.


yustas1971 26 октября 2016 | 16:19

general_123:

Газпром это не компания, Газпром это политика... А поскольку политику в РФ делают не профессиональные политики, а кухарки (т.е. егери, банщики, альпинисты, и просто услужливые люди) - то и все телодвижения Газпрома - это отражение вкусов, аппетитов и амбиций этих самых кухарок...

Реальный логотип Газпрома - это наверное даже не дракон, а скорее аждарха - беспощадый, безмозглый и ненасытный аналог дракоши


tolian__ 26 октября 2016 | 17:05

10.06.2008. Миллер считает, что "Газпром" станет крупнейшей в мире акционерной компанией в течение семи-восьми лет, к этому времени капитализация "Газпрома" достигнет триллиона долларов против 360 миллиардов в настоящее время.
И ошибся всего-то миллиардов на 950...


ogrig Олег Савин 26 октября 2016 | 13:29

Наше всё рухнуло потому что оно не наше. Мы для корпорации - источник денег в услових отказа от газа за рубежом. Но внутренний рынок с нищим население - плохая замена импорту. Капитализация Газпрома вырастет вместе с ростом доходов населения.

И ввобще где Чубайс с его опытом реформирования РАО ЕЭС?


saamov Григорий Сомов 26 октября 2016 | 14:13

Газу, как и нефти, скоро труба. Солнце, ветер и вода - вот будущее энергетики. А Газпром уже консерва и дальше будет хуже. Тойота, Ниссан, Тесла выпускают уже серийно электромобили и авто на водороде (тоже получается за счёл солнечной энергии). Вот так. А мы опять плетёмся в хвосте и хвалимся смертоносным оружием.


(комментарий скрыт)

patriot1980 26 октября 2016 | 14:46

Уже надоели эти каждодневные странные новости из потустороннего мира о российских зобми-корпорациях! Они живут в своем оккультном мире по своим, неведомым белому свету законам и принципам, где все перевернуто с ног на голову.
Чему здесь удивляться?
Убыток- проходящее, откат- вечное.


wowagera 26 октября 2016 | 17:43

Да там везде сидят тупые детки Газпромовских миллиардеров..Ни ума,ни фантазии..Ну и главное-Газпром заигрался в политику..Такой-он никому не нужен..

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире