Как найти себе любовь? Причем ту любовь, которая до конца жизни — до того, пока «смерть не разлучит». Можно ее встретить, но это скорее случайность, из разряда «удачно вышло», а если очень нужно и случай все никак не выпадает? Есть сайты знакомств, ночные клубы и вечеринки, родители, которые знают кого надо, и что нужно делать. Профессиональные свахи, наконец. Как это делают во Франции, Великобритании, США, Индии — сегодня в «Дорожной карте»


Когда во французах умер великий романтик, я, признаться, не знаю. Может быть, с появлением Пятой республики. Может, еще при Наполеоне. А может, и вовсе во французскую революцию. А то вдруг окажется, что и не были они романтиками отродясь. Только мы, наивные, в это зачем-то поверили.

Книжки их и шансон — с безумными страстями, пылкими речами, галантными кавалерами и прекрасными дамами — наверное, это был поиск земного рая, попытка прикоснуться к желаемому, но недостижимому; нарисовать себе то, чего так не хватает в реальной жизни.

На самом же деле французы гораздо более рациональны, чем принято думать.

С каждым годом молодые (и не очень) жители Пятой республики все меньше торопятся вообще начинать более-менее серьезные отношения и уж тем более создавать союзы для совместного проживания. Все больше ищут стабильности, боятся обмануться, внимательнее присматриваются. И чем более обеспеченным считает себя француз или француженка, тем дольше он или она готовы оставаться в одиночестве.

Еще один стереотип — о легкости и неформальности отношений. Мол, большинство тут живет в парах без глубоких взаимных обязательств, официально никак не оформляя свой союз. Статистика такое представление опять же опровергает: 72 процента французских пар официально женаты, а еще 4 процента задекларировали в мэрии упрощенный Пакт о гражданском состоянии. Официальный брак до 30-ти лет, два-три ребенка, походы на церковную мессу в воскресенье утром, а потом на долгий традиционный обед к друзьям или родственникам — такая патриархальная Франция по-прежнему существует и не так уж малочисленна. Чем меньше и богаче город или пригород, чем спокойнее и размереннее там жизнь, тем больше таких примеров.

Соотношение сторонников традиционных семейных ценностей и любителей отношений без обязательств примерно 1:1. И как принято в таких случаях говорить, общество в этом плане «крайне поляризовано» и порой оказывается на грани серьезного гражданского противостояния. Как это было в прошлом году, когда, например, только в Париже миллион человек выходил на улицы защищать «семейные ценности» и протестовать против легитимизации гомосексуальных браков, а против них, чуть ли не стенка на стенку, шли адепты «свободной любви». Эти прошлогодние демонстрации многих удивили. Оказалось, что в светской гуманистической Франции чуть ли не половина жителей не просто пассивно придерживается традиционных, фактически христианских «семейных ценностей», но и готова их активно отстаивать. И это при том, что здесь практически нет персонажей типа российских депутатов Милонова и Мизулиной, которые бы постоянно кликушествовали на эту тему. Самый известный борец за «семейные ценности» здесь, пожалуй, Николя Саркози, сам в третий раз женатый на фотомодели, певице и просто красавице Карле Бруни. Впрочем, и для Сарко в его политической демагогии это далеко не главный момент.

Что касается разводов, то во Франции, конечно же, присутствует общий европейский тренд. За два последних десятилетия количество распадающихся браков утроилось, и сегодня примерно треть (а в крупных городах — половина) всех официальных союзов заканчивается разводом.

И еще несколько показательных цифр. Меньше половины (42 процента) французов считают, что можно любить сразу двоих. 65 процентов предпочли бы не знать о фактах измены возлюбленного. И совершенное меньшинство (только 15 процентов женщин и 25 процентов мужчин) полагают, что кратковременная интрижка на стороне может способствовать укреплению отношений с постоянным партнером.

Если говорить о главной тенденции последних двух-трех десятилетий в сфере бракосочетания для Португалии, то это – все более часто встречающийся повторный брак. Рост таковых за последние двадцать лет составляет примерно двадцать процентов, что, соответственно, говорит и об увеличении количества разводов.

Повторный брак чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин. Однако тенденция, опять же, последних 20-30 лет – в пользу женщин. То есть, они все чаще мужчин оказываются замеченными среди тех, кто решается на расторжение первого и на заключение второго брака.  В целом, начиная с 70-х годов прошлого века, в Португалии отмечается общая тенденция к уменьшению количества браков. Средний возраст, в котором женятся мужчины – 29 лет, и женщины – 27. Повторные браки, как правило, заключаются, соответственно, в 49 и 43 года.

Браки становятся все более утилитарными и компромиссными и делятся, согласно социологическим исследованиям,  на три основных типа: институциональный или, скажем проще – традиционный брак: семейные ценности превыше всего, семья – это святое, муж – голова, жена – шея,  и так далее. Синтетический брак – тот, что объединяет положительные качества и возможности обоих супругов и позволяет им, благодаря совместному  существованию в пространстве, пользоваться ими в равной взаимообогощающей мере. И, наконец, ассоциативная модель супружеской жизни – та, что позволяет обоим супругам жить  преимущественно, собственной жизнью. Такие супруги предельно реалистичны, не верят в абстрактный медовый месяц, их заботит лишь то, чтобы каждый из них в этой супружеской ассоциации сохранил свою независимость и индивидуальность.

Иллюстрацией к такому типу семейных взаимоотношений служит очень популярный в Португалии в середине 90-х годов фильм с нехитрым названием «Адам и Ева», где в главной роли снималась известная актриса и режиссер Мария де-Медейруш. В фильме ее героиня стала перекрестием трех супружеских пар, и в каждой из них она была партнером. Причем, каждый из них – ее любовник, случайный, но, похоже, реальный отец ее ребенка, а также ее лесбийская подруга – горячо претендовал не только на супружеское партнерство, но и на отцовство-тире-материнство. Из троих героиня фильма выбрала того, кого, действительно любит…       

Adão e Eva — Cinema Português – Трейлер фильма «Адам и Ева», Португалия, 1995



1424118

Американские актеры Курт Рассел и Голди Хоун живут вместе уже более 30 лет, тем не менее они до сих пор не женаты. «Наши отношения и так прекрасны» , — часто говорит Хоун журналистам. По данным результатам многочисленных исследований не только отдельные знаменитости, но и все больше американцев решают жить вне брака причем по совершенно разным причинам.

Так, например, статистика, исследовательского Центра Пью показывает, что в 2011 году только 51% всех американцев состоял в браке. По сравнению с 1960 годом число живущих в браке значительно сократилось, ведь 50 лет назад в зарегестрированных отношениях состояли 72% американцев.

Исследователи объясняют желание не жениться многими факторами. Например, тем, что многие пары «отодвигают» свадьбу из-за финансовой несостоятельности. Студенты, закончившие колледж, больше обеспокоены тем, чтобы найти работу, поэтому молодые американцы предпочитают не брать на себя серьезных обязательств.

Стоит отметить, что деньги в делах семейных бьют больше всего по малообеспеченным американцам и особенно по небогатым женщинам. Так, социологи проекта Гамильтон зафиксировали, что 70% дам, чей уровень достатка колебался от среднего к нижнему, вступают в браки реже, чем все остальные. Ученые также отметили рост количества браков среди американок с очень высокими зарплатами, но сожалению, социологи насчитали только 10% таких женщин.

Помимо тех, кто ждет лучших времен и состоятельных партнеров, или проще говоря, пока не может оформить отношения, другие не хотят связывать себя брачными узами. Среди последних медленно но верно, растет число тех, кто состоит в серьезных отношениях, но не видит нужны в том, чтобы узаконить свой союз.

Так 44-летний агент по недвижимости из штата Нью-Хемпшир Чарльз Бэкман заявил журналу Time, что институт брака себя отжил. Бэкман говорит, чтобы доказать возлюбленной свои серьезные намерения, ему не нужна бумага с печатью от властей штата. Кстати, агент по недвижимости также руководствовался и финансовыми соображениями. «На сэкономленые от свадьбы деньги я могу отправить своего ребенка в колледж», — утверждает Бэкман. К слову сказать, сейчас эта пара воспитывает троих детей, родившихся за 15 лет их совместной жизни . Бэкман не одинок в своих убеждениях — по разным данным сейчас в США проживает около 5 миллионов таких незарегистрированных пар.

А вот ученых беспокоит высокий процент холостых американцев. Озабоченность он вызывает не сам по себе, а в соотношении с другой статистикой. По официальным данным Центра по контролю и профилактике заболеваний в 2012 году около 40% всех детей в США появились на свет от незамужних женщин. Такие дети имеют проблемы в школе, страдают от эмоциональных кризисов, а когда вырастают чаще других живут в нищете.

Даже то, что больше половины незамужних рожениц 2012 года все же состояли в незарегистрированных отношениях, эти цифры не успокаивают исследователей. По их мнению незарегистрированные пары распадаются чаще, чем официально оформленные. В результате этого вновь страдают дети, которые остаются без одного родителя. Евгений Пахомов, Индия

Брак по-индийски

Вообще-то «брака по-индийски» просто не существует. Потому что среди более чем миллиарда индийцев есть индусы (то есть те, кто исповедует индуизм), а также мусульмане, сикхи, джайны, парсы и так далее — и у каждого своя свадьба. Но наверное нам стоит остановиться на «хинду» — индусах, хотя бы потому что их в Индии все же большинство.

По традиции, а индийская традиция насчитывает не одну тысячу лет, для правоверного «хинду» брак – важнейшее дело, мужчина должен завести семью и оставить потомство, женщина – родить детей, прежде всего сыновей. Это важно не только для семьи – это важно для касты, которая по-прежнему во многом определяет место и роль каждого индийца. Увы, рождение девочки, особенно первой, до сих пор в индийской глубинке (и не только) считается «плохим знаком».

Сейчас, конечно, времена изменились! Индия стала ядерной и космической державой, намерена войти в число мировых сверхдержав уже в ближайшие десятилетия. Но ее семейные традиции во многом остаются древними. А потому редко, когда взрослые позволят детям самим выбрать супруга. «Брак по любви – это похоть! Родители должны найти сыну невесту, поскольку родители знают вековые принципы того, как выбирать в семью девушку!» — как-то убеждал меня один такой традиционалист. В местных газетах полно объявлений типа: «Брахманская семья из Бихара ищет пару молодому человеку 25 лет с высшим образованием, высокого и спортивного, с перспективами карьерного роста. Вдовы и девушки старше 23 не рассматриваются» или «Семья из касты Гупта ищет пару девушке 35 лет, светлокожая с открытой американской визой. Рассматриваем и состоятельных вдовцов».

Конечно, молодые могут увидеть друг друга и до свадьбы (например, во время помолвки) или даже знать друг друга, скажем, если они прихожане одного храма или ходили в одну школу. Но это совсем не обязательно. Родители все равно уверены, что им лучше знать. В последнее время, впрочем, все больше браков по любви, особенно в городах – в которых сейчас происходит довольно болезненные перемены для индийской традиционной семьи. Я сам знаю пару, в которой жена из брахманской семьи, а муж – простой шофер из совсем не высокой касты. И семье девушки пришлось примириться с этим, ребятам помогло то, что отец девушки — известный археолог и европеизированный человек.

В Конечно, многие наслышаны про жуткий обряд «сати» — самосожжения вдов. Действительно, такой обряд в Индии существовал, причем сати редко был добровольным, бедных женщин часто отправляла на костер родня покойного мужа. Рассказ о сати – едва ли не обязательный элемент колониальной английской литературы, в таких романах в нужный момент из кустов обычно появляется британский офицер с револьвером и спасает несчастную. Сразу скажем, что сати был распространен не во всей Индии и далеко не во всех кастах, его осуждали многие индусские мыслители. А в первой половине 19 века сати был запрещен британской администрацией, запрещен этот обряд и сегодня. Вдовьи костры по Индии больше не пылают, иногда в прессе появляется информация о том, что где-то совершен сати, но этим делом тут же занимается полиция.

При этом в Индии, особенно в сельских общинах, остается много других проблем. Это, например, ранние браки – более половины индийских девушек выходят замуж до достижения 18 лет. Многие традиционные семьи, особенно высококастовые, не позволяют женщинам работать после вступления в брак. (Хотя в низких кастах женщинам нередко приходится трудится, чтобы помогать семье, причем на грязных и тяжелых работах).

Однако в последнее время все больше индианок получает образование и хочет делать карьеру, в том числе и в бизнесе, и в науке, и в политике. Числу известных индийских женщин-политиков может позавидовать любая европейская страна – премьер Индира Ганди, известная политик с юга страны Джаялалита, президент Пратибха Патил и другие. Но сразу скажем, что как правило они – выходцы из семейных политических кланов.

В последние годы символом новых индийских женщин становятся индийские кинозвезды – это такие актрисы нового поколения как, например, Айшварья Рай, Карина Капур и другие… Все они красивые, раскрепощенные и современные, а главное – многие из них продолжают карьеру и после замужества. Не случайно актрисы из Болливуда и других индийских киностудий считаются символом новой индийской женщины. Но не только они – в Индии есть и женщины-врачи, профессора, офицеры… Одна моя знакомая журналистка из Нью-Дели на вопрос, не запрещает ли ей муж работать, веско ответила: «Попробовал бы он!…» И это ответ современной индийской женщины)

1413760

Ищу любовь в интернете

Средний возраст британца, который вступает в первый брак– почти тридцать лет. Женщины надевают кольцо в 28 с половиной, мужчины – в 31. Так получается, что чем благополучнее страна, тем старше возраст первого брака.

Первый ребенок появляется, когда матери в среднем 32 года. Родители, толпящиеся перед воротами школы, после занятий похожи, скорее, на молодых бабушек и дедушек – им около пятидесяти. Возраст, когда в можно было бы иметь уже и внуков школьного возраста.

В тридцать лет найти себе мужа сложнее, чем в двадцать два. Круг общения сужается, ты все меньше ходишь в места, где обычно люди знакомятся – в клубы, на дискотеки, все меньше шумных и больших компаний. На общение и знакомства остается все меньше сил и времени.

В Великобритании, в отличие от России, не стыдно пользоваться сайтами знакомств. Если я на русском сайте размещу свою анкету и напишу, что ищу бойфренда 30-45-ти лет, обо мне же подумают, что я уродина и неудачница. И я попробую сделать все возможное, чтобы мои друзья и коллеги не узнали, что я отчаялась до такой степени, что ищу любовь всей жизни в интернете. А для британцев – это просто эффективный способ решения вопроса, за кого выйти замуж, когда стукнуло тридцать.

Он хорошо работает в условиях больших городов – для Лондона и Эдинбурга, например. Но если вы живете в Кардиффе или какой-нибудь маленькой валлийской деревне, искать мужа по сайтам все же не удобно. Во-первых, вы итак знаете в вашей деревне всех, кто еще не женился, во-вторых, мала вероятность, что вы найдете кого-то поблизости, а в самом начале отношений осложнять себе жизнь тем, что вы с бойфрендом живете в разных городах – не имеет смысла.

Традиционный британский способ искать мужа – делать это по пятницам и по пабам. Незамужние британцы в пятницу похожи на рыб и птиц, у которых начался брачный период. Они стекаются стаями к центру и начинают искать партнеров. Птицы меняют оперение, британцы надевают униформу, которая подсказывает окружающим: я в активном поиске. Женская униформа максимально похожа на одежду про которую мы говорим «оделась как проститутка». Очень короткие юбки, очень высокие шпильки, стразы и праздничный вид, пьяная походка (на шпильках это особенно трогательно). Но эту одежду надо правильно интерпретировать, она вовсе не означает, что так одетые женщины – доступны и готовы к отношениям на одну ночь и быстрым связям. Так одетые женщины ведут себя очень сдержано. Мужчины понимают, что все собрались строить долгие отношения, поэтому целовать девушку в день знакомства – в долгосрочной перспективе – плохая стратегия.

Люди в Лондоне гораздо более дружелюбны и открыты к общению, поэтому встретить будущего мужа на улице – нормальная ситуация, а не история из сказки. Ровно на это и рассчитан внешний вид.

Так проходит несколько недель или месяцев, каждую пятницу как на работу вы ходите в паб искать свою судьбу. Потом женитесь, покупаете в кредит домик вдали от центра, и через 9 месяцев после свадьбы рожаете детей. По пабам по пятницам больше не ходите – цель выполнена. Но если к 50-ти годам вам приходится искать нового мужа, вы помните рецепт:

1) живешь в большом городе – заводи аккаунт на сайте знакомств
2) живешь в маленьком городе, надевай миниюбку и каблуки и в пятницу иди в паб.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире