На минувшей неделе сразу несколько высокопоставленных российских чиновников дали отрицательный ответ на предложения доклада Института современной политики (ИНСОР) в отношении российской модернизации, на сформулированную в нем стратегию качественного оздоровления и укрепления государственных и общественных институтов, включая демократический контроль над бюрократией и силовыми структурами, независимый суд, политическую конкуренцию и выборность Совета Федерации, глав регионов и муниципалитетов. Президент Медведев на встрече с главными редакторами ведущих СМИ заявил, что еще не прочитал (заблаговременно переданный ему) доклад Института, тем самым, заметно принизив его значение. А первый вице-премьер Игорь Шувалов на экономическом форуме в Красноярске объявил, что в Правительстве работают профессионалы, не нуждающиеся в советах со стороны.

Одновременно с ИНСОРом, Европейская Комиссия передала российскому кабинету министров свои предложения по новому «Партнерству для модернизации» между Россией и ЕС. Предложения идентичны институциональному подходу ИНСОРа – приоритет в них отдается решению блокирующих развитие институциональных проблем России (правовое государство и достижение верховенства закона, борьба с коррупцией, улучшение инвестиционного климата, повышение роли российских неправительственных организаций). Экономические и технологические задачи обусловлены разрешением этих ключевых проблем, и без этого представляются недостижимыми. Однако российские дипломаты и чиновники уже поставили под сомнение подход Еврокомиссии, заявив, что, напротив, вместо «зацикливания» на правовой и институциональной тематике, партнерство следует сосредоточить исключительно на экономическом и технологическом аспектах. Постоянный представитель России в ЕС В. Чижов сформулировал четко – «программа должна носить прикладной характер, без пространных рассуждений о преимуществах европейских ценностей». МИДу вторит Минэкономразвития: «наше министерство ставит задачу модернизации в первую очередь технологий, в том числе путем переноса европейских технологий на нашу территорию».

Всех превзошел в интервью «Ведомостям» главный идеолог «суверенной демократии» Владислав Сурков, которому президент Медведев поручил курировать проект создания национального инновационного центра – «инногорода» («обособленного комплекса для развития исследований») – российского аналога американской Силиконовой долины. На фоне его иннофантазий страницы инсоровского доклада, напрасно объявленного многими безнадежной утопией, померкли, пожелтели и рассыпались в прах.

Сурков обещает скорое появление в России чудо — города в 30 — 40 тысяч душ, населенного разноплеменной и многоязыкой толпой творцов — инноваторов со всего света, занятых созданием инновационных продуктов, продаваемых во всем мире, с домами — дворцами сверхсовременной архитектуры. Непосредственно рулить осуществлением грандиозного проекта, смело встающего в один ряд с Олимпиадой в Сочи, будет корпорация «Роснано» Анатолия Чубайса. Поначалу инновации зародятся в недрах крупнейших российских корпораций, а затем их бережно «пересадят» в чудо-город, где они разрастутся и обеспечат объем продаж инновационных продуктов на сумму 100— 200 млрд. рублей уже к 2015 году, а дальше – на триллионы рублей. В этом году на поддержку стартовых инновационных проектов из бюджета уйдут первые 4 млрд. рублей.

Фантазия Суркова смело парит над родными осинами, дерзко направляясь его «дерзостью, верой и волей». В прекрасной мечте В. Ю. дружно работают наши и зарубежные вузы и институты, идет «сбор лучших и лучшего в одном месте». Сверкают стеклом и бетоном «сверхсовременные архитектура и дизайн». Прогуливающиеся по городу – саду ученые — инноваторы наслаждаются «абсолютной безопасностью и открытостью». И по-детски радуются «снисходительности надзирающих органов – хотя бы на время». Заселяются в новые просторные квартиры заморские знаменитости – чтобы указать верную дорогу всем остальным. Пустеет Силиконовая долина, обезлюдели шведские технопарки, очереди из инноваторов выстраиваются на шереметьевской таможне…

При этом демократия, верховенство закона, четкие процедуры и эффективные институты воспринимаются Сурковым как блажь. Он прямо говорит о приверженности «дирижизму» и «ручному управлению», согласен на термин «авторитарная модернизация» применительно к концепции Кремля. Восхищается авторитарными и однопартийными правительствами Китая и Южной Кореи, Японии и Швеции. Одним словом, его идеал – авторитаризм, сохранение политического статус-кво, технологическая модернизация — силами и под контролем нынешнего госаппарата. И никаких политических и институциональных реформ.

Стремясь обосновать претензии Кремля на бесконтрольную власть и безальтернативность «авторитарно-технической модернизации», Сурков сознательно утаивает (или просто не знает), что все указанные им успешные модернизации начинались и были обеспечены именно созданием дееспособных институтов и четких процедур, и никак иначе. Эффективные суды и бюрократия, безусловная защита собственности и контрактов, открытость и исключительно благоприятный инвестиционный климат, постоянный диалог и учет интересов бизнеса – ключевые элементы всех успешных модернизаций, вне зависимости от того, осуществлялись ли они в демократических (как Швеция и Япония), или авторитарных (как Сингапур или Китай) странах.

Ничего похожего в программах и в практике российских властей мы не видим. Напротив, вместо этого наблюдаются крепнущие протекционизм и закрытость страны, рост налогов и ухудшение инвестиционного климата, засилье монополий и галопирующая коррупция, экспансия госсектора экономики, постоянный передел собственности, зависимость судов и произвол правоохранительных органов, шпиономания и ухудшение условий пребывания в стране иностранцев. Деловая активность в стране угнетается и угасает, капитал бежит, продолжают утекать лучшие мозги.

Кремлевскому «иннограду» еще предстоит хлебнуть все эти «прелести» полной чашей. Сотни согласований по земле и строительству, взятки и откаты, разрешения для иностранцев и прописка для своих, блат и кумовство, криминал и крышевание, схватки бюрократических бизнес-групп за подряды и поставки, таможня, пограничники, фээсбэшники, пожарники, налоговики, технадзор, СЭС – неуправляемый бюрократический муравейник уже клубится в предвкушении большой наживы. Никем не просчитана и цена очередной кремлевской фантазии – ясно лишь, что счет пойдет на сотни миллиардов.

Каково это – развивать бизнес в современной России – могут рассказать те, кто уже инвестировал сюда деньги. Например, ИКЕА, которая уволила на днях двух топ-менеджеров за терпимое отношение к российской коррупции, в условиях «огромной и непредсказуемой бюрократической системы». А будущее кремлевского «иннограда» в условиях неизменных бюрократического произвола и коррупции, в отсутствие дееспособных институтов и четких процедур, можно увидеть, посетив любой из некогда процветавших и давно уже построенных советских наукоградов, таких как новосибирский Академгородок, Зеленоград, Дубна, Долгопрудный, Саров, Северск и др. — в которых медленно деградируют и умирают российская наука и российские инновации.

Владимир Рыжков

15 февраля 2010 г.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире