Вот и разрешилась одна из интриг этого лета. 27 июля Министерство Просвещения официально озвучило формат обучения в школах в следующем учебном году. Глава ведомства Сергей Кравцов заявил, что  в школах  дистанционное обучение взамен традиционному формату учебного процесса вводиться не будет, однако некоторые его возможности будут использоваться.  Также министр отметил, что после 1  сентября в школах проведут диагностические работы для выявления пробелов в знаниях учеников, чтобы в дальнейшем их ликвидировать. Можно предположить, что и высшие учебные заведения в сентябре вновь вернуться к очному формату обучения. Однако остается без ответа очень важный вопрос, а что делать с некачественными знаниями, которые получили студенты в период пандемии и возможно ли вообще исправить дефекты дистанционного образования в ВУЗах?

Рьяные скептики мне могут возразить, что качество знаний студентов это исключительно их личное дело, и они сами должны отвечать за свое обучение. Разумеется, правда в этом есть, но необходимо учитывать некоторые  нюансы. Прежде всего, не все ВУЗы смогли обеспечить дистанционное обучение студентов на должном уровне. Достаточно отметить, что до пандемии некоторые профессора «лучших вузов» страны не умели пользоваться компьютерами, и поэтому не смогли преподавать дистанционно свой предмет студентам. К этому следует добавить и то, что до пандемии компьютеризация некоторых факультетов «лучших вузов» страны была на уровне 19 века. Какие – то телодвижения в университетской среде были предприняты для ликвидации данных проблем, но явно не достаточные для организации качественного обучения.

Если подойти к технологии дистанционного обучения в тех ВУЗах, которые сумели все же перейти на данный формат проведения учебного процесса, то детальное ее изучение вызывает множество вопрос относительно качества полученных знаний. В основном, все дистанционное обучения заключалось в заваливании студентов домашними заданиями с минимальным объяснением материала. Фактически, дистанционное обучение в высших учебных заведениях имело форму самообразования, притом с кучей отписок, ненужных и порой глупых домашних заданий.  

Происхождение лавины домашних заданий также не вызывает вопросов, ибо во многих ВУЗах это являлось результатом давления администрации факультетов на преподавателей. Преподавателям необходимо было показывать руководству, что обучение ведется, студенты заняты, а они работают. Поэтому и возникала лавина домашних заданий и ненужных, порой устаревших материалов, сваливающихся на бедных студентов. Но, работа ли это, скорее нет, а всего лишь имитация работы…. При этом, к чести преподавательского состава необходимо сказать, что некоторые профессора все же проводили пары через zoom  и другие интернет платформы.  Но это делали только те, кто владел навыками работы с компьютером и Интернетом, а таких специалистов, увы, в российской высшей школе чуть больше половины, что катастрофически мало в эпоху цифровизации.

В сухом остатке, страна рискует получить специалистов из обучения которых выпал целый семестр.  Ликвидация пробелов в их знаниях также большая проблема, ибо во многих ВУЗах уже прошли дистанционные сессии (которые, также вызывают много вопросов) и оценки в ведомости уже выставлены.

Некачественные знания специалистов с высшим образованием намного более опасны, чем пробелы при освоении школьной программы. Ибо мало кто из нас желал бы услышать при посещении врача: «Ой, извините, эту болезнь я плохо знаю, когда ее проходили, была пандемия, и я обучался дистанционно».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире