07:57 , 16 ноября 2011

Социальные сети и блоги воспитывают безответственность?

Ужас-ужас! Сегодня многие СМИ пишут об очередной виртуальной сенсации – о вредном влиянии социальных сетей на психику и нравственность пользователей: мол, они становятся все более безответственными. Ибо в интернете все происходит виртуально, действия в сети представляются обратимыми, и они, как правило, не влекут последствий в реальной жизни – потому пользователи сетей. Привыкая к подобному стилю поведения, переносят его из интернета в офлайн. Подобные выводы делаются из выступления профессора Сюзан Гринфилд на семинаре по социальным медиа и медиа-инновациям, прошедшего вчера в РИА «Новости».
Но на самом ли деле это так? Давайте разберемся подробнее

Я присутствовал на семинаре профессора Гринфилд, и дискутировал с ней – давно слежу за ее выступлениями по публикациям в сети. Обсуждал я и высказывания о том, что Facebook и Twitter создают тщеславное поколение людей, сосредоточенных на собственной значимости с детской потребностью в одобрении, и упреки интернет-пользователей в безответственности

Конечно, выводы о том, что сети и блоги негативно влияют на пользователей, потакая тщеславию и воспитывая инфантильность, несколько полемическое заострены. Но нельзя не признать, что в целом человечество становится более инфантильным. И эта детскость проявляется, конечно же, и в интернете — в том числе и в популярности социальных сетей (желание общаться, как дети), играть в «игрушки» (компьютерные), реально добиваться популярности (виртуальной), или хотя бы столь необходимой каждому ребенку похвалы (искать ее в сети, лайк за лайком:) Однако, в отличие от детскости поведения человека в реальной жизни, его виртуальный ««возврат в детство» в сети несет в себе положительные черты — помогает сбрасывать груз повседневных стрессов, раскрепощаться, избавляясь от комплексов в общении, и раскрывать творческие способности.

На сей раз С. Гринфилд в своем в докладе буквально говорила о том, что пользователи социальных сетей становятся не более безответственными, а более беззаботными, безрассудными (reckless), сравнивая этот феномен с известным в клинике психопатологии феноменом «лобной психики», возникающим при нарушении функционирования определенных областей мозга (префронтальной коры) и связанным с неспособностью человека прогнозировать последствия своих действий. У взрослых людей это встречается при органическом поражении мозга (например, травматического характера), а также при шизофрении. То же самое можно наблюдать у маленьких детей, поскольку у них эта зона мозга, и соответственно связанные с ней психические функции еще не развиты в достаточной степени, а также у взрослых при некоторых вариантах нарушения психического развития.Но было бы ошибочно утверждать, что пользование социальными сетями нарушает психическое развитие людей, либо предрасполагает к шизофрении:) Полная картина связана с тем, что для пользователей интернета (не только для сетевых юзеров, но в еще большей степени для геймеров) характерно сужение временного горизонта внимания и мышления, фрагментация и сужение внимания, а также стремление к получению непосредственных удовольствий здесь и сейчас. (Это – результаты многих исследований, обобщенные проф. Гринфилд). Отсюда и вытекает «беспечное» поведение вследствие недостаточного учета возможных последствий.Но это только одно из возможных объяснений тех закономерностей человеческого поведения, которые мы в социальных сетях наблюдаем. Об этом я и говорил профессору Гринфилд, задавая ей вопросы. Определенные особенности поведения пользователей социальных медиа действительно имеют место быть, и развиваются они закономерно. Вопрос в том, почему это происходит и в том, насколько эти изменения оказываются устойчивыми и долговременными. Когда пользователь долго пребывает в интернете (хотя бы несколько десятков минут), постепенно «погружается в виртуальную» реальность, то у него постепенно возникает так называемое особое состояние сознания. В этом состоянии человек действительно забывает об окружающей его реальности и начинает воспринимать виртуальную реальность обостренно и более живо, чем ту, которая его окружает в офлайне. Проще говоря, он начинает верить в то, что виртуальная реальность реальна не в меньшей степени, чем обычная социальная.

Оказывается, что в таком состоянии возникает возрастная регрессия — мозг взрослого человека переключается как бы в детский режим функционирования (а для ребенка – в состояние, свойственное детям более раннего возраста). И тогда становится понятно, почему даже взрослый человек, пребывая долго в сети и общаясь в социальных медиа, ведет себя по-детски. Вспомним перечисленные особенности поведения юзеров: безрассудность и беспечность, стремление к непосредственному получению удовольствий, преобладание чувственного опыта над рациональностью и так называемый краткосрочный гедонизм, то есть стремление получать удовольствия здесь и сейчас, не задумываясь о долгосрочных целях и возможной отсроченной цене таких удовольствий. Все это — характерные черты психики и поведения ребенка, отличающие его от взрослого человека. Однако такое «детское» состояние мозга продолжается ровно столько, сколько пользователь пребывает в сети. А когда он из нее выходит, то дальнейшее зависит от того, насколько разумным, серьезным и ответственным человеком конкретный интернет-пользователя является в обычной свое офф-лайновой жизни.Для людей зрелых и социально адаптированных, кратковременное погружение в интернет и возвращение в детское состояние оказывается способом разгрузки и отдыха, эмоциональной разрядки и снятия стресса, восполнения дефицита эмоционального общения, с которым они сталкиваются в повседневной жизни, а также повышения креативности. И побывав в таком детском состоянии, человек возвращается обратно в свое взрослое состояние, оставаясь не менее личностно зрелым, чем он был ранее – можно сказать, оставляя остатки детства в интернете.

В то же время, для людей, которые недостаточно зрелы в социально-психологическом плане, свойственно то, что они могут вести себя безответственно как при погружении в сетевое общение, так и в повседневной офлайновой жизни,. Причем в сети на них влияет еще и пример других пользователей, который в «детском» состоянии оказывается особенно заразителен, поскольку для детского поведения свойственна подражательность. Подчеркну: эти люди и без интернета в обычной жизни ведут себя безответственно, как дети. Да, с ростом популярности интернета и особенно социальных медиа таких людей стало больше – но не потому, что в том виноват интернет, а потому что его проникновение в общество происходит на фоне другого тренда, постоепенного возрастания инфантильности общества, имеющей фундаментальные социальные причины (это глобальная закономерность).Соответственно, на мой взгляд, интернет не меняет общество в сторону пропаганды безответственности, а в интернете, как в зеркале, отражаются те закономерности, которые в обычной офф-лайн жизни ярко представлены. Человек безответственный, что в сети, что в реально жизни ведет себя соответствующе. А человек зрелый в сети отдыхает и развлекается, может быть ведет себя немного «по-детски», но потом он возвращается в ответственную взрослую жизнь, согласно требованиям реальности.



Вот он какой — настоящий британский ученый!
Обратите внимание на жест, иллюстрирующий результаты исследования пользователей интернета:))


В целом же нужно подчеркнуть высокую значимость выступления С. Гринфилд. Сегодня, в эпоху социомедийной революции, вопрос о влиянии интернета на общество «назрел», он требует серьезного научного изучения – как для более эффективного использования позитивного потенциала интернета, так и для предотвращения его возможных негативных эффектов в масштабах общества.Сегодня бурными темпами формируется комплексное исследовательское направление, которое можно назвать «интернетология» (нетология). Здесь и интернет-психология, и интернет-социология, и даже интернет-физиология (точнее, интернет-психофизиология), которой и посвящены пионерские работы Гринфилд.Остается только пожелать более активного развития подобных научных направлений в нашей стране. И призвать интернет-соообщество к поддержке таких исследований и активному участию в них.

А вы готовы поддерживать? Или участвовать?


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире