pshmakov

Павел Шмаков

18 ноября 2017

F

Татарстан занимает третье место в России, после Москвы и  Питера, по результатам предметных олимпиад. Выпускник нашей школы Никита Алкин привез золотую медаль с международной олимпиады по биологии. А на районном туре он не был первым. Почему? Важно, к сожалению, не только то, как отвечают на  задания дети. Важно и то, честны ли проверяющие. Как это выглядит на практике? Согласно графику, задания муниципальных олимпиад рассылают не за час, не за два, а за день и более. По биологии – так, вообще, за трое суток. К сожалению, мало кто из наших учителей следует словам Александра Солженицына – «жить не по лжи».

Передо мной – сегодняшнее детское эссе о районном туре Российской олимпиады. Четверо ребят еще пока пытаются жить по совести. …вчера у нас был письменный тур по английскому языку. По итогам можем сказать, что, во-первых, регистрация проходила в полном хаосе, но это не страшно. Часть «слушание» прошла ужасно, так как оба раза сильно барахлил звук. Динамик как будто постоянно убавляли и прибавляли. Это происходило постоянно в  разных местах, из чего мы сделали предположение, что этим занималась учительница. Из-за проблем со звуком возникли проблемы с выполнением заданий. В  остальном письменный тур прошёл неплохо.

Сегодня у нас проходил устный тур. Мы, как нормальные люди, пришли к 9 утра на регистрацию. Но всем 9-классникам уже после прихода сказали, что регистрация в 12. Кто-то остался в школе, а мы ушли гулять. До 12 же  регистрация была у 6-го класса. В 11 часов мы узнали, что регистрация уже началась. Мы пришли в школу, все прошло нормально, за исключением того, что Андрея не было в списках, но это быстро исправили. Затем мы прошли в кабинеты, в нашем большинство уже обсуждали тему предстоящего диалога: волонтерство (но мы узнали это позже). То есть, получается, они все уже знали тему, всем сказали в школе. Когда лично я сдавала диалог, по девочке, с которой я сдавала, было видно, что она заранее зазубрила текст. Когда мы сдали и вышли, все тоже говорили о том, как же хорошо, что они заранее подготовились именно к этой теме. Так что устный тур прошёл достаточно плохо, потому что мы честные люди.  Подписи участников районной олимпиады. Победитель школьного этапа Мирханова Айгуль , призеры школьного этапа: Надеина Юля, Таранков Андрей, Шмакова Настя.

В прошлом году все было (или выглядело?) совершенно иначе – дети из разных школ не знали тем, было видно, как многие нервничают перед устным туром… Четверка моих учеников, написавшая это эссе, еще не знает того, что знал Александр Исаевич: «Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать». 

Недавно, в субботу, проводили в школе Пижамный день: школьники, учителя, а вечером и родители пришли в школу в пижамах поверх одежды. Даже на  директоре, поверх костюма с галстуком, был домашний халат. Пижамный день перешел в пижамную ночь – гитара, фильмы, разговоры. Разумеется, при родителях или с их письменного согласия. Но самое интересное началось через несколько дней, когда выяснилось, что одну из девочек строгий папа не пустил в школу…  Школьница спорила с папой. Тогда папа отнес заявление  в правоохранительные органы. И  вот сегодня пришли счастливые сотрудники прокуратуры с решением о новой проверке.  Совместно с Роспотребнадзором. Директору подробно объяснили, что бывает с теми, кто открыто пишет  «Что происходит по команде «Фас!» или нужна ли  России такая прокуратура?» https://echo.msk.ru/blog/pshmakov/2088324-echo/ . Помощник прокурора Лилия Габдуллина напомнила свои слова о необходимости увольнения директора.  Который вздумал защищать учителей татарского. Война  за  сохранение татарского языка? Или война против школы СОлНЦе? Новый раунд…

Это известно всем собаководам. Собаку можно научить атаковать по команде хозяина. Едва написал, что мне пришла лживая и грязная бумага за подписью врио прокурора района, в которой есть ссылки на несуществующие документы и на непроводившуюся проверку, как один за другим оживились надзорные органы. Рособрнадзор по республике Татарстан, много лет молчаливо взиравший на то, что в школе, не один год входящей в число лучших в республике, нет своего спортивного зала, столовой, оборудованных кабинетов, решил подать в суд не на учредителя, а на саму муниципальную школу СОлНЦе. И неважно, что решение финансовых вопросов не в компетенции школы. Роспотребнадзор стал без стука врываться в учебные кабинеты, прерывая занятия детей. С зарплатного счета директора школы списываются деньги, без предупреждений и оповещений.

Разумеется, мы подали уже два судебных иска с обжалованием незаконных действий и бездействия тех самых органов, которые должны бы защищать нас от произвола. После того, как прокуратура получила иск, мне пригрозили дисквалификацией, а школе СОлНЦе — административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Поскольку мы по-прежнему не увольняем учителей татарского, отказываемся снова и снова переписывать учебные планы по рекомендациям чиновников от образования, по окрикам несведущих в образовании прокуроров, то нам, похоже, следует теперь ждать визита очередного надзорного органа. У нас в этом году еще не было проверки Госпожнадзора…

В такие минуты, часы и дни особенно ярко проявляются не только худшие, но и лучшие человеческие качества. Каждый день приходят десятки писем о поддержке. В соцсетях — новые и новые предложения о дружбе как от татар, так и от русских. Юристы предлагают поддержку в судах. Телефон школы разрывается от звонков родителей, желающих отдать детей в нашу школу (экзамены на поступление у нас проходят круглый год). Слегка неожиданной была поддержка мэрии Казани: еле живой процесс по строительству нового здания школы получил новое дыхание. Так что сейчас неясно, что скорее произойдет — уволят в четвертый раз директора школы за инакомыслие или построят здание и оснастят кабинеты?

В далекой Финляндии, ставшей родиной моим девочкам, родившимся далеко от России, в 70-х годах отказались от РОНО — иначе говоря, от надзора за учителями. Методическая помощь учителю осталась, а надзирать за его работой перестали. Это было одной из важнейших причин, почему свободный учитель стал работать лучше. Вспомним школьный курс истории. Почему феодальный строй пришел на смену рабовладельческому? Ответ прост — раб работает хуже, чем свободный человек. Так вот, прокуратура в ее нынешнем виде, не замечающая нарушений федерального законодательства в течение десятилетий, но берущая под козырек и ищущая черную кошку в темной комнате — нужна ли она нам, гражданам России?

Только что были опубликованы методические рекомендации Минобра РТ по учебному плану. В них, в частности, написано, что во  всех учебных планах в предметной области «Родной язык и литературное чтение», «Родной языки родная литература» выделятся блок «Татарский язык (государственный язык Республики Татарстан)» в объеме 2-х часов, который обязателен для изучения всеми обучающимися.

Через полтора дня прокуратура, которая исполняет закон только в случае прямого приказа сверху, грозно прикрикнула на Минобр http://www.prokrt.ru/main/news1/prokuratura_respubliki_tatarstan_trebuet_otozvat_nezakonnye_metodicheskie_rekomendacii_v_sfere_obrazovatelnoj_deyatelnosti/ Школы в растерянности: привыкли любые приказы исполнять, не думая…

В 2017 в школе СОлНЦе у нас выпускался гуманитарный 11В класс. 7 талантливых девочек. Чуть позже к ним добавился мальчик. Один. Им  интересны история и литература. Все они хотели, чтобы математику вел талантливый Юрий Королев. А учитель согласен был вести любимый предмет в объеме не менее, чем 7 часов в неделю. А не 4, как принято в гумклассах. Так и учили математику в 10 и  в 11. Общечеловеческое для детей было важнее формального количества часов. Это совпадает с общей позицией нашей школы. Нам не так важно, будут ли все наши дети учить татарский язык 5 часов или 3. Важно, что мы не будем противопоставлять татар и русских. Когда-то мы не захотели называть нашу школу физико-математической, ибо часто в этих школах воспитывают детей в духе студенческой Дубинушки: «Только физика соль, остальное все ноль, а филолог и медик — дубина!» Вновь повторяем, что школа СОлНЦе не будет поддерживать прокуратуру в действиях, которые приводят к вражде между людьми. Мы работаем до  лета так, как начали в сентябре, не меняем в середине учебного года планы и  программы, не ссорим детей и родителей, не выгоняем учителей. Летом скорректируем учебные планы в сторону уменьшения часов татарского, но некий минимум будут изучать все наши дети, живущие в Татарстане. Мы не будем следовать лозунгам нацистов: «Чтобы достигнуть нашей цели, оправдано любое средство, даже если мы должны объединиться с дьяволом». Из обсуждений и комментариев после статей на тему татарского языка ясно, что ситуация гораздо хуже, чем пару недель назад! Посты с призывами к компромиссам «заминусованы», а в лидерах — яростные и крайние. Фитиль уже дымится… https://www.business-gazeta.ru/article/362971

01 ноября 2017

Охота на ведьм

В Татарстане идет охота на ведьм. Да только, в отличие от  католических стран, где этот вопрос решался серьезно и ответственно: дела рассматривались церковным судом, ну, за исключением особых случаев. Дело о ядах рассматривал особый светский суд. В Казани проще. Прокуратура приходит в одну школу, пишется похожее на правду Представление, потом бумага размножается в  нужном количестве экземпляров – заменяется лишь номер школы и фамилия директора. Представление грозное, требуется наказание виновных, привлечение к  ответственности… А охота идет на учительниц татарского языка, которых в  республике не одна тысяча.

К нам, в школу СОлНЦе, прокуроры не приходили. Наших документов не смотрели. Но в Представлении потребовали устранения нарушений… Есть они или нет, не так важно. Про нашу школу говорится или не про нашу, тоже не существенно. А когда я удивился откровенному то ли обману, то ли халатности,  — старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Марсельевич Галиев пригрозил мне или дисквалификацией, или административным приостановлением деятельности школы на срок до 90 суток и добавил, что в любом случае надзорное ведомство будет последовательно отстаивать свою позицию и добиваться реального устранения всех нарушений, изложенных в Представлении https://www.business-gazeta.ru/article/362595  . А то, что проверки в нашей школе не было, а  в Представлении, адресованном нам, написано не про наши нарушения, прокуратуре дела нет. Посмотрим, что скажет Вахитовский районный Суд Казани, куда мы  обратились с иском к прокуратуре в поисках справедливости.

Интереснее другое. Прокуратура республики не одно десятилетие не замечала нарушения федерального законодательства в Татарстане. Более того, она жестко реагировала на письма русскоязычных граждан республики, сообщавших в надзорное ведомство о нарушениях закона. И вдруг… поступил сигнал из Москвы. И прокуратура стала преследовать учительниц татарского языка, завучей и директоров школ, следуя известной российской пословице «Закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло».

Только что отправил в суд административное исковое заявление о признании незаконным требования зампрокурора Вахитовского района Казани. 25 октября мне при посещении прокуратуры было вручено требование о повторной явке и  о предоставлении копий Положения о языках образования, учебного плана и  расписания занятий. Считаю это требование незаконным, нарушающим наши права, свободы и законные интересы.

Несколькими днями ранее мне пришло Представление прокуратуры с требованием наказать заместителей директора школы СОлНЦе за нарушение федерального законодательства, за наличие в учебном плане школы часов татарского языка и  литературы. В прокурорской бумаге за подписью врио прокурора района есть ссылки на  несуществующие документы и на непроводившуюся проверку. События начали мелькать как в калейдоскопе. Вызовы в прокуратуру, собрания директоров, где подробно разъяснялось, как повежливее ругаться с родителями и как аккуратно и побыстрее – до начала 2 четверти, то есть до 7 ноября, — уволить нужное количество учителей татарского. Все брали «под козырек» — лишь мы отказались выполнять несправедливые требования. Тогда с нами стали работать индивидуально, что и  привело к необходимости защищаться.

В сети спорят о добровольности, об обязательности, о  количестве часов татарского языка.  Много моих друзей и хороших знакомых находятся по этому тонкому,  важному для них вопросу, по разные стороны баррикад. В комментариях в интернете люди переходят на  оскорбления, пытаясь доказать истинность именно своей позиции. Мы же говорили на тему преподавания татарского языка еще до всех этих событий. Считаю, что здесь очевидна вина самих прокурорских работников: ранее они сами не соблюдали федеральных законов о преподавании  языка, а теперь решили отыграться на завучах и  учителях татарского. Школа «СОлНЦе» пока сохраняет status quo. Разумеется, летом будущего года мы примем новый учебный план, но в середине года выбрасывать на улицу учителей татарского считаю незаконным и несправедливым. Не считаю, что с татарским языком в республике правильная ситуация. Но нельзя наказывать 2800 невинных людей. К примеру, у нас в 5--х классах преподается 5 часов татарского языка и  литературы. Считаю, что это, на самом деле, много. А русского у нас преподается меньше, чем в остальной России, и это тоже неправильно. Самое главное — это то, что вновь ссорят татар и русских. Помните, как у Шварца: «Мы не будем в этой школе подлости первыми учениками». Мы не будем ссорить татар и русских, не  будем никого наказывать.  Мы не станем ни  на одну из  сторон в этом споре  Но мы будем защищаться от прокуратуры, которой все равно, кого бить. Бьют, того, кто слабее, бьют того, кого прикажут бить.

Мне вчера пришло письмо из прокуратуры с требованием наказать заместителей директора школы СОлНЦе за нарушение федерального законодательства, за наличие в учебном плане школы часов татарского языка и  литературы. Аналогичные письма пришли и в другие школы города и республики. Насквозь лживая и грязная бумаженция за подписью врио прокурора района, в  которой есть ссылки на несуществующие документы и на непроводившуюся проверку.

«установлено, что приказом директора МАОУ «СОлНЦе» по  согласованию с начальником отдела МКУ «Управление образования ИКМО г. Казани по  Вахитовскому и Приволжскому районам»  и начальником МКУ «Управление образования ИКМО г. Казани» утвержден учебный план МАОУ «СОлНЦе» на 2017-2018 учебный год».  Да не было этого установлено! Не было этого согласования. Нашей инновационной школе, входящей в число лучших школ республики (есть соответствующие дипломы и Кубок), наши руководители не  подписывают учебный план уже не первый год.  Побаиваются ответственности. Слишком уж мы несхожи с другими школами. Но и закрывать нас пока не решаются – очень уж высокие результаты показывают наши учащиеся.

«Выявленные проверкой нарушения требований федерального законодательства стали возможны из-за ненадлежащего отношения заместителя директора по учебной части и заместителя директора по национальным вопросам к  возложенным на них обязанностям…» Не было в нашей школе проверки. Давно уже не  заходили к нам прокуроры (теперь-то ждем). И накажут теперь меня, я к этому готов. Но не собираюсь наказывать порядочных людей по требованию непорядочных. Не хочу и выполнять приказ, который приведет к увольнению учителей татарского языка.

Письмо пришло из той самой прокуратуры, из которой десятки раз звонили мне с требованиями о незаконном зачислении в нашу школу. От тех самых чиновников в погонах, которые не раз пытались закрыть нашу школу. Которые много лет поощряли нарушения федерального законодательства — и вдруг «проснулись» после окрика из Москвы. К сожалению, им все равно, чьи права нарушать, русских или татар, демократов или коммунистов. Это те самые «чего изволите». Честные и нечестные люди бывают разных национальностей и разного уровня достатка. Наверняка, честные работники есть и  в прокуратуре. Хотел бы я с ними познакомиться. Еще не решил, как мне реагировать на эту грязь за подписью врио. Я горжусь тем, что я русский. А еще горжусь своим другом, учителем физики Наилем Афлетоновым, который как-то мне сказал: «Во-первых, я — человек, а лишь во-вторых — татарин».

«Чего изволите?» — «о человѣкѣ подхалимѣ, не имѣющемъ никакихъ опредѣленныхъ убѣжденій о флюгерѣ, готовомъ повернуться по вѣтру и  поступиться всѣмъ, чтобъ достигнуть своихъ иногда нечистоплотныхъ цѣлей», Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография).

Спорят у нас в Татарстане об изучении татарского языка. Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов  сказал, что Минобр РТ изменит объем преподавания татарского языка для русских школьников.  Для русскоязычных детей в том объеме, который преподается, он не нужен, и  изменений стоит ожидать уже в этом году http://m.nazaccent.ru/content/25374-tatarstan-izmenit-uchebnye-plany-po-tatarskomu.html  Через три дня Минобр Татарстана дал иную трактовку ситуации:  с января 2018 года увеличатся часы по русскому языку. О сокращении уроков татарского языка речь пока не идет http://m.nazaccent.ru/content/25388-minobrnauki-tatarstana-oproverglo-sokrashenie-chasov-tatarskogo.html

Так уж получилось, что школе СОлНЦе долго не везло на дружбу с чиновниками. И наша нелюбовь была взаимной. Школу закрывали и прокуратура, и  Роспотребнадзор, и Рособрнадзор, и районный, и Верховный Суд, меня трижды увольняли и трижды восстанавливали на месте директора той же самой школы. И  неважно, что школа  была федеральной экспериментальной площадкой, школой года, ассоциированной школой ЮНЕСКО, входила в ТОП 25 лучших школ России, становилась лучшей школой Татарстана. Настали иные времена. И  школе СОлНЦе, и городу, и республике повезло на мэра и президента. Эта война закончилась. Надолго ли?  

А теперь о любви. Один из самых замечательных учителей школы  — Наиль Афлетонов, татарин. Еще учитель,  многое определивший в концепции школы — Владимир Фалин, чуваш. Нет уже сейчас Володи с нами рядом, но до сих пор часто хочется с ним посоветоваться. Кроме татарского и русского, в нашей школе преподаются французский, итальянский, японский. Недавно к нам пришел поработать и пообщаться испанец Алонсо. Наши соседи из синагоги построили нам этим летом аудиторию и обещают начать преподавание иврита.

А вот — притча о подлости. Умер один из лидеров убиения невинных, Лаврентий Берия. Там, наверху, его спрашивают, как же, дескать, ты  мог столько плохого совершить? Отвечает: «Время было такое. Многие так же  поступали…» И высший судия снова спрашивает: «И почему в этой школе подлости ты был первым учеником?»

Не стану высказывать своего мнения содержательно, поскольку нет в этом вопросе правых. Много моих друзей и хороших знакомых находятся по  этому тонкому,  важному для них вопросу, по разные стороны баррикад. В комментариях в интернете люди переходят на  оскорбления, пытаясь доказать истинность именно своей позиции. И пока мне выпало счастье быть директором в школе СОлНЦе, мы не станем ни на одну из  сторон в этом споре.  И, пока меня в  четвертый раз не уволили, я не буду рассматривать заявления от родителей моих школьников, желающих победы в этой войне. 

Вот и Юлия Латынина уехала из России http://echo.msk.ru/news/2052754-echo.html .  А во времена Петра талантливых иностранцев звали в Россию. Сто лет назад наступили иные времена: философский пароход: «Уезжают бердяевы, лосские,

Бесполезные для страны:

Ни историки, ни философы

Революции не нужны…»

Железный занавес на время приостановил процесс отъезда. Но  через 70 лет, с начала перестройки, десятки и сотни тысяч стали уезжать из России. Мало кто вернулся. Я был среди тех немногих ненормальных, кто вернулся из сытой Европы. В 2000 меня выгнал мэр Казани Камиль Исхаков, закрыв муниципальную школу, растившую и обучавшую детей в свободе http://www.levi.ru/houses/playground/school/kosmina/kosmina2_school.php .  Суды надо мной и школой. Пришлось уехать из России. Лишь через девять лет новый градоначальник Ильсур Метшин, приехавший в Финляндию перенимать передовой образовательный опыт https://finland.fi/ru/zhizn-i-obshhestvo/shkolnoe-obrazovanie-v-finlyandii-po-otsenke-pisa/ , пригласил меня обратно в Россию, в Казань. Через пару лет, когда предложение о возвращении было согласовано и с Президентом Татарстана, я приехал в Казань https://www.1tv.ru/news/2011-11-22/107591-odin_iz_luchshih_uchiteley_finlyandii_vernulsya_v_rossiyu . Понятно было, что меня ждет. Действительно, через два года Лицей Лобачевского, директором которого меня назначили, вошел в ТОП 25 лучших школ России, и в тот же год лицей ликвидировали: мне не простили прекращения приема блатных детей, что принято в лучших школах нашей восточной республики. Пришлось начинать новую школу, теперь уже с именем СОлНЦе, на пустом месте, в стареньком неотремонтированном здании. Прошло четыре года. СОлНЦе – среди лучших школ республики. Лучшие выпускники школы уезжают в Москву, в Питер, за рубеж. Никита Алкин привозит из Дании золотую медаль победителя международной олимпиады по  биологии. Снова звонки и требования о приеме «позвоночников».

Три моих дочери учатся одновременно и в России, и в Финляндии. Старшая уже в девятом классе. Ей предстоит ОГЭ в России, выбор гимназии в Финляндии. Посему мне приходится, работая в Казани, раз в 1-2 месяца бывать в Европе. То навещать. То привозить. То увозить. Многие мои товарищи, с  кем учился в школе в Казани или в университете в Москве, давно уже за границей. Но они там, как правило, навсегда. У них не появляется и мысли о возвращении в  Россию, на низкую зарплату, в университеты с плохо работающим научным оборудованием.

Мне нравятся дорожки, которые выбирают мои ученики. Чулпан Хаматова, актриса, помогающая тысячам детей с онкозаболеваниями. Олеся Балтусова, помощник Президента Татарстана, защищающая старую Казань от  множества хищников, желающих снести памятник архитектуры, чтобы на его месте построить многоэтажное безвкусное здание.  Вот уже лет 25, как я не занимаюсь политикой. Но даже за создание свободной школы, открытой для многих сотен детей Казани, меня уже три раза увольняли. Потом восстанавливали. На меня дважды заводили уголовное дело. Потом прекращали. Взламывали квартиру. Налагали судебный запрет на занятия педагогической деятельностью.

Мне больно, когда московский департамент образования разрушает школу самоопределения номер 734, созданную гениальным Александром Тубельским  http://echo.msk.ru/blog/pshmakov/2047358-echo/ . Когда убивают или пытаются убить журналистов, не боящихся говорить правду.  Когда судят режиссера, ставящего спектакли, герои которых говорят не так или больше, чем принято сейчас в моей больной России.  Но я не хочу уезжать из моей страны туда, где легче и комфортнее. И моя старшая дочка Настенька, недавно перешедшая грань разрешительного порядка общения со мной на уведомительный, пока еще не валит за бугор на постоянку. А младшим, 7-летней и 10-летней, пока еще, мучаясь, объясняю, почему в России грязные туалеты, а в Финляндии – чистые. 

Праздник. У кого какой. Многие тысячи мусульман в Казани и в Москве придут к мечетям: Курбан-байрам! А у миллионов школьников – 1 сентября: начало учебного года, День знаний! Наша школа СОлНЦе в Казани учится с 15 августа. Зато и каникул у наших детей в году чуть больше. Дочка моя тоже учится с 15 августа, но в Финляндии. Зато весь год по пятидневке.

Но не везде в школьной России 1 сентября – праздник. Московская школа самоопределения борется за сохранение своего уклада. В  середине мая всемогущий Департамент образования Москвы уволил демократически избранного директора 734 школы Юлию Грицай, выпускницу этой школы, учителя, ученицу легендарного Александра Тубельского, чье имя носит теперь 734 школа. Сама Юлия думает, что Департамент считает авторские школы, такие, как школа самоопределения —  «вчерашним днем» в  системе столичного образования. В 2016 Юлия отказалась от предложения Департамента перейти в другую школу… http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/26700.html  И вот уже новый директор осваивает пространство свободной доселе 734 школы. Один за другим увольняются учителя и сотрудники. На  их место приходят лояльные. В параллели 8-х классов отменены занятия музыкой. Педагогам запрещены совместные совещания по понедельникам в 8 утра, где они обсуждали взаимодействие друг с другом. 9-м классам запретили образовательный выезд на 1-е сентября. В школе, где всегда было важно, чтобы ребенок поднимался над самим собой, теперь все больше внимания уделяется рейтингу, то есть стремлению быть выше и лучше других. Работа творческих и рефлексирующих учителей все больше регламентируется и алгоритмизуется. У учителей школы все меньше времени на  реальное обучение детей, на наполнение образовательного пространства. Человеческие отношения и Суд чести заменяются на служебные расследования…

Похожая ситуация была и с в Казани в 2013 году. Проверки, выговоры, увольнения и даже ликвидация школы — с одной стороны и поддержка десятков тысяч россиян в сети, детские флэшмобы «Сохраните нашу школу». Но у нас – Восток, «дело тонкое». Опять же, никто в Казани не хотел конфликтов в год Универсиады.  Сегодня школа СОлНЦе – среди лучших школ республики Татарстан.  Как хочется, чтобы Сергей Собянин и Исаак Калина в Москве были столь же  конструктивны, как Ильсур Хадиуллин и Ильсур Метшин в Казани.  Как хочется, чтобы уклад школы самоопределения имени Александра Тубельского, гениального российского учителя и  директора, был сохранен, а не уничтожен. 1 сентября верится в хорошее. Как там у Стругацких?  «Счастье для всех даром, и  пусть никто не уйдет обиженный!» С праздником, российская школа! 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире