Ехать или не ехать – не в том вопрос.
А вот куда и зачем?

Способны ли мы сформулировать эффективную стратегию развития туризма в Калининградской области.

В ночь на 4 ноября в Калининграде выпал первый снег, но удержался только до 11 утра, после чего был начисто съеден осенним солнцем.
Соответственно, и туристическая деятельность впала в глубокую спячку до новогодних праздников. Вот к этому моменту и подоспел эпохальный для региона труд «Стратегия продвижения Калининградской области как туристического направления и создания конкретного плана маркетинговой и рекламной кампании для внутреннего и международного рынков».

Хотя жизненный опыт говорит о том, что, чем пышнее и значительнее название отчёта, тем скромнее его содержательная часть, но все таки правительство области подобрало себе исполнителя – ООО «Стратеджи Парнтерс», добросовестно заплатило за разработку полтора млн. руб. (не ахти какие, но, всё-таки, деньги) и, совместно с разработчиком, представило на обсуждение документ, который должен был бы стать перспективой развития одного из главных направлений в специализации области. Документ представляла одна из разработчиков стратегии Елена Киселёва.

Публикации документа в интернете дождаться так и не удалось, поэтому приходится комментировать с голоса.

Пожалуй, самым конкретным и реальным предложением специалистов по стратегии стала рекомендация увеличить число чиновников при правительстве, занимающихся туристическим маркетингом, для чего создать агентство по развитию туризма. Вот это мы делать умеем и можем сделать быстро!
Далее, опросив группу в 53 человека, разработчики сумели сделать вывод о том, что для области экскурсионный туризм более перспективен, чем конгресстуризм, и что следует развивать агротуризм и тому подобные «измы». Им даже удалось выделить наиболее перспективные страны, откуда можно привлечь туристов. Среди них (по перспективности) Россия, Германия, Украина, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Швеция и Финляндия. При чём, одним из основных критериев выбора стран была информация о том, что граждане именно этих стран склонны путешествовать по местам со сходным прохладным, привычным им климатом. На этом практически вся содержательная часть стратегии закончилась.



Что же сказать по этому поводу – что выслушали и забыли, что никакая стратегия развития туризма не нужна, и так обойдёмся?
Пожалуй, что нет. Будет жаль, если этот пустой отчёт положат под сукно, поставят галочку и забудут, хотелось бы внятного, конкретного и реального анализа ситуации и плана действий с конкретными исполнителями. Министр экономики области А.Смирнова планирует увеличить поток туристов в 2010 г. на 74% по сравнению с 2009 г. Соответственно, в абсолютных цифрах, количество иностранных туристов должно увеличиться с 79,2 тысяч до 138 тысяч, россиян – с 280 до 490 тысяч. При этом увеличение количества туристов планируется в соответствии с увеличением количества мест в гостиницах и других средствах размещения. Очень наивный, но удобный подход для составления отчётов. Если туристам будет не за чем ехать в Калининградскую область, или для этих поездок нужно будет преодолевать несоизмеримые транспортные и пограничные трудности, то гостиницы просто будут стоять пустыми.

При нынешней ситуации, увеличение потока иностранных туристов нереально.
Количество немецких туристов, которые готовы были преодолеть все трудности, чтобы вновь оказаться на любимой родине, быстро падает в связи с их преклонным возрастом. Ни польские, ни литовские туристы не составляют значительного туристического потока (если, конечно, речь не идёт о поездках за водкой, бензином, лекарствами и т.п.), у них есть те же самые балтийские пляжи и колорит восточно-прусских городков, только в значительно лучшем состоянии. Французы, шведы, англичане и голландцы – как редкие экзотические бабочки в наших краях. И единственное, что на самом деле могло бы встряхнуть ситуацию с иностранным туризмом, это радикальное упрощение визового режима. А для туристов из стран шенгена — просто отмена виз. Кто-то должен сделать первый шаг в движении навстречу друг другу.
И почему бы это не сделать России, начав с Калининградской области? Наша область – лучшая территория для первого шага в этом направлении. Это вопрос федеральной власти, которой правительство области должно ежедневно объяснять, что не может область, объективно находящаяся в окружении иностранных государств, жить по тем же визовым правилам, как Тамбовская, Воронежская или другие области России. Пока же ситуация только ухудшается. Вдруг значительно расширяются приграничные зоны, для посещения которых требуется оформление спец.пропусков даже для калининградцев. А в этих зонах находятся и важные туристические объекты.



Сейчас стабильно можно рассчитывать только на увеличение туристического потока из России и Белоруссии, который последние 5 лет устойчиво растёт.
При этом, в модели развития нужно рассматривать не в общем Россию, а конкретные регионы, ведя там рекламную работу и обеспечивая удобное транспортное сообщение с Калининградской областью. И здесь недавнее банкротство «КД-авиа» стало настоящей катастрофой. Калининград лишился большого числа прямых рейсов в областные российские города, откуда уже наладился постоянный приток туристов. Потери из-за усложнения транспортной схемы могут быть сильнее, чем вследствие экономического кризиса и восстановить маршрутную сеть полётов из Калининграда – важнейшая задача областной власти.

Следующий наивный вопрос – а зачем вообще сюда ехать?
Есть моря теплее и места, где фрукты сочнее. Для того чтобы было зачем приезжать сюда, нужно в первую очередь заняться восстановлением морских пляжей в Светлогорске и Зеленоградске, которые были 4 года назад буквально съедены морем. Привести хотя бы минимально в порядок памятники архитектуры, особенно кирхи и замки орденского периода. И это, к сожалению, тоже ложится на плечи властей, потому что частный бизнес практически к этому не допускается, а там, где всё-таки была начата работа по частной инициативе, например, замок «Шаакен» и форт №1 «Барон фон Штайн», немедленно возникли серьёзные трудности с властными структурами.

Нужно что бы на туризме зарабатывали не только приморские курорты и Калининград, но и областные города, чтобы у них был стимул в поддержании в нормальном состоянии памятных исторических мести.
Пока они этого делать не умеют. И только далее следует вопрос строительства гостиниц, уровня сервиса и оптимизации соотношения «цена-качество услуг». Это уже вопрос бизнеса и конкуренции, которая в определённом, но все-таки недостаточном объёме имеет место быть. Ну а для того, чтобы замахиваться на увеличение потока туристов к 2014 году в разы, как декларирует руководство области нужно сделать невозможное.



Остаётся надеяться на активность и любознательность российских туристов и гостеприимство калининградцев, которые смогут компенсировать описанные выше недостатки.
А то, что в Калининградской области на самом деле можно недорого и прилично провести отпуск, я готов доказать на практике любым туристам-экспертам, для чего до начала летнего сезона приглашаю в наш край и гарантирую, что, при тратах ниже среднего уровня (например, гостиница на побережье или в Калининграде 1600 р. за номер на двоих с завтраком), у гостей останется самое благоприятное впечатление от проживания и совместно составленной туристической программы. В противном случае разрежу галстук на части и съем в три приёма.

P.S. Новость последнего дня – чудовищная нестыковка в работе федеральных властных структур. У таможни с 29го ноября не будет оснований для оформления товаров на основе законодательства «Свободной экономической зоны». Перспектива коллапса многих предприятий или, в лучшем случае, паники, пока в течение месяца органы федеральной власти будут улаживать расхождения. Смогут ли областные власти оперативно защитить интересы калининградских производителей и калининградцев?


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире