10:04 , 18 апреля 2019

Кино не для всех: насколько эффективен российский патриотический кинематограф

Министр культуры Владимир Мединский отказался выпускать в День победы премьеру фильма «Братство» о выводе советских войск из Афганистана, потому что на нем «нельзя воспитывать чувство патриотизма». Стремление Мединского насаждать патриотизм с помощью кино дорого обходится государству: в прокате окупается только десятая часть «коммерческих» фильмов с господдержкой.

В 2013 году Мединский призвал директора Фонда кино «перестать размазывать деньги по блюдечку» и сконцентрироваться на съемках «блокбастеров, хороших, кассовых, больших, социально значимых фильмов». С этого момента Фонд кино сконцентрировался на коммерчески успешных проектах. Однако большинство фильмов, производство которых финансировал Фонд кино с 2012 по 2017 годы, провалились в прокате. Из изученных «Проектом» фильмов окупились только 19 картин, то есть всего 12%.

Самым убыточным оказался фильм «Матильда» Алексея Учителя, получивший от Фонда кино 280 млн рублей. При бюджете фильма в 1,5 млрд рублей в прокате удалось собрать лишь 537 млн рублей. Выход фильма о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской сопровождался скандалами и независимыми критиками тоже был воспринят неоднозначно.

В 2017 году в топ-100 фильмов с самыми высокими сборами в российском прокате попали всего 25 российских фильмов. И все же в российском прокате по-прежнему лидируют голливудские фильмы: в сотне самых кассовых в 2017 году их оказалось 64.

Из года в год Фонд кино финансирует одних и тех же продюсеров. Компания «Арт Пикчерс Студия» с 2012 по 2017 годы получала поддержку Фонда кино 22 раза. Некоторые учредители сидящих на дотациях студий, напрямую задействованы в распределении государственных денег. Бондарчук и один из учредителей «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин входят в экспертный совет Фонда кино, который проводит конкурсный отбор претендентов на государственное финансирование.

На деньги государства создаются фильмы, которые редко способны конкурировать за признание на мировом уровне. Только семь фильмов из всего списка картин, поддержанных Фондом кино с 2012 по 2017 год, побеждали или хотя бы попадали в номинации престижных зарубежных кинопремий и кинофестивалей. Больше всего зарубежных наград и номинаций получил «Левиафан» Андрея Звягинцева. Фильм одержал победу в номинациях крупнейших киноконкурсов, среди которых Каннский фестиваль и Золотой глобус, но так и не смог угодить министру культуры России.

Читать на сайте «Проект»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире