09:47 , 01 декабря 2011

Взрослые о детстве: Алексей Венедиктов

Оригинал — на сайте «Большой город»

«Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов рассказал БГ о своем детстве.

714982

О семье

В Москве, в родильном доме Грауэрмана, 18 декабря 1955 года. Мы жили на Чернышевке (раньше улица Чернышевского, теперь – Покровка. – БГ).
Семья была неполной: отец погиб за две недели до моего рождения. Он был офицером на ядерной подводной лодке на Дальнем Востоке в Тихом океане, после первого похода туда подводных лодок. Мать об этом, естественно, долго не знала. Ей врали, что письма не идут. Сначала я ходил в обычный детский сад на тех же Покровских Воротах, потом в школу там же – все рядом с домом.

О мечте

Была ли какая-то материальная мечта, не вспомню.
Точно не велосипед, потому что до сих пор не умею кататься на двухколесном. Последнее мое транспортное средство – трехколесный велосипед, который материализовался не помню как. Пожалуй, настольный футбол. Где-то в десять-одиннадцать лет я вымаливал такой на день рождения. Кажется, это был чешский футбол или гэдээровский. Мне ужасно такой хотелось, потому что все кругом играли и мы ходили друг к другу играть. И в итоге мне его подарили. Это была дорогая игрушка, и подарили мне его скрипя зубами, потому что жили мы на врачебную зарплату мамы и пенсию бабушки. Покупали в «Детском мире» – там были очереди по записи, насколько я понимаю. Я сломал этот футбол на второй день: фигурки гнулись. Помню, что я об этом не сожалел: вообще, лучше бы футбол остался мечтой, потому что реализация материальной мечты часто приводит к разочарованию. Одно дело, когда что-то такое есть у твоих друзей: это каждый раз праздник, как торт. Но торт нельзя есть каждый день.

О радости

Это двор всегда, старомосковский двор.
И фильм «Покровские Ворота» отражает действительность. У нас все родители работали, и была такая группа, где мамы по очереди нас выгуливали во второй половине дня. И все в этих шапках, тяжелых шубках собирались и играли. Большего счастья, чем вывалиться во двор, особенно в начальной школе, когда можно было сбежать от домашних уроков, я не припомню. Что-то в памяти осталось, что-то ушло, но счастье двора – валяние в сугробах, лазанье по бомбоубежищам и чердакам, по крышам – это было самое радостное, начиная с пяти лет. Удрать и гулять до глубокой темноты – особенно зимой.

О грустном

Как у всех банальное: первая любовь в третьем классе.
Девочка не пришла на день рождения, и я отказался праздновать свое десятилетие. Всех выгнал, остался один и рыдал, потому что она не пришла. Страшный мой день рождения. Трагедия была вселенская, безусловно. Может быть, еще замужество моей матери, но это уже в более взрослом возрасте, и я это пережил спокойней. Еще однажды я провалился под лед на катке на Чистых прудах – это было еще до школы. Я провалился, и коньки потянули меня вниз. Помню, чья-то рука схватила меня за шиворот шубы и вытащила. Тут же набежали какие-то тетки, укутали платками. Меня на санках отвезли домой.

О воспитании

Мама заставляла меня делать домашние задания.
Она работала врачом-рентгенологом, и я приходил в этот вредный кабинет и за свинцовой стенкой делал уроки. Ненавидел я это ужасно. Во-первых, это поликлиника и врачи, а каждый ребенок этого не любит и боится. Во-вторых, от этого сидения и делания никуда нельзя было уйти. И я понял, что никогда не буду заставлять ребенка делать домашние задания, и никогда этого не делаю. Приготовление уроков нужно превращать в игру. Сейчас мы с сыном ездили на три дня во Францию, он делал задания в аэропорту Шарль де Голль. Сам. Потому что делать уроки в аэропорту на пересадке – прикольно. Руку на меня никогда не поднимали, и это научило меня не поднимать руку на ребенка, чего бы он ни вытворял.

О компании

Я рос, как трава под забором.
Сделал домашнее задание – вали во двор. Я дворовый, сознание у меня дворовое. Большим драчуном не был, потому что с ранних лет в очках. Качаться никогда не качался, физкультура не была любимым предметом, хотя бегал быстрее всех в классе. На соревнованиях выступал. Ну и шахматы, конечно. Наша компания собиралась с моих пяти лет и до пятнадцати, пока я не переехал на «Юго-Западную». Шпана в компании тоже была, но я все-таки был книжным мальчиком. Рассказывал всем прочитанные истории и втянул их в любимую игру «Три мушкетера». Годами играли одни и те же – одних и тех же: я, как в пять или шесть лет стал Атосом, так Атосом и оставался. А вот миледи сменялись. Они все были очаровательные, за ними все ходили хвостами. Эта компания на Покровских Воротах объединяла, с одной стороны, детей из профессорских семей, актерских, спортсменов очень известных, с другой стороны, подзаборную шпану и, с третьей стороны, книжных мальчиков из неполных семей – таких, как я. Это была команда. Недавно, кстати, выяснилось, что мы ходили бить детей, среди которых вырос Александр Волошин, бывший глава администрации президента. Выходили такие шпанистые пацаны и где-нибудь на Чистопрудном, на катке, или в Большом Харитоньевском дрались на кулачки. Была война за чердаки, потому что мы находили там массу интересного: старые газеты, какие-то старые самовары, подстаканники измятые – дома-то старые. Как мы выяснили с Волошиным недавно, вполне возможно, он мне пару раз тогда по морде съездил, и я не исключаю, что ему тоже от меня доставалось.

О стыдном

Я украл.
Во дворе был пацан чуть постарше, было ему лет двенадцать. Сказал, что собирается в Перу – сам, без родителей. Почему Перу? Это было что-то из «Библиотеки приключений», из этих книг с ромбиком. Я украл десять рублей у матери – огромные деньги по тем временам, она получала, по-моему, девяносто. Бумажка лежала на столе – у нас в семье к деньгам было безалаберное отношение. И я свистнул эти десять рублей и отдал этому пацану. Мама их потом искала. Мне не стыдно, что взял, – я на благородное дело давал. Стыдно, что не признался. Мамы уже нет, а я до сих пор ей не признался. Это, может, кажется смешным, но на самом деле меня это долго точило.

Текст – Александр Борзенко, «Эхо Москвы»

Оригинал

Комментарии

140

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

teacherbee 01 декабря 2011 | 13:04

И у меня воспоминания связаны с запахами. Булочки с корицей и яблоками, что пекла мама. Свежеиспеченные пироги с маком. Острый непередаваемый запах весны в марте, когда ещё снег везде лежит, а весной уже пахнет! До сих пор дурманящий запах осеннего леса, грибы, прель от гниющих пеньков. И, конечно же, запах школы, когда возвращаешься первого сентября!


01 декабря 2011 | 13:31

К-3, первая советская АПЛ, была спущена на воду 1 декабря 1958 года. Так что на Дальнем востоке к тому времени (начало декабря 1955 года) из атомных лодок теоретически могла находиться только одна - SSN-571 Наутилус.

Довьерьяй, но провьерьяй! А может, стоит копнуть поглубже??? Шутка :) И так все прекрасно видно (с) :)


aist 01 декабря 2011 | 13:32

...отец погиб за две недели до моего рождения. Он был офицером на ядерной подводной лодке на Дальнем Востоке в Тихом океане? после первого похода туда подводных лодок...
=========================================================================
Ну, Алексей Алексеевич! Вот заливает...!
Первая советская АПЛ заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года.


kestrom 01 декабря 2011 | 13:43

Да... "неточностей" много. А зарплата 90 рублей у врача-рентгенолога? В два раза "неточность". Но 10 рублей действительно были немалые деньги: три раза можно было пообедать в приличном ресторане с хорошим вином.


01 декабря 2011 | 14:51

Моя первая врачебная зарплата была 90 рублей. Врачи-рентгенологи и тогда получали надбавку "за вредность" - процентов 15-20, как я предполагаю. А.А.Венедиктов, как и я, деталей не знает.
Не дай Бог иметь такие привилегии!
Знаете, отчего умерла М. Склодовская-Кюри?
У нас в клинике по такой же причине за 2 дня "сгорела" в 70-е годы врач-рентгенолог Н.Л.Р. Гроб не разрешили открывать...


vlahh 01 декабря 2011 | 21:09

Рентгенолог -10-15%,а вот рентгенолог во фтизиодиспансере или больнице-действительно 15-20% надбавки.


02 декабря 2011 | 03:22

Re: "Моя первая врачебная зарплата была 90 рублей."

Вы начинали после 1970, когда партия-правительство проявило заботу, подняв зарплату медикам. А мать Венедиктова постарше будет, вот ее месячный заработок с надбавкой и получается таким смехотворным. Теперь представьте себе эту зарплату без надбавки.


01 декабря 2011 | 15:13

Насчет ресторанов - не знаю...
Но при своей аспирантской стипендии (95 руб.) я имел возможность ездить из Ленинграда в Москву, чтобы поработать в ГЦНМБ, - неоднократно. Это стоило всего 9 рублей - туда и обратно на поезде с "сидячими" местами.

При путинской власти, целенаправленно выталкивающей за пределы страны умных и думающих граждан, - никакой "подъём России с колен" невозможен.


01 декабря 2011 | 14:05

У меня осталось воспоминание о запахах от Филипповской булочной. Той, которая стояла на углу Невского проспекта и улицы Бакунина. Хотя булочных рядом было много, - ходил за хлебом-булкой именно туда.
Там ВЕСЬ хлеб и ВСЕ булочные изделия (батоны, коржики, баранки, сушки и пр.) - были не только свежими, но - ГОРЯЧИМИ! (От хлебозавода на Херсонской улице - 2 трамвайных остановки, около 350 м).
Были 2 кассы, 2 потока покупателей, направляемых двумя никелированными рукавами. За кассами немецкого производства (высоко, на полметра, как и в нашем ленинградском Елисеевском магазине) сидели матроны-кассирши, которым можно можно было доверить не только расчеты по сайкам и бубликам, но и всё, что угодно. Они бы не лукавили, не врали безбожно, - не стали бы потакать путинским и единоросским гадким пожеланиям.


olgakeren 01 декабря 2011 | 15:28

Алексей, привет от соседей из Подсосенского и с Покровки!
А как же монетки?
Под трамвай?
Пять копеек раскатывались просто в блюдце... Потом дырку - и на нитку!


01 декабря 2011 | 15:56

Однако трудное детство было у Алексеевича-на маленького Володю Ульянова уж больно он похож!!!


01 декабря 2011 | 16:21

"17 октября 1958 - заложена первая советская атомная подводная лодка К-19 Версия для печати Отправить на e-mail

"К-19" - первая в СССР атомная подводная лодка.Подлодка была построена в Северодвинске в рекордно короткие сроки и стала ответом Советского Союза на появление у американцев ракетной подводной лодки "Джордж Вашингтон".
Проектирование в рамках проекта 658 началось в августе 1956 года в ЦКБ-18 под руководством С.Н. Ковалева..."

Головная лодка, заложенная в Северодвинске 17 октября 1958 года, была передана флоту 12 ноября 1960 года. Ее прочный корпус состоял из десяти отсеков. На головной лодке устанавливался ракетный комплекс Д-2 с тремя шахтными пусковыми установками для ракет Р-13. Кроме трех баллистических ракет субмарина несла мощное торпедное вооружение: 6 533 мм носовых и 4 356 мм кормовых аппаратов для стрельбы противолодочными и противокорабельными торпедами." "В Москве, в родильном доме Грауэрмана, 18 декабря 1955 года. Мы жили на Чернышевке (раньше улица Чернышевского, теперь – Покровка. – БГ).
Семья была неполной: отец погиб за две недели до моего рождения. Он был офицером на ядерной подводной лодке на Дальнем Востоке в Тихом океане, после первого похода туда подводных лодок. Мать об этом, естественно, долго не знала. Ей врали, что письма не идут". Простите,но какая-то неувязка с датами...17 октября 1958года заложена ПЕРВАЯ советская атомная подлодка. Получается , что папа погиб на атомной подлодке задолго до начала её проектирования...Биограф что-то перепутал.. Простите за дотошность . Возможно я что-то недопонял .Романабрамович. Израиль.


01 декабря 2011 | 22:07

Это литературная художественная версия. Морская романтика, то, сё. Но ведь как звучит! Одно слово - Атом!


antiall Владимир Фельдман 01 декабря 2011 | 16:37

Уважаю!


lelensi 01 декабря 2011 | 17:20

Добрый день!
Воспоминания о детстве всегда очень и очень трепетные. И затрагивают самые тонкие струны души .
У меня, во всяком случае, так.
С уважением.


01 декабря 2011 | 17:54

Ностальгическая проза, хорошие чувства вызвала. Покровский бульвар и Чистые пруды мне также небезразличны.


(комментарий скрыт)

income 01 декабря 2011 | 18:52

Интересно. Как вспомнил один из читателей, мы еще подкладывали монетки под трамваи. И еще гвозди под поезда. С поездами сложнее: там предмет нужно приклеивать к рельсам, иначе слетит. И еще мы делили землю ножичками. Рисуется большой круг на земле, кидается ножик в чужую половину и, если он воткнется, земля прирезается к своей. Некоторые ребята до сих пор так играют.
Нежданная радость. Однажды в комментариях на эхе я посоветовал кому-то назвать сына Александр Александрович по типу Алексея Алексеевича. Я тогда не знал, что у него отец погиб. После удосужился прочитать биографию А.Венедиктова. Подумал, что мама так назвала его в память о погибшем отце. Стало стыдно. Сегодня понял, что нет: давая имя сыну, она не знала еще о гибели супруга. Значит, так сильно любила обоих. Это хорошо. Эховцы, называйте детей Александр Александрович, Сергей Сергеевич и Владимир Владимирович в честь А.А. и в знак любви ваших жен к вам.
Кот на картинке прекрасен. Если кот повернулся спиной, это доверие.


01 декабря 2011 | 21:02

Мы все такие одинаковые,
почему потом среди нас вырастают сволочи ?


01 декабря 2011 | 21:05

старший... детские фотографии... а пыль со следов еще не собрали? мания величия у товарища директора


01 декабря 2011 | 21:35

Пора открывать музей Венедиктова и установить перед его многоэтажным зданием скульптуру "ААВ-старшего и Главного" в натуральный рост здания.


01 декабря 2011 | 21:08

Re: Отец "был офицером на ядерной подводной лодке"

В 1955 году в СССРе не было атомных подводных лодок.


batlibo 01 декабря 2011 | 21:38

Очень хорошая фотография и хороший улыбающийся мальчик.
С уважением к ААВ.


luger_max_otto 01 декабря 2011 | 22:11

Ох, люди... Зря вы спрашиваете, когда детство было лучше. Лучшее- детство- это ваше. вот и всё.


ufalej 01 декабря 2011 | 22:48

ААВ(старший):
"Я украл десять рублей у матери – огромные деньги по тем временам, она получала, по-моему, девяносто...Мама их потом искала. Мне не стыдно, что взял, – я на благородное дело давал."

А я удивлялся банеру от ПЖиВ.....
Думаю, после этих откровений, "Эхо" может взять девиз "Деньги не пахнут, наше благородство всё оправдывает".


01 декабря 2011 | 23:40

По-моему, Вы и сами понимаете, насколько Вы предвзяты и несправедливы.


ufalej 02 декабря 2011 | 08:11

нет. я понимаю, что вам неприятно слышать от меня "неправильную" правду. Мне и самому не нравится, что всё вот таким оказывется, но, увы, всё именно так. И к работе незаменимого ААВ(старшего) вопросов всё больше и больше; откровения о былом у него сомнительные, критику и сам ААВ и его фанаты всё нетерпимее - всё именно так.
Увы.


ufalej 02 декабря 2011 | 08:11

нет. я понимаю, что вам неприятно слышать от меня "неправильную" правду. Мне и самому не нравится, что всё вот таким оказывется, но, увы, всё именно так. И к работе незаменимого ААВ(старшего) вопросов всё больше и больше; откровения о былом у него сомнительные, критику и сам ААВ и его фанаты всё нетерпимее - всё именно так.
Увы.


vi_ka 01 декабря 2011 | 23:51

Замечательно! Мы все из ТОГО детства...Очень знакомые воспоминания,ощущения...Спасибо,Алексей! ))))))


voland1945 02 декабря 2011 | 00:17

Да.. Прочитал, сына стало жалко. В 9:00 подъем, зарядка,выполнение уроков, 13:20 первый урок, после уроков в среду репетитор, по другим дням спецкурсы, 20:15 тренировки (хоккей четыре раза в неделю), после которых сколько успеет уроки делает. И так каждую неделю. Во дворе не гуляет, уроки заставляем делать. Лишили ребенка детства. Для достижения нами(родителями) поставленных целей. Надо менять жизнь ребенка.


irene 02 декабря 2011 | 14:36

_ Нельзя ли сделать отдельную рубрику под названием : " Мы вспоминаем хорошее " ?


rhythm 01 декабря 2011 | 12:31

+

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире