12:16 , 06 мая 2010

Отправить россиян учиться за границу

Несколько тезисов для программы «Послезавтра» от Мурада Софизаде, Президента Гарвардского Клуба России.
Программа выйдет в эфир 11 мая…

Основные тезисы национальной программы модернизации кадров «глобальное образование для россиян».

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Основное препятствие на пути модернизации России – слабая распространенность современных знаний и технологий 1 и как следствие – низкая производительность труда (26% 2 от уровня стран-лидеров).

При этом в России очень слабо используется такой действенный инструмент модернизации как обучение россиян в передовых университетах за рубежом и создание условий для возвращения их в Россию и работы на критически важных для модернизации направлениях.

Опыт стран, реализовавших потенциал роста производительности (Сингапур, Южная Корея, Тайвань), а также активно идущих по пути модернизации (Китай и Индия), показывает, что они сумели добиться больших успехов, обучая кадры за рубежом и привлекая их обратно. Так в Китае 14% министров, 9% членов ЦК КПК, 81% членов академии наук, 32 из 36 ректоров Шанхайских университетов, 9 из 10 наиболее влиятельных экономистов учились или работали более года за границей. В Сингапуре зарубежные дипломы имеют 20 из 21 министра. Данные страны, а также многие другие (Казахстан, Турция, США, Европейские страны), реализовывают программы обучения за рубежом.

Ситуация в России выглядит с точностью до наоборот: в гос.аппарате нет ни одного обладателя зарубежной степени PhD в сфере экономики, отправляя учиться менее 0,4% студентов Россия не реализует масштабных программ образования в ведущих глобальных университетах.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

• Обучить в передовых университетах и привлечь в Россию 10 000 стипендиатов Программы (за 2011-2015 гг.) при минимальном сценарии и 30 000 стипендиатов при полномасштабном сценарии. Для сравнения: объем программ стипендий в Китае более 12 000 чел год, в Казахстане более 3 000 чел в год.

• Обеспечить увеличение числа россиян, обучающихся за рубежом в частном порядке на 40 000 чел.

Задачи программы

• Обеспечить информирование потенциальных участников программы

• Оказать содействие в поступлении в передовые университеты

• Оказать помощь в финансировании сдачи тестов, получении образовательного кредита, и в полной или частичной компенсации образовательного кредита

• Оказать помощь при трудоустройстве в России

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные функции Программы

1. Информирование о возможностях и перспективах обучения за рубежом:


web-сайт, социальные сети, информационные центры в регионах, выездные информационные встречи в регионах, совместные мероприятия с вузами РФ, социальная реклама в СМИ

2. Содействие в поступлении в передовые университеты:

— проведение вводных сессий по планированию поступления

— организация семинаров по решению тестов

— проведение тренировочных тестов

— обеспечение подготовительными материалами

3. Финансирование сдачи тестов

– каждый участник Программы имеет право на единовременную оплату тестов TOEFL, GRE, GMAT за счет Программы

4. Содействие в получении образовательного кредита и гарантирование компенсации части выплат по кредиту:

— участнику Программы гарантируется погашение образовательного кредита за счет государства:

a. 50% в течение 5 лет при возвращении в Россию в течение 2 лет после окончания учебы

b. 100% в течение 3 лет при работе на гос.службе или в системе науки/образования РФ

— в период пребывания стипендиата вне РФ погашение образовательного кредита за счет государства не производится

5. Помощь в трудоустройстве в России:

— Государственные органы власти предоставляют вакансии для стипендиатов программы *

— Оператор программы предоставляет:

— перечень вакансий на гос.службе в рамках программы привлечения стипендиатов

— содействие в планировании и развитии карьеры

— функционирование клуба выпускников *включая стипендиатов программы, закончивших обучение до момента принятия программы

Программы обучения

• Магистратура и МBA длительностью 1-2 года, до 80% участников программы

• Повышение квалификации госслужащих длительностью 3-6 месяцев, 10% участников Программы

• PhD длительностью до 4 лет, 10% участников Программы



Кроме того, Программа предполагает организацию обменов, не требующую оплаты обучения:

• Программа обмена студентами последнего курса бакалавриата и магистратуры, длительностью 1 год

• Повышение квалификации и обмен преподавателей и ученых, 6-12 месяцев.



Университеты, участвующие в Программе



Для участия в Программе отобрано 65 ведущих университетов, либо отдельных успешных учебных программ в университетах не входящих в список ведущих. В отобранные университеты входят 45 университетов США и 20 университетов остальных стран.

БЮДЖЕТ ПРОГРАММЫ



Финансирование Программы составляет порядка 1% от бюджета на образование в РФ и состоит, главным образом, из расходов на погашение образовательных кредитов студентов, вернувшихся в РФ. Для обучения 10 000 стипендиатов потребуется около 15 млрд. руб.




1 — Здесь и далее под «технологиями» понимаются инженерные, управленческие и институциональные технологии

2 — Источник: McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия», 2009


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире