Вчера моя замечательная соведущая Таня Фельгенгауэр прогнала проникновенную телегу о том, что Навальный отказался дать комментарий Эху Москвы, а его пресс-секретарь послала всех на свой Youtube-канал. Понимаю и даже где-то разделяю эмоции. Декларируется ведь и выполняется, что Эхо вообще одно из немногих российских СМИ, которое всегда готово дать слово Навальному, как, впрочем, и другим политикам. Так что, дескать, можно было бы как-то посердешнее, Алексей Анатольич.

На самом деле, вчера Тане жестко ответил не Навальный. Это, Таня, новая медиареальность с тобой так пренебрежительно разговаривала. Во избежание недоразумений, скажу, что далее речь пойдет исключительно об общественно-политических медиа, вроде Эха Москвы и такой же повестке. Развлекательного сегмента все это мало касается, хотя и там есть сильные сдвиги, может, даже и сильнее, чем в нашей деревеньке, но я в этом не очень-то разбираюсь. И вот, что я вижу про нас.

Такие медиа, как Эхо Москвы конкурируют не только с себе подобными, скажем, ВестямиFM или Говорит Москва, но и со СМИ нового типа, вроде Навальный Live. У Эха есть еще сайт и соцсеточки, они тоже конкурируют с еще большим количеством ресурсов, но выведем их за скобки, чисто для простоты сравнивания и понимания.

Навальный понимает силу интернета. Не интернет сделал Трампа президентом, но он позволил ему не проиграть войну, объявленную ему СМИ. И даже во многом обратить ее себе на пользу. Сам по себе интересный и харизматичный политик может без особых затрат сделать свое собственное СМИ очень приличного качества, которое по охвату мало чем будет отличаться от многих из существующих. И, по большому счету, забить на медиа, их политику, их нападки, их неудобные вопросы, их вырывания из контекста, личные отношения с менеджерами и журналистами вместе взятые. Забивает ли он при этом на их аудиторию? И да, и нет. Конечно, он отказывается говорить с этой аудиторией напрямую. Точнее, отказывается признать в медиа, например, в Эхе Москвы полномочного представителя этой аудитории. Но он до нее все равно доносит свою точку зрения, поскольку СМИ (те, где на данного политика нет табу) вынуждены цитировать его собственные медиаресурсы, ссылаться на них и, по сути, промоутировать своих конкурентов. Здесь нужна оговорка, что слово «конкуренция» я употребляю не в контексте денег, то есть, рекламы и рекламодателей, а в контексте аудитории, внимания людей. Но, поскольку деньги в этом бизнесе во многом зависят от величины и качества аудитории, понятно, что перетекание денег из менее востребованных ресурсов в более востребованные — это лишь вопрос времени. Оно дает традиционным медиа шанс подумать, хотя и недолго, что они делают не так и как не проиграть эту конкуренцию.

Интересно, что в России Навальный — едва ли не единственный политик, кто может сделать медиа, сравнимое по популярности и влиятельности (именно в таком порядке поступления) со многими традиционными. Посудите сами, чей еще, по сути, персональный канал будет набирать десятки тысяч зрителей в моменте и сотни, а в отдельных случаях и миллионы просмотров в записи? Путин? Безусловно, может, даже и на пару порядков больше. Но ему не нужен канал, у него и так есть все СМИ, включая многие зарубежные. Если надо, и в хоккейную раздевалку прибегут. Но ещё кто? Медведев? И тут меня как то сомнения берут. Ну, может ненадолго, на первый эфир. А потом-то тысяч пять в моменте и все. Кто ещё? Жириновский? Ну поржать опять же на первый раз, но и то сомневаюсь. Зюганов? Не смешно. Миронова и вспоминать неудобно. Собянин? В данный конкретный момент, из-за реновации — согласен, но он потому и не пойдёт никогда на такое — там даже если каменты закрыть, дизлайки морально убьют Анастасию Ракову. Кадыров? Ну не знаю. Но неважно, главное, что все эти псевдополитики — ровным счётом никто без телевизора. Пока телевизор сообщает, что они начальники, господа, баре, их таковыми и воспринимают. Но добровольно смотреть больше одного раза никто не пойдёт. То есть, все они зависят от телевизора, а не он от них. На самом деле, конечно, от Путина, поскольку он телевизором управляет: вы не поверите, но на федеральных каналах время от времени проходят указания не показывать не только разных там оппозиционеров, но и очень-очень высокопоставленных чиновников. Есть много ньюсмейкеров, вроде Сечина или там Усманова, за интервью с которыми или даже короткий комментарий любое СМИ удавится, но публике они малоинтересны, уверен немногие знают, как звучит голос Сечина, например. И официальная политическая медиаперсона у нас ровно одна.

Дальше, как говорит один из начинающих ведущих Навальный Live Сергей Смирнов, будет хуже. Я вчера, пользуясь сетевым знакомством, приглашал на эховскую программу БлогАут одного известного видеоблогера, чтобы обсудить кейс Соколовского. Вот что он мне ответил:

2737550

То есть, тема ему интересна, а вот прийти на радио и поговорить по ней — нет. Несмотря на то, что появление в другом СМИ может принести видеоблогеру дополнительную аудиторию, он предпочитает не распыляться и выступать у себя. Не будем гадать, почему, но так будет все чаще и чаще с теми, у кого есть свой популярный канал связи с публикой. Это и есть телеграмизация, которую я вынес в заголовок.

Принцип работы каналов в мессенджере Telegram состоит в том, что никаких комментариев к записям читатели оставить не могут. Разве что написать у себя в каналах или отправить автору в личку, да и то, только если он оставил такую возможность. Казалось бы, зачем писать что-то без фидбэка, но, как выяснилось, именно это и привлекает. Таня совершенно верно вычленила важный мотив: «Так удобно! Сам выбираешь вопросы, на которые отвечаешь. Сам решаешь, достаточно ли подробно и аргументировано ответил. Никто не перебивает и не мешает.» И пусть у самого Навального телеграм-канала нет, он выбирает именно этот способ взаимодействия с аудиторией. Как ни горько мне, как журналисту это произносить, но — правильно делает. Не удивлюсь, кстати, если рано или поздно он и телеграм-канал заведет, тем более, что сейчас аудитория там маленькая и специальная, не чета Youtube.

Другими словами, что делать СМИ, когда, по сути, теперь свое собственное СМИ есть чуть ли не у каждого встречного-поперечного? Это, конечно, утрировано, раскрутить свой ресурс получается у единиц, но, тем не менее. Ответ очевиден: СМИ в этой ситуации надо крутиться. Другое дело, что я не знаю как, я, в конце концов, не медиаменеджер, а журналист, но надо. Забавно, что в определение «СМИ» в данном случае попадают не только радио и ТВ, это еще и все интернет-медиа, которые еще вчера, считались новыми, убийцами традиционных и т.д. Теперь все в одной лодке. В любом случае время собственной исключительности и отраслевой монополии на внимание аудитории, а значит на формирование ее мнений и предпочтений, прошло. Надо как можно скорее проходить от отрицания к принятию и начинать действовать.

Оригинал

Комментарии

92

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

v1954 12 мая 2017 | 13:58

Очень полезный и интересный анализ


osj99 12 мая 2017 | 16:19

v1954: средства доставки контента будут неуклонно дешеветь и упрощаться. В этой ситуации дифференциатором становится только и исключительно контент. То есть - мозги людей, его создающих. Кто в этом новом соревновании займет бОльшую нишу - я не знаю, не уверен. Но безусловно, рынок медиа через 10 будет принципиально иным, а через 20 - кординально другим. Дальше - фантазии


orein51 12 мая 2017 | 13:58

он не понимает, что эхо тихонько начинает закатываться. ещё с Ерофеева-Веллера это замечалось...


(комментарий скрыт)

nikita_troitsk 12 мая 2017 | 23:16

orein51: "эхо тихонько начинает закатываться". А уж при лесе просто в штопор ушло.
Культура интервью упала ниже плинтуса. Непомерное ЧСВ ведущих душит любой нормальный разговор.


(комментарий скрыт)

vanhalen 12 мая 2017 | 14:09

ну а что вы хотели, если ведущие - сплошные бЫчковы (за очень редким исключением)?


julia_dvoriki 12 мая 2017 | 14:28

Саша, а то мешает из Эха сделать реальный интересный и современный канал? Сайт и радиостанция даже не пытаются хоть как-то реформироваться. Трудно сделать на главной окошко с видео, понятные рубрики, всякие гаджеты и кнопочки? Трудно сделать так, чтобы на сайт заходили разные поколения и оставались там, а не только те, кто привык читать черно-белые газеты? Ну и так далее.


podwodnik 12 мая 2017 | 14:28

Вот так Плющев нечаянно выпихнул меня, постоянного посетителя сайта "Эхо", в "НавальныйLIVE". Сейчас параллельно слушаю Милова об экономике, интересно. Пошёл туда :).


(комментарий скрыт)

avarets70 12 мая 2017 | 17:18

komdiv1968: эхо москвы -ухо вашингтона.


oksana63 12 мая 2017 | 15:24

Ой, Александр, срочно расскажите это Венедиктову. Может, он даст команду своим журналистам поаккуратней обращаться с гостями в эфире??


kosmos1 12 мая 2017 | 15:25

Мне представляется, что ЭМ губит себя и население страны.. К примеру, удаление М. Веллера из эфира, является ни что иным, как неуважение к потребителю. М.Веллер, довольно доступным способом, разъясняет населению, что такое государство и общество. ЭМ слушают не из - за Бычковой, а из-за интересных гостей. Проявляя неуважение к гостям, ЭМ тем самым проявляет неуважение к слушателям. Считаю, что допущена редакционная ошибка, которую следует исправить. В этих распрях выигрывает коррупция и номенклатура государственной власти. В целом, с таким поведением, ЭМ может уподобится к партии ЯБЛОКО и тем самым нанести вред всему населению страны. Я так думаю!!!


(комментарий скрыт)

varenka 12 мая 2017 | 22:57

kosmos1: нанести вред всему населению страны\\\\\\\\

Да, умное "яблоко" не интересно слушать любителям боярышника,
им хамство доступней и понятней.


lex_nihil 12 мая 2017 | 16:59

Так, да не так. Кушать мнение одного человека, даже гениально-прекрасного, на завтрак обед и ужин надоедает очень быстро. Да еще и гениально прекрасный человек, не получая фидбэка, превращается в самовлюбленного истерика очень быстро. Из недавних примеров - Веллер. СМИ чудесны тем, что можно услышать сразу вереницу мнений, от полного одобрямс и до "ироды-фашисты". так что традиционные СМИ вряд ли уйдут, но вот форма скорее поменяется. Были газеты, станут интернет-газеды, было радио, станет интернет радио. Мне, по-большей части, нравится слушать эхо в записи на сайте. я могу выбрать тот набор мнений, который мне будет интересен и послушать в то время, когда у меня есть время и настроение слушать.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

kot1303 12 мая 2017 | 21:37

Трудно угадать будущее. Блоги и видеоблоги реально меняют медиа ресурсы, точнее некоторые классические форматы - интервью с известным человеком, например. Какой смысл тащиться в студию и отвечать на неожиданые вопросы в прямом эфире, если можно спокойно записать, подправить-добавить-отрадектировать дома, сидя в удобном кресле своё собственное "интервью"?.. Да ещё и попросить помощи.
И тут у Эха реально может возникнуть проблема - большинство передач именно в таком формате. Пока инет был-есть не у всех, пока "известные люди" сами побаиваются Инета...) Это отходит в прошлое, известным "актерам" уже не нужны подмостки масс-медиа для монологов.
Остаются диалоги, дискуссии - видеоблогер не станет приглашать своего идейного противника. Поединки всегда были зрелищнее, чем показательные выступления. Но для этого у поединщика и у аудитирии должна быть уверенность, что поединок будет честным,
репортёр-судья не будет стоять на стороне противника. И вообще - хотя бы не станет участником поединка! А вот тут опять у Эха могут возникнуть проблемы...


peruser 12 мая 2017 | 22:29

Да, Саша, надо действовать. Но только с умом, а не с тупостью журналюшек типа бычковой и лариной. Про хамство бычковой по отношению к Веллеру все знают. В среду же был повтор передачи с Дондуреем, которую вела ларина. Так вот, теперь мы никогда не узнаем, что хотел сказать этот замечательный и интереснейший человек, т.к. ларина его постоянно прерывала своими идиотскими замечаниями, не давая ему развить свою мысль. Кому нужно Эхо с трындящими журналюшками, не дающими говорить выдающимся личностям?


victor51 12 мая 2017 | 23:19

"Собственное СМИ" - это, на мой взгляд, не более чем СИП (средство индивидуальной пропаганды) Удобно - можно врать, передергивать факты, заниматься подтасовками и быть застрахованным от того, что тебя сразу же публично поймают на этом..Для Навального, с его ориентацией на неокрепшие мозги подростков, которые всё "схавают" - самое то.в предвыборной компании. А опыт вранья и подтасовок у Навального уже большой...


12 мая 2017 | 23:57

Как говорил кремль, он начнет "войну" потив Навального. Вот, начинается. с таких, казалось бы близких к Эху людей. Плющев - ты первый?


mo_nika 13 мая 2017 | 00:27

Дело в том, что Эхо – радиостанция не для слушателей, которые обычно в нормальных СМИ являются адресатами контента, а для собственных работников радиостанции, так называемых «журналистов». Если слушатель сделает замечание неугодное главреду, что он услышит? - "Аптека за углом». Или еще лучше: «У вас нет выключателя? Не нравится – не слушайте». И что вы после этого ждете?

Да, сейчас много появилось интересных каналов, где уважают потребителя и гостя. Раньше на Эхо терпели такие хамские выходки, потому, что некуда было податься. А теперь слава Богу есть куда. Вы не способны перестроиться и поэтому, к сожалению, загниваете. Благодарите за это Венедиктова в первую очередь, недалекую Бычкову и иже с ними. И дело даже не в Веллере. А в общем стиле, в отношении к слушателям.
Случай с Веллером – просто последняя капля. Это была огромная ошибка ААВ.

На Эхе еще пока приятно слушать Фельгенгауэр, Плющева и Воробьеву… - вот, пожалуй, и все… с Бычковой больше вообще невозможно для меня слушать передачи, даже если очень интересный гость.

Пересмотрите свою политику – есть еще надежда. А упрётесь – не обессудьте.


convergence 13 мая 2017 | 01:51

Хакерских атак на МВД и СКР не наблюдается: там до сих пор не провели интернет.


kurt789 13 мая 2017 | 05:34

Народ ЭМ, что означает слово плющевское "телеграМизация"?


13 мая 2017 | 09:18

Плющев, СМИ нет, как вам это до сих пор непонятно? Люди стараются что-то сделать, вы же (сми) им гадите. Вы путину такие же вопросы задавайте, однако нет, ссыкотно... Есть то, что есть, то, что может быть в этой помойке под названием сми...


olga1963 13 мая 2017 | 09:56

Есть журналисты, которые задают интересные вопросы и перебивают по делу. К сожалению, уровень многих журналистов в Эхо Москвы низкий. Поэтому часто просто мешают слушать приглашенных.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире